Почему
мы стали именно такими? Почему выбрали именно этот жизненный путь, а
не иной? Насколько важен в жизни человека добрый пример близких людей? Над этими вопросами размышляет настоятель храма вмц.Варвары в пос.Рахья иерей Илия АМБАРЦУМОВ.
Очень много значит родня, окружение - сужу по личному опыту. На меня большое впечатление произвёл факт, что мой прадедушка - новомученик Владимир Московский,
- будучи физиком и учёным, принял сан в 20-х годах прошлого столетия.
Согласитесь, надо иметь крепкую веру и безстрашие, чтобы стать
священником именно тогда, когда на Церковь начались гонения. Прадед
мученически закончил свою жизнь в 1937 году - был расстрелян. Второй
человек, который стал для меня примером, - мой дед Евгений Амбарцумов,
который был секретарём митрополита Никодима. Без преувеличения могу
сказать, что его уважал даже КГБ. Известен такой случай. Вызывают деда в
КГБ, говорят: «Предлагаем сотрудничество. Вы человек умный, церковный,
а мы нуждаемся в информации». Он в ответ: «И что со мною будет, если
советская власть падёт?» Понимаете, он осмелился сказать такое, о чём в
то время даже думать было нельзя, - о том, что советская власть может
потерпеть крах! А когда в Россию приехал молодой Антоний Блюм
(будущий Митрополит Сурожский), он бывал у нас в гостях, и дедушка учил
его, как общаться с КГБ, как остаться честным и при этом никому не
навредить. Владыка Антоний отзывался о деде Евгении как о звезде,
осветившей его жизнь. А семинаристы так любили о.Евгения, что когда у
него отказали ноги, вносили его в колясочке в класс. А уж когда он
начинал говорить, все забывали, что перед ними больной, немощный
человек. А вот что рассказывал о деде мой папа - о.Димитрий (†2010):
«У дедушки было семеро детей, я - второй сын. Как-то мы с братьями,
забравшись в его кабинет (это была святая святых, потому здесь и
спрятались), выпивали - было такое искушение по молодости, чего греха
таить. Вдруг приоткрывается дверь, отец протягивает какую-то снедь и
говорит: «А почему же вы не закусываете?» Нам не то что пить
расхотелось, мы готовы были сквозь землю провалиться от стыда». Да,
дедушка был величайший педагог, ведь начни он ругаться, кричать - разве
появился бы у детей этот жгучий стыд? Надо с любовью журить и будить в
людях совесть, ответственность за свои поступки. Доказательство тому
мой папа - добрый и уважаемый всеми пастырь. Он восстановил церковь во
Всеволожске, основал приходы в Рахье, Петрокрепости, Кировске,
Бернгардовке, в пос.Свердлово. Всего восемь храмов.
- О.Илия, Амбарцумовы - священническая династия. Значит ли это, что принятие вами священнического сана было предопределено?
- Я люблю и уважаю своих прадеда, деда, отца... но в священники идти не
хотел. Мне казалось, что быть священником очень тяжело. Я мечтал стать
путешественником и после школы поступал в Университет. Провалив
экзамены, работал лаборантом в Политехническом институте. Потом
поступил в Семинарию. И именно там нашёл всё, что искал в Университете,
- путешествия (миссионерские) и исследования. Теперь я знаю: в
священники надо идти не потому, что твой отец - священник, а только
если Господь призовёт тебя на служение. Я услышал этот зов: настал
момент, когда у меня появилось всепоглощающее желание служить Богу
непременно в сане священника. Я понял, что только так смогу раскрыться
как личность сам и, обогатившись опытом прихожан, принести пользу
большему количеству людей. Приняв решение, я спросил отца, что главное
должен делать священник. Он ответил: «Утешать, потому что у людей
сейчас очень много страданий...» Сам папа так всегда и поступал. Везде,
куда бы ни приводил его долг пастыря, он жалел и поддерживал людей,
создавал общины, никого не стремился осуждать, а только утешал, утешал и
утешал.
Нас у папы с мамой одиннадцать детей. Много, а лишних нет. Знаете, есть чудесная русская поговорка: «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание».
В нашей семье уже двое сыновей стали священниками, а младший, Николай,
учится в Духовной Академии. В нашей семье нет ссор и обид, мы все
необычайно дружны. Это заслуга нашей мамы Елены Анатольевны, которая
для нас - вся любовь и солнечный свет. Обзаведясь своими семьями, мы
продолжаем помогать друг другу. Если что-то нужно пошить - идём к брату
Симе, жена рожает - обращаемся за помощью к акушеркам Ольге и Маше,
проблемы посерьёзней - поможет Женя, он служил в милиции... Каждый член
семьи, как трудолюбивый муравей, вносит свой посильный вклад.
- Батюшка, вы сын известного священника, правнук
священномученика Владимира Амбарцумова. Однако долгие годы вы служили в
маленьком Варваринском храмике, под который был приспособлен старый
магазинчик. Почему семья не помогла вам?
- Служить Создателю можно и в маленьком деревенском храме, и в
великолепном соборе. А новый храм, который, кстати, мне помог построить
мой брат, мы с прихожанами выстрадали, вымолили. И потом, церковь -
это не каменные здания, которые ныне строят и реставрируют повсеместно,
- хорошо, конечно, что строят, - но главное-то - люди! За людей принял
крестные муки Спаситель.
А в рахьинской церковке начинал служить ещё мой папа - о.Димитрий.
Храмом служило здание бывшего магазина, на котором крест висел. Теснота
была страшная, на Пасху не все прихожане даже помещались внутри,
смиренно стояли вокруг крыльца... В самом храме не было пола и стояла
страшная сырость, всё гнило. Но надо было служить и исповедовать и
причащать людей. Папе было сложнее: он начинал с того, что просто ездил
в Рахью, общался с людьми, служил по домам, крестил. И рахьинцы,
которые очень его любили, перенесли эту любовь на меня. Замечательное
наследство - я чувствую себя там как среди родных людей.
Особое внимание надобно уделять детям. Ведь детям нужен свет,
утешение, надежда. Если им сказать, что их жизнь кончается со смертью и
никакого Бога нет, - холодом наполняются их сердца и всё плохое
заполняет и развращает душу. А если мы их утешим, обрадуем светом
Евангелия, то они будут чисты помыслами, и в семье будут жить радость и
доброта. Плохих детей не бывает. Если ребёнок растёт безбожником -
значит, его окружают безбожные родители и преподаватели. Отсюда
безнравственность, наркотики, алкоголизм, уход в секты, другие
конфессии... Кто-то считает, что молодёжь должна всего этого «наесться»,
потом, мол, сама образумится. Но для многих это благоразумие может не
настать никогда или настать слишком поздно. Что касается веры... Все
знания о христианстве должны давать детям мы, православные, причём на
таком уровне, чтобы у них не возникало желания пойти к баптистам,
евангелистам и прочим. Потому что Православие - это живая вера в Бога,
какая была у прп.Серафима Вырицкого, прав.Иоанна Кронштадтского, это
живое Евангелие, которое было у Ксении Блаженной, у мучеников,
умиравших в эпоху гонений.
Посмотрите на баптистов и евангелистов - они идут в школы, собирают
целые стадионы. А ведь это мы, православные, должны были бы делать. Нам
надо не бояться идти в народ, нести слово Божие, живого Христа. Но мы
отслужим в церкви - и по домам. Разве этого от нас ждёт Христос? Наша
страна должна быть вся православной. Для этого нужны хорошие священники
и верующие педагоги. И начинать надо с семьи. Я бывал на службах у
отца в Свердлове и всегда поражался, как много в храме мужчин. Такого
не было нигде, поскольку мужчины неохотно идут в церковь. И ведь отец
был прав: воцерковление в семье начинать надо с мужчины. Надо
священникам воспитывать женщин в духе любви, чтобы они не учили мужей
вере, а исполняли свои обязанности помощницы, любили и уважали супруга,
учили детей почитать отца, и тогда мужья сами пойдут в церковь.
Почитайте книги протоиерея Глеба Каледы «Домашняя церковь» и Гарри
Чапмена «Пять языков любви». Сейчас настала эпоха, когда надо укреплять
малые домашние церкви. С них начнётся возрождение России.
И главное, не впадайте в крайности. Ужасно, когда человек даёт себе
полную свободу, предаваясь блуду, объедению, праздности. Но также
страшна и другая крайность - аскетизм непомерный, который обязательно
кончится или безбожием, отходом от веры, или полным развратом и
впадением во все тяжкие. Потому что долго держаться в напряжении
человек не может - не по силам. Бог не хочет, чтобы ты издевался над
собой, загоняя себя в неестественные рамки, Он хочет, чтобы ты нёс
крест, который тебе по силам. Осознай это, и сразу станет легко и
радостно. У Бога к людям личный подход, потому что Его Любовь - Любовь
различающая. Вот как из стада выходит животное, если пастух его позовёт
по имени, так и человек отзывается всем сердцем, всем своим существом,
если его позовёт различающая Любовь Отца Небесного. А сейчас у иных
священников неправильный принцип - загнать всех в один маленький загон.
А надо-то с любовью, индивидуально подходить к каждому, не жалея
своего времени. Если батюшка знает, что такой-то тяжело физически
работает, - разреши ему вкушать мясо во время поста. Или, бывает,
кто-то повреждается умом от излишнего копания в себе. Таким надо
временно запретить каяться, а не давить на них, понуждая к покаянию.
Таким людям полезно просто утешиться Господом, Светом. А потом они,
тихонько придя в себя, будут способны вести внутреннюю работу и
каяться. Василий Великий сказал: «Прав только тот, кто направляет свой
ум к середине добродетели».
Адрес: 188671, Ленобласть, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15А