Св.Иоанн
Златоустый писал: «Как у входящей царицы никто из стражей,
приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все
тотчас принимают её, так точно бывает и с милостынею. Она поистине есть
царица, делающая людей подобными Богу. «Будите убо, - сказал Господь, -
милосердии, яко же Отец ваш небесный милосерд есть» (Лк.6,36). Но 25
февраля 1718 года указ Петра I под страхом большого штрафа запретил давать милостыню в руки: «Кто хочет дать, тот отсыпал бы в богадельни». Так кому и как правильно подавать милостыню? Размышляет настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир СОРОКИН.
Забытый апостольский совет
- Я согласен с указом Петра. Хотя, возможно, он руководствовался не
теми причинами, о которых я думаю, - дабы деньги не попали в руки
шельмецов и тунеядцев, - а, например, таким образом хотел казну
пополнить... Но ведь не секрет, что в храме и вокруг него полно «нищих»,
которые тянут всё, что слабо охраняется. Вот свежий пример: после
крещенских праздников какой-то бомж встал у бака со св.водой в нашем
соборе и заявил прихожанам: «Бутылка - сто рублей». И доверчивые
православные платили, пока мы мошенника не заметили и не выдворили...
Другой вздумал свечками торговать: мол, у него они святые. А недавно
выхожу из метро, смотрю - из родного храма вприпрыжку несётся человек,
за ним - наша уборщица. Что за притча? Оказалось, вор стянул со стены
икону, перед которой долго «молился»... Поэтому я предпочитаю помогать
бедным прихожанам, которых хорошо знаю. Кстати, ещё св.апостол Павел
советовал христианам Коринфской Церкви установить в храмах постоянный
сбор в пользу нуждающихся: «Поступайте так, как я установил в
церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у
себя и сберегает, сколько позволит ему состояние»
(1Кор.16.1,2). А св.Иоанн Златоуст предлагал устроить в храме ковчежец
для бедных, чтобы каждый в день воскресный откладывал деньги Господни.И
мы в нашем соборе стараемся так делать.
«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»
- Еврейская пословица гласит:«Подарки дают человеку, чтобы приблизить его, милостыню - чтобы отвязаться». Есть доля истины?
- Мне ближе китайская пословица: «Если человек голоден - дай ему не рыбу, а удочку».
И когда ко мне обращаются за помощью бывшие заключённые или обнищавшие
люди, я отправляю их на курсы плотников, столяров... Это ремёсла, дающие
надёжный кусок хлеба. Но странные нищие пошли в последнее время:
приходят и требуют: «Дайте мне одежду, накормите». Я отвечаю: «Вот тебе
лопата - убери снег вокруг храма, а я тебя накормлю в трапезной и за
работу ещё заплачу». Не хотят! «Вы, - говорит, - обязаны мне и так
помочь, вы же христианин, священник!» Я им тогда из Священного Писания
цитирую: «И сказал Господь Бог: В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19), а ап.Павел говорил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»
(2Фес.3,10). Обижаются. Да... люди становятся нахальнее, им все обязаны -
государство, Церковь, священник, верующие... Только они никому и ничего
не должны. Я это называю «синдром протянутой руки», который выработался
не только у нищих и бомжей, но и у многих священников и монахов. Всем
нужно строить.
- Да ведь на самом деле нужно строить или восстанавливать из руин многие храмы и монастыри.
- Нужно... Но вырабатывать «синдром протянутой руки» плохо. Нельзя
привыкать к благотворительности - она, как наркотик, затягивает. Или
вот ещё новая мода: восстанавливают храм - непременно золотят купола и
всё что можно в храме. Кому это нужно? Богу? Богу молитва наша нужна,
вера крепкая, покаяние и добрые дела. Вот у Московского вокзала
восстановили храм Феодоровской иконы Божией Матери, там настоятелем мой
сын - о.Александр. До революции на храме позолочены
были только кресты. Ныне и все пять куполов сияют позолотой. А я каждый
день уезжаю с Московского вокзала домой - я в пригороде живу - и вижу
реакцию в вагоне: кто-то ахает-восхищается, а многие сквозь зубы цедят:
«Ишь, попы в золоте купаются». Народ обнищал! Поэтому я на каждом
епархиальном собрании в присутствии богатых и ответственных людей
говорю: «Вот сколько вы потратили средств на восстановление храма, на
благоукрашательство и позолоту - столько же нужно теперь употребить на
устройство при храме приходской школы, богадельни, просветительского
центра, кружков и мастерских - всего того, что является составной
частью социального служения, является выражением нашего истинно
христианского отношения друг к другу, к детям, старикам, инвалидам,
нищим... Иначе может повториться то, что произошло после революции, когда
священников вешали на раззолоченных Царских вратах».
А то ещё недавно меня прихожанин спрашивает: «Как так получается? Даю
одному монастырю деньги - давно можно было закончить и строительство, и
ремонт, а им всё мало». Я ему: «А зачем деньги даёшь? Вот ко мне
как-то подошёл человек, предложил деньги на установку новых окон в
соборе. Я ответил, что пусть лучше наймёт бригаду рабочих и сам оплатит
их работу. Так и сделали. Я денег и в глаза не видел, но окна
новенькие стоят». Не надо вводить в соблазн... Милостыня должна быть
разумной.
- Бывает, нет денег - только на проезд. Даю что есть - хлеб,
фрукты, конфеты или консервы. Кто-то берёт и благодарит, кто-то с
негодованием отказывается. Что же, притворяются нищими?
- Им деньги нужны. Возможно, на сигареты, выпивку, наркотики... На днях
иду в храм, девочка, класс шестой-седьмой, стоит, милостыню просит.
Спрашиваю: «Почему не в школе?» - «Бабушка болеет, лекарства нужны». Я
позвал уборщицу, дал ей тысячу рублей, сказал: «Сходи с девочкой в
аптеку, купи что нужно». И что же? Не дошли они до аптеки. Девочка
потихоньку скрылась. Иные прикидываются паломниками: «Приезжали мощам
св.Иоанна Кронштадтского поклониться, а домой вернуться денег нет». И
«живут» непременно очень далеко - в Новосибирске, Владивостоке. Я
отправляю с ними своего человека с деньгами на вокзал - купить билеты. И
конечно, «паломники» по пути исчезают... Да, нужно людям помогать, нужно
друг друга тяготы носить, но когда вам откровенно лгут в глаза -
извините, Церковь не дойная корова.
Сожалеющий о поданной милостыне теряет награду свою
- Кто-то из Святых Отцов сказал: «Когда даёшь милостыню,
не исследуй лицо, коему даёшь её, хорош он или плох. Милостыня -
великое дело, она уничтожает множество грехов». Т.е. творя милостыню - даже пьянице или обманщику, - нельзя сожалеть о содеянном?
- Отвечу притчей. Один житель Константинополя был тяжко болен и,
страшась смерти, роздал бедным тридцать златниц. Но когда выздоровел,
стал жалеть о деньгах. Он рассказал о том своему знакомому. Тот
увещевал его и угрожал гневом Божиим; но богач не переставал скорбеть о
потраченных деньгах. Тогда знакомец говорит: «Если уж не хочешь
слушать меня - пойдём в церковь. Там только скажи: «Господи, не я
подавал милостыню, а вот этот человек», - и я тут же отдам тебе
деньги». Сребролюбец охотно согласился. Но только он взял в руки деньги и
произнёс упомянутые слова, как тут же в церкви упал и умер.
Кстати, Иоанна Милостивого как-то спросили: «Должно ли уважать просьбы
людей, которых одежда не показывает нищеты?» Он отвечал: «Если ты раб
Христов, то подавай милостыню так, как повелел Христос, не взирая на
лица требующих. Мало ли есть сребролюбцев, одетых в раздранные рубища? И
мало ли есть бедных, достойных всякого сожаления, одетых опрятно?
Встречаются тысячи случаев, что тот, кто вчера, хотя и с нуждою, мог
обойтись без помощи других, сегодня поневоле требует пособия. Наипаче
береги осиротевших девиц: сама природа заставляет одеваться их по
возможности опрятно. Заметь сие и не мудрися излишне».
- Как быть с советом, что милостыня должна «вспотеть в руке»? Этак можно её и у себя в итоге оставить, не найдя достойного.
- Сегодня ты, может быть, и впрямь не найдёшь, а завтра Господь пошлёт
того, кому ой как нужны эти деньги. Поэтому подавайте тем, кого
знаете. Бедных много, но они-то стесняются просить. Этого не
происходило бы, если бы наши православные общины жили единой семьёй,
интересовались друг другом. Но мы разобщены. Возможно, в вашем доме
живёт семья, которая терпит нужду, - вот и помогите ей, тем более что
сейчас Великий пост.
- Почему так: если я подаю милостыню - помню, радуюсь. Потом
становится стыдно, ибо сказано: «Пусть левая рука твоя не знает, что
делает правая» (Мф.6,3). Ведь и мне помогали люди, но об этом
вспоминается реже, а то и вовсе забывается. Если помним о своей доброте -
теряем награду на небесах за неё?
- Это католическая система подсчёта грехов, так сказать, «юридическая
теория спасения». Православной Церковью она не приемлется, ибо
арифметика любовь иссушает. У нас существует понятие созревание в любви
для Царствия Божиего. Благотворительность - естественное состояние
христианина. Сделал добро - и забудь. Кто-то из Святых Отцов сказал:
«Будь подобен ручью, наполняющему своею влагою злых и добрых,
благодетельствуй всем, как ручей, но не шуми, подобно ему, о своём
благодеянии».
Адрес: 197198, СПб, ул.Блохина, 26
От редакции: 5 марта о.Владимир Сорокин празднует свой 73-й день
рождения. Поздравляем дорогого батюшку, желаем долгих лет жизни,
крепкого здоровья и помощи Божией во всех начинаниях на благо Русской
Православной Церкви!