Синдром протянутой руки

0
396
Время на чтение 6 минут

Св.Иоанн Златоустый писал: «Как у входящей царицы никто из стражей, приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все тотчас принимают её, так точно бывает и с милостынею. Она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. «Будите убо, - сказал Господь, - милосердии, яко же Отец ваш небесный милосерд есть» (Лк.6,36). Но 25 февраля 1718 года указ Петра I под страхом большого штрафа запретил давать милостыню в руки: «Кто хочет дать, тот отсыпал бы в богадельни». Так кому и как правильно подавать милостыню? Размышляет настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир СОРОКИН.

Забытый апостольский совет

- Я согласен с указом Петра. Хотя, возможно, он руководствовался не теми причинами, о которых я думаю, - дабы деньги не попали в руки шельмецов и тунеядцев, - а, например, таким образом хотел казну пополнить... Но ведь не секрет, что в храме и вокруг него полно «нищих», которые тянут всё, что слабо охраняется. Вот свежий пример: после крещенских праздников какой-то бомж встал у бака со св.водой в нашем соборе и заявил прихожанам: «Бутылка - сто рублей». И доверчивые православные платили, пока мы мошенника не заметили и не выдворили... Другой вздумал свечками торговать: мол, у него они святые. А недавно выхожу из метро, смотрю - из родного храма вприпрыжку несётся человек, за ним - наша уборщица. Что за притча? Оказалось, вор стянул со стены икону, перед которой долго «молился»... Поэтому я предпочитаю помогать бедным прихожанам, которых хорошо знаю. Кстати, ещё св.апостол Павел советовал христианам Коринфской Церкви установить в храмах постоянный сбор в пользу нуждающихся: «Поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1Кор.16.1,2). А св.Иоанн Златоуст предлагал устроить в храме ковчежец для бедных, чтобы каждый в день воскресный откладывал деньги Господни.И мы в нашем соборе стараемся так делать.

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»

- Еврейская пословица гласит:«Подарки дают человеку, чтобы приблизить его, милостыню - чтобы отвязаться». Есть доля истины?

- Мне ближе китайская пословица: «Если человек голоден - дай ему не рыбу, а удочку». И когда ко мне обращаются за помощью бывшие заключённые или обнищавшие люди, я отправляю их на курсы плотников, столяров... Это ремёсла, дающие надёжный кусок хлеба. Но странные нищие пошли в последнее время: приходят и требуют: «Дайте мне одежду, накормите». Я отвечаю: «Вот тебе лопата - убери снег вокруг храма, а я тебя накормлю в трапезной и за работу ещё заплачу». Не хотят! «Вы, - говорит, - обязаны мне и так помочь, вы же христианин, священник!» Я им тогда из Священного Писания цитирую: «И сказал Господь Бог: В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19), а ап.Павел говорил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3,10). Обижаются. Да... люди становятся нахальнее, им все обязаны - государство, Церковь, священник, верующие... Только они никому и ничего не должны. Я это называю «синдром протянутой руки», который выработался не только у нищих и бомжей, но и у многих священников и монахов. Всем нужно строить.

- Да ведь на самом деле нужно строить или восстанавливать из руин многие храмы и монастыри.

- Нужно... Но вырабатывать «синдром протянутой руки» плохо. Нельзя привыкать к благотворительности - она, как наркотик, затягивает. Или вот ещё новая мода: восстанавливают храм - непременно золотят купола и всё что можно в храме. Кому это нужно? Богу? Богу молитва наша нужна, вера крепкая, покаяние и добрые дела. Вот у Московского вокзала восстановили храм Феодоровской иконы Божией Матери, там настоятелем мой сын - о.Александр. До революции на храме позолочены были только кресты. Ныне и все пять куполов сияют позолотой. А я каждый день уезжаю с Московского вокзала домой - я в пригороде живу - и вижу реакцию в вагоне: кто-то ахает-восхищается, а многие сквозь зубы цедят: «Ишь, попы в золоте купаются». Народ обнищал! Поэтому я на каждом епархиальном собрании в присутствии богатых и ответственных людей говорю: «Вот сколько вы потратили средств на восстановление храма, на благоукрашательство и позолоту - столько же нужно теперь употребить на устройство при храме приходской школы, богадельни, просветительского центра, кружков и мастерских - всего того, что является составной частью социального служения, является выражением нашего истинно христианского отношения друг к другу, к детям, старикам, инвалидам, нищим... Иначе может повториться то, что произошло после революции, когда священников вешали на раззолоченных Царских вратах».

А то ещё недавно меня прихожанин спрашивает: «Как так получается? Даю одному монастырю деньги - давно можно было закончить и строительство, и ремонт, а им всё мало». Я ему: «А зачем деньги даёшь? Вот ко мне как-то подошёл человек, предложил деньги на установку новых окон в соборе. Я ответил, что пусть лучше наймёт бригаду рабочих и сам оплатит их работу. Так и сделали. Я денег и в глаза не видел, но окна новенькие стоят». Не надо вводить в соблазн... Милостыня должна быть разумной.

- Бывает, нет денег - только на проезд. Даю что есть - хлеб, фрукты, конфеты или консервы. Кто-то берёт и благодарит, кто-то с негодованием отказывается. Что же, притворяются нищими?
- Им деньги нужны. Возможно, на сигареты, выпивку, наркотики... На днях иду в храм, девочка, класс шестой-седьмой, стоит, милостыню просит. Спрашиваю: «Почему не в школе?» - «Бабушка болеет, лекарства нужны». Я позвал уборщицу, дал ей тысячу рублей, сказал: «Сходи с девочкой в аптеку, купи что нужно». И что же? Не дошли они до аптеки. Девочка потихоньку скрылась. Иные прикидываются паломниками: «Приезжали мощам св.Иоанна Кронштадтского поклониться, а домой вернуться денег нет». И «живут» непременно очень далеко - в Новосибирске, Владивостоке. Я отправляю с ними своего человека с деньгами на вокзал - купить билеты. И конечно, «паломники» по пути исчезают... Да, нужно людям помогать, нужно друг друга тяготы носить, но когда вам откровенно лгут в глаза - извините, Церковь не дойная корова.

Сожалеющий о поданной милостыне теряет награду свою

- Кто-то из Святых Отцов сказал: «Когда даёшь милостыню, не исследуй лицо, коему даёшь её, хорош он или плох. Милостыня - великое дело, она уничтожает множество грехов». Т.е. творя милостыню - даже пьянице или обманщику, - нельзя сожалеть о содеянном?

- Отвечу притчей. Один житель Константинополя был тяжко болен и, страшась смерти, роздал бедным тридцать златниц. Но когда выздоровел, стал жалеть о деньгах. Он рассказал о том своему знакомому. Тот увещевал его и угрожал гневом Божиим; но богач не переставал скорбеть о потраченных деньгах. Тогда знакомец говорит: «Если уж не хочешь слушать меня - пойдём в церковь. Там только скажи: «Господи, не я подавал милостыню, а вот этот человек», - и я тут же отдам тебе деньги». Сребролюбец охотно согласился. Но только он взял в руки деньги и произнёс упомянутые слова, как тут же в церкви упал и умер.

Кстати, Иоанна Милостивого как-то спросили: «Должно ли уважать просьбы людей, которых одежда не показывает нищеты?» Он отвечал: «Если ты раб Христов, то подавай милостыню так, как повелел Христос, не взирая на лица требующих. Мало ли есть сребролюбцев, одетых в раздранные рубища? И мало ли есть бедных, достойных всякого сожаления, одетых опрятно? Встречаются тысячи случаев, что тот, кто вчера, хотя и с нуждою, мог обойтись без помощи других, сегодня поневоле требует пособия. Наипаче береги осиротевших девиц: сама природа заставляет одеваться их по возможности опрятно. Заметь сие и не мудрися излишне».

- Как быть с советом, что милостыня должна «вспотеть в руке»? Этак можно её и у себя в итоге оставить, не найдя достойного.

- Сегодня ты, может быть, и впрямь не найдёшь, а завтра Господь пошлёт того, кому ой как нужны эти деньги. Поэтому подавайте тем, кого знаете. Бедных много, но они-то стесняются просить. Этого не происходило бы, если бы наши православные общины жили единой семьёй, интересовались друг другом. Но мы разобщены. Возможно, в вашем доме живёт семья, которая терпит нужду, - вот и помогите ей, тем более что сейчас Великий пост.

- Почему так: если я подаю милостыню - помню, радуюсь. Потом становится стыдно, ибо сказано: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6,3). Ведь и мне помогали люди, но об этом вспоминается реже, а то и вовсе забывается. Если помним о своей доброте - теряем награду на небесах за неё?

- Это католическая система подсчёта грехов, так сказать, «юридическая теория спасения». Православной Церковью она не приемлется, ибо арифметика любовь иссушает. У нас существует понятие созревание в любви для Царствия Божиего. Благотворительность - естественное состояние христианина. Сделал добро - и забудь. Кто-то из Святых Отцов сказал: «Будь подобен ручью, наполняющему своею влагою злых и добрых, благодетельствуй всем, как ручей, но не шуми, подобно ему, о своём благодеянии».

Адрес: 197198, СПб, ул.Блохина, 26

От редакции: 5 марта о.Владимир Сорокин празднует свой 73-й день рождения. Поздравляем дорогого батюшку, желаем долгих лет жизни, крепкого здоровья и помощи Божией во всех начинаниях на благо Русской Православной Церкви!

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Сорокин
Мне некогда стареть!
Наступление старости связано не с календарным возрастом, а с состоянием души и духовного поиска
07.12.2020
«Меня опечалил и огорчил прогноз правительства»
О многодетности, причинах сокращения численности населения России и способах решения демографической проблемы
19.10.2020
Мы живем в очень хорошее время
Великий пост необходим для того, чтобы подкорректировать свою духовную жизнь
02.03.2020
С надеждой жду конструктивных предложений
Ответ протоиерея Владимира Сорокина на критику составленного в Князь-Владимирском соборе Синодика
05.11.2018
Все статьи Протоиерей Владимир Сорокин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06