Семь медленных недель

Великий пост - 27 февраля - 14 апреля

Пост не изобретение христиан. Пост был известен в глубокой древности, о чём находим примеры в Ветхом Завете, ибо был заповедан людям Богом. Вот оно, слово Господне к пророку Иоилю: «Назначьте пост... созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу» (Иоил.1,14). Для чего нужен пост и как правильно его соблюдать? Размышляет настоятель храма вмц.Варвары в пос.Рахья иерей Илия АМБАРЦУМОВ.

- Библия являет нам примеры чудных постов: Моисей пробыл у Господа - на Синае - «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх.34,28); Господь Иисус Христос «поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни», отвечая на все происки лукавого: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4,1,2,4). А апостол Павел так пишет о себе: «Я гораздо более был... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11,23,27). Великий пост предваряет величайший праздник - Светлое Христово Воскресение. Но обратите внимание, что радость радостью, а мы всё равно помним о том, что Христу предстоит мука смертная. И сопереживая Спасителю, постим-ся. И если мы истинно постимся, то в своей душе ощущаем благодать, пребываем в особом духовном состоянии. Ибо только такое приуготовление даёт полноту понимания истинной ценности происходящего события.

Многие спрашивают: «Зачем нужен пост телесный? Может быть, вполне хватит молитвы и раскаяния в грехах?» Апостол Павел пишет: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы... не остаться недостойным» (1Кор.9,27). Значит, и такие святые люди, как апостолы, не могли обойтись без поста! Так чем же мы, слабые и маловерные, усмирим свою грешную плоть с её похотями, коли поститься не будем? Наталья Карпова (†1995) писала:

Великий пост, семь медленных недель,
Дарованных тебе для покаянья.
Но многопопечительности шмель
Жужжит, стремясь отвлечь твоё вниманье.
Великий пост - дорога к очищенью.

А блж.Августин подсказывает: «Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучите себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою».
Но пост - это не вегетарианство и не голодовка. Это - оружие, уготованное нам Богом, костыль духовный. Однако для каждого должна быть своя мера поста. Не надо воображать себя монахом и поститься сверх меры. Ну кому нужно, если вы в неразумном рвении обезсилеете до такой степени, что будете не в силах даже работать? Богу это не надо. И самому человеку не полезно. Как излишества тяготят, так и чрезмерный аскетизм надрывает человека. А вот когда ты узнаешь, что Бог не хочет, чтобы ты издевался над собой и загонял себя в какие-то невероятные рамки, а желает только то, что ты можешь радостно и добровольно Ему принести, - становится легко и радостно. Держись золотой середины. Как сказал Василий Великий, «прав только тот, кто направляет свой ум к середине добродетели». И в Священном Писании находим мы мудрое руководство: «Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его» (Ис.58,7); «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,17-18). Но если ты постишься, а близких поедом ешь - грош цена твоему посту. Вот если с любовью пост - он будет светлый, хороший, а если будет пост ради поста, а не ради спасения, то появляется уныние, грусть, раздражение на весь мир, желание обособиться. А пост должен рождать совсем другие чувства: покаяние, осознание несовершенства самого себя, и следствие этого - чувство любви к другим людям, которые есть образ Божий. Пост должен сопровождаться молитвою, исповеданием грехов, покаянием, делами благотворения, смирением и самоуничижением.

Впрочем, пост - это не только воздержание в еде. Прп.Серафим Саровский увещевал не есть досыта, чтобы осталось место для Святого Духа. А псалмопевец Давид пишет: «Я изнурял постом душу мою» (Пс.34,13). Но что значит «изнурять постом душу»? Не чрево, а именно душу? Это значит воздерживаться во время поста от всего, что может навредить нашей душе, т.е. воздержанием духовным. Так, воздержание в языке значит не злословить, не осуждать, не празднословить. «Но праздные слова не вредны, - думают многие, - а уж праздные мысли тем более, их же никто не слышит!» Так ведь и мелкие насекомые в большинстве своём не ядовиты и не смертоносны, однако легко ли дышать воздухом, наполненным ими? Они лезут в глаза и уши, раздражают. «Да как же можно мысли контролировать? - удивится кто-то. - От разговоров праздных, многословных убежать ещё можно - сократить общение во время поста. А мысль, она раз! - и влетела». Молитесь, отвечу я, чтобы не было времени ни на что другое. Проявите упорство. Читайте Шестопсалмие, повечерие, каноны... Ежедневно прочитывайте хотя бы два псалма. Кроме того, говорите с Христом своими словами. Просто и от сердца, так, как если бы вы видели Его пред собою: «Отче мой, я согрешил: бездуховно провёл день, в суете мирской. Осуждал, много разговаривал, смеялся, много ел, не молился. Прости мне, Господи». И пожалеет вас Христос, и даст вам слёзы. А слёзы во время молитвы дают нам силы, избавляют от печалей.

Далее, воздержание для глаз - не прельщаться приятным, не смотреть на что-либо неприличное; воздержание в слухе - не поражаться пустою молвою. Также нужно воздерживаться от раздражительности, от жажды славы. Воздержание - мать целомудрия, снабдитель здоровья. Иоанн Златоуст увещевал: «Избегай блуда, оскверняющего душу и тело; блуда, удаляющего нас от Бога; блуда, который уготовляет для нас вечный и неугасимый огонь». В святоотеческой литературе читал, как однажды авва Илия, боримый блудной страстью, изнемог в борьбе и вышел из келии, чтобы удовлетворить её. Вдруг земля разверзлась и поглотила его. Перед ним - мёртвые, разлагающиеся тела. Некто, сияя святостью, указывая на тела, сказал: «И ради такого удовольствия сколько подвигов ты хочешь сделать безполезными и лишить себя Царствия Небесного! О, бедное человечество!» От сильного зловония авва Илия упал, а очнулся в келии, славя и благодаря Бога. Воистину «низменные удовольствия этой жизни подобны теням и сновидениям: прежде чем окончится греховное дело, удовольствие исчезнет, а наказание за него не имеет конца», - предупреждал свт. Иоанн Златоуст. Великий пост - самое время поразмышлять о конце жизни. Подумай, сколько лет ты уже прожил - а пролетели они как одна минута. Помни о часе смертном и вовек не согрешишь.

Адрес: 188671, Ленобласть, Всеволожский р-н, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15-а. Тел. 8 (813-70) 31-882
Записала Ирина НИКОЛАЕВА

http://pravpiter.ru/
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Илия Амбарцумов:
«Не имамы иныя помощи...»
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы
26.08.2012
Семь медленных недель
Великий пост - 27 февраля - 14 апреля
20.02.2012
Тёплые слёзы прощенья пролейте
6 марта - Прощёное воскресенье
04.03.2011
Все статьи автора
"Великий пост"
О празднике светлого Христова Воскресения
Событие праздника и его эортологическая динамика
29.04.2019
Схождение во ад
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Утрени Великой Субботы
27.04.2019
«У Креста Иисусова стояла Матерь Его»
Слово протоиерея Александра Шаргунова на вынос Святой Плащаницы
26.04.2019
Совершилось!
Слово на Утрени Великой Пятницы
26.04.2019
Все статьи темы