А мы попробуем сплотить весь мир любовью...

- ...Идти в монашество или в белое священство - для меня такого вопроса не было: за меня всё устроила Божия благодать. Как-то раз (я тогда учился на третьем курсе нашей - в ту пору Ленинградской - семинарии) к одному из моих однокурсников на праздник св.ап. Иоанна Богослова приехала из Одессы молодая родственница. Мы с ней познакомились, но вскоре она вернулась домой, и никто не думал, что это знакомство будет иметь продолжение. Однако вскоре меня призвали в армию и направили служить - в Одессу! Впрочем, это тоже ничего ещё не значило: я не покидал пределы части, а моя знакомая даже не догадывалась, что я нахожусь поблизости от неё. Однажды мои однокурсники решили навестить меня: приехали в Одессу, а как найти мою воинскую часть - не знают. Поплутав по незнакомым улицам, попросили помощи у случайной прохожей... «А я вас, кажется, знаю! - отвечает прохожая. -
Вы из Ленинградской семинарии!» Это была та самая девушка!.. Она проводила моих друзей до ворот части, и тут мы снова встретились. В семинарию из армии я вернулся уже женатым человеком - к великому изумлению всех моих знакомых. Вот вам пример того, как благодать Божия выправляет наши пути, сама подсказывает нам наилучший способ служения.

С этого удивительного рассказа началась наша беседа с протоиереем Феодором Гуряком, давним другом редакции, настоятелем Благовещенского храма на Приморском проспекте, преподавателем СПбДА. Узнав, что на днях батюшка будет праздновать свой юбилей - 50 лет, - мы пришли к отцу Феодору, чтобы поздравить его и чтобы он с высоты своего 24-летнего опыта служения поделился с читателями своим пониманием роли православного священника в современном мире.

- Как сильно действовала на меня красота богослужения в мои отроческие годы! Стройный чин службы, прекрасное пение, величавые движения священников, их блистающие ризы - как всё это захватывало мою юную душу! Я считал, что нет в жизни большего счастья, чем служить у Престола Божия, и делился с мамой этими своими мечтами. Мама радовалась, слыша такое... Но прошло совсем немного лет, я стал старшеклассником - и что-то изменилось в моей душе. Однажды мама не без тревоги спросила меня: «Почему ты ничего не говоришь о своих планах на будущее? Когда-то ты хотел стать священником - неужели теперь передумал?». А я не передумал, - я просто испугался. Понимаете, 16-17 лет - это тот возраст, когда человек начинает относиться к себе самому критически, вдруг замечает свою греховность, понимает, что бороться с грехом, оказывается, очень сложно... Но я искренне считал, что священник должен быть если не совершенно безгрешен, то во всяком случае... Словом, у меня были очень высокие мерки. Я видел замечательных, мужественных, исполненных любви батюшек, я слушал прекрасных проповедников и даже коллекционировал их проповеди, ходя по приходам с магнитофоном... И я сравнивал себя с ними - и остро сознавал своё недостоинство. «Что же? - сказала мама. - Выходит, всё, что я от тебя слышала, было пустой болтовнёй? Ты так легко отказываешься от своей мечты?» - «Я не отказываюсь, я просто боюсь... Боюсь ответственности, боюсь высоты духовной...» - «Не бойся ничего, иди смело! Господь с тобой, благодать Его будет тебе способствовать!»

Так я впервые понял, что мужество - совершенно необходимое для священника душевное качество. Нам постоянно требуется мужество: в общении со внешним миром, который ненавидит слово истины, и в общении с собственными прихожанами, которым тоже иногда приходится говорить горькую правду... Но в этом и состоит искусство пастыря - чтобы, невзирая на тёплые дружеские отношения, которые часто выстраиваются между духовником и его паствой, всерьёз рискуя этими устоявшимися отношениями, суметь вывести чадо духовное на новую глубину покаяния, помочь ему освоить новые залежи душевных сил, необходимых для осознания своей греховности... И когда наконец встречаешься с искренним, сердечным покаянием, с плачем человеческого сердца, ты так вдохновляешься, что вместе с чадом плачешь и радуешься - и силы твои возрастают невероятно! Тогда-то и чувствуешь всё величие священства в этом мире, подлинность правды Божией, и ради этих мгновений ты готов выслушивать неделями, месяцами равнодушное перечисление грехов на исповеди - что, к сожалению, свойственно большей части наших христиан.

...Современный мир, ожесточённо борясь за права человека, за человеческое достоинство, в то же время понемногу, шаг за шагом, погружается в глубочайшее недостоинство, теряет человеческий облик... Отчего же так происходит? Для нас, людей православных, ответ ясен: мир в своей борьбе перестал взирать на Бога, отсёк все связи с горним, с Божественным, перестал молиться. Как же быть? Можно презрительно отвернуться от грешного мира - но, мне кажется, мы должны свидетельствовать людям о любви, пытаться нашими скромными силами восполнить страшную нехватку этого великого чувства в современном обществе. А любовь - это не просто минутный порыв души, её нельзя вызвать в себе усилием воли; нет, любовь - это дар небесный, дар, полученный в ответ на молитву. Понимаете теперь, какая великая задача стоит перед каждым священником? Он возглавляет соборную молитву своих духовных чад, чтобы общими стараниями призвать в мир любовь. Он вместе со своими духовными детьми творит новую реальность, меняет своею молитвою окружающую действительность - в своей семье, в обществе, в мире. И он знает, что это - творческая работа, исключительная по трудности задача, постоянно требующая и сил душевных, и мужества...

Можно ли научиться любви? Не в теории, а на практике... Скажу о себе: я до сих пор учусь ей! Учусь у своих прихожан. К счастью, к нашем храме есть у кого поучиться, есть люди высокой духовности, высокой культуры, у которых не зазорно спрашивать совета. Не удивляйтесь! Нынешних прихожан принято ругать, обвинять их в равнодушии, эгоизме или чрезмерной восторженности... Отчасти это верно - но все подобные болезни с помощью благодати Божией можно преодолеть. Кроме того, на нас работает наш русский генотип, наш духовный код; за нас молятся на небесах наши православные предки. Со временем, если мы будем трудиться над своим духовным возрастанием, все наши недуги отступят и души процветут, и я постоянно вижу в своём храме людей, которые уже достигли этой поры цветущего духа. Им сейчас по 70, по 80, даже по 90 лет... Я присматриваюсь к ним, изучаю их отношение к окружающему миру, учусь их терпению, упованию на волю Божию, мужеству, молитве. И конечно, любви. Могу посоветовать это всем молодым священникам: не возноситесь над паствой, - храните свой авторитет, но не стыдитесь учиться у мудрых людей.

Нынешнее поколение молодых священников приступает к служению в нелёгкий для Церкви период. В сущности, лёгкой жизни у православных никогда не было, но всякая эпоха преподносит нам свои трудности. Трудность нынешнего дня состоит вот в чём: ещё недавно общество относилось к Церкви с глубоким чувством вины за все те беды, которые принёс с собой ХХ век. Каждый чувствовал, что несёт некую долю этой общей вины, и каждый по мере сил старался её загладить - если не делом, то хотя бы доверием к Церкви. И мы долгое время жили багажом такого молчаливого доверия. Но сейчас это время прошло. Выросло иное поколение, которое видит в Церкви что-то вроде коммерческой или политической структуры. Причём такой странный взгляд стал распространяться не только среди людей внешних, - порой он присущ и нашим прихожанам, а порой - что греха таить - и нашим священникам - главным образом тем, которые получили образование в 90-е годы, а начали служить в 2000-е. И это не единственная современная беда. Наш век - век провокаций. Существует целая армия людей, которым выгодно паразитировать на всевозможных провокациях, зарабатывать на них. Они искусственно создают скандалы и прекрасно понимают, что скандала не выйдет, если не затронуть что-то действительно важное, действительно дорогое людям. Вера, с их точки зрения, - прекрасный объект для раздувания бури в обществе. И провокации их столь искусны, что многие наши люди на них поддаются. Что сказать на это? Да, мы должны давать отпор кощунникам... Но подумайте: христианин, а тем более пастырь овец православных - он любовью должен побеждать мир!.. Я не могу воевать тем же оружием, что и кощунник: он позволяет себе такое, чего я не могу себе позволить. Поэтому с точки зрения мира - да, мы терпим поражение!.. Но христиане работают на долгую перспективу, цыплят по осени считают. И наша окончательная победа - в Царстве Божием. Только там будет посрамлён и пристыжён всякий безсовестный человек. А мы должны сделать всё, чтобы указать ему же на его ложь. Это-то и есть главная обязанность современного пастыря: постоянно указывать миру, где добро, а где зло, где ложь, а где правда. Ты - воин Христов, а воинство Христово - не земное воинство, оно заключается именно в том, чтобы нести в мир свет любви Христовой. А Христова победа - это победа смиренной любви. Наш классик, Фёдор Михайлович Достоевский, устами своего героя, старца Зосимы, говорит: «Смиренная любовь - великая сила, стяжи её и победишь весь мир». Войн и раздоров на земле хватает и без нас - давайте по мере сил насыщать мир любовью...

http://pravpiter.ru/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий