В Риме насчитывается более полусотни древних подземных
кладбищ, так называемых катакомб, служивших местом захоронения членов
раннехристианских общин. В их многокилометровых темных коридорах и залах
рождалась особая изобразительная система, где многовековое античное
наследие тесно сплеталось с христианскими образами и символами,
мифологические сюжеты обретали иные смыслы, а декоративный стиль поздней
римской живописи переплавлялся в новые формы.
Образы Спасителя в живописи катакомб весьма разнообразны. Христос представлен и как Добрый Пастырь, несущий овцу, и как юноша в тоге, поучающий учеников. В росписях IV века Христос чаще всего изображается с длинными волосами и бородой, что станет традиционным для последующей византийской иконографии.
На илл.: Христос на троне с апостолами Петром и Павлом и избранными святыми. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина. Рим. IV век
Cложить свои кости
Несмотря на укоренившееся представление о раннем возникновении катакомб, археологические исследования позволяют ученым с уверенностью говорить о появлении первых подземных христианских кладбищ только во II веке н. э. К этому времени христианские общины Рима были довольно сплочены и уже многочисленны. С первыми десятилетиями II столетия связывают основание двух самых древних катакомб, возникших на территории частных земельных владений как семейные усыпальницы, а затем расширявшихся за счет погребения близких, их наследников и других единоверцев-христиан. Достоверно известно, что так называемые катакомбы Присциллы получили свое название по имени жены римского сенатора Ацилия Глабриона. Римский историк и ученый Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей» указывает, что Ацилий Глабрион в числе других римских сенаторов был осужден на смерть императором Домицианом «по обвинению в желании нововведений». Возможно, это указывает на то, что сенатор пострадал за приверженность христианству. Семейная усыпальница Ацилия и Присциллы с годами превратилась, как и все остальные катакомбы, в сеть разветвленных ходов с многочисленными прямоугольными нишами - «локулами», вырубленными в несколько рядов, и отдельными небольшими залами - «кубикулами». Ниши-локулы, куда клали тело покойного, закрывались плитами (часто мраморными). На них либо кратко указывалось имя покойного, либо делалась весьма пространная надпись-эпитафия в сопровождении какого-либо символа или изображения. В кубикулах погребались богатые члены общины, и именно здесь сохранились многочисленные настенные росписи. Очень редко в катакомбах встречается мозаика, как, например, в катакомбах Домитиллы, где она украшает полукруглые ниши аркосолиев.
Миф о том, что римские катакомбы служили христианам тайным укрытием в эпоху гонений, сложился еще в XVI-XVII веках, когда состоялось первое их открытие. Однако теперь бесспорно, что места погребения христиан были известны римским властям, не препятствовавшим такому использованию частной земли. Любое захоронение считалось в Риме священным, неприкосновенным местом, и этот закон распространялся в том числе на христианские кладбища, что, однако, не мешало в период обострения гонений засыпать часть из них. Подземные коридоры катакомб служили местом встречи, где совершались совместные поминальные службы, возносились молитвы об упокоении душ усопших. Первоначально в катакомбах не было больших помещений, удобных для больших собраний верующих. Однако уже к IV веку площадь подземных галерей значительно увеличилась, а после того, как император Константин положил конец гонениям на христиан, они стали популярным местом паломничества для всех, кто хотел помолиться у гробов пострадавших за веру мучеников. Римский папа Дамасий I (366-384) предпринял масштабную реконструкцию катакомб, укрепив в них своды и стены и восстановив некоторые порушенные временем могилы. С именем этого папы связывают начало угасания традиции подземных захоронений. Ему приписывается надпись, сделанная в катакомбах Сан Каллисто: «Здесь я желал бы сложить свои кости, но убоялся потревожить священный прах святых».
Орфей и Добрый Пастырь
Памятники катакомбного искусства имеют размытые хронологические рамки. Различные участки росписей создавались в разное время, и точно датировать стилистически неоднородные фрески невозможно. В качестве надгробных плит, закрывающих локулы, могли использоваться античные стелы или обломки мраморных архитектурных деталей, уже имевших древние языческие надписи или изображения, что также затрудняет определение времени их создания. Так, вторично использована закрывающая плита локулы на виа Анапо, на которой изображены маленькие обнаженные мальчики-путти. Античные сюжеты широко представлены в живописи катакомб. Здесь встречаются персонификации времен года и сил природы. В Сан-Каллисто можно увидеть иллюстрации мифа об Амуре и Психее, а в своде мавзолея Клодиуса Гермеса в катакомбах Сан-Себастиано изображена голова Медузы Горгоны. В кубикуле Самсона гипогея на виа Дино Компаньи, катакомбах Домитиллы и во многих других памятниках представлены буколитические (то есть «пастушьи», сельские) сцены. Многочисленные фруктовые и цветочные гирлянды, изображения птиц и животных, вероятно, заимствованы художниками из репертуара росписей домов богатых римлян. Зачастую в образе античных героев изображались христианские святые. Известно изображение Христа в образе Орфея, играющего на лире (катакомбы Петра и Марцеллина), поскольку этот языческий музыкант, согласно мифам, спускался в преисподнюю, что символически соотносилось с сошествием во ад Христа. В живописи III-IV веков популярными были образы Христа в виде Доброго Пастыря - юноши в короткой тунике, несущего на плечах овцу. Такой принцип изображения был известен античному искусству, однако приобрел совершенно новое значение, согласно словам Христа: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).
Оранты из кубикулы
В катакомбных росписях рождалась и новая иконография, связанная c изображением ветхозаветных и евангельских сцен. При этом круг сюжетов, в которых воплощались идеи спасения души и христианского благочестия, был достаточно устойчивым. Популярными были сцены «Даниил во рву львином» и «Три отрока в пещи огненной». История пророка Ионы, три дня находившегося во чреве проглотившего его кита, а зачем чудесно спасенного, прообразовательно соотносилась с пребыванием Христа во гробе и Воскресением, согласно евангельским словам (Мф. 12: 38-40). Сцены из жизни Ионы запечатлены в катакомбах Петра и Марцеллина, катакомбах Сан-Каллисто и многих других. Из новозаветных сцен изображались чудеса и исцеления, совершенные Христом на земле, в том числе воскрешение Лазаря, что было связано с верой в воскресение душ всех погребенных в катакомбах. Примечательно, что в составе этих росписей отсутствуют страстные сюжеты - никогда не изображаются события последних дней земной жизни Христа и Его Распятие. Смерть многочисленных мучеников, погребенных в катакомбах, также не являлась темой для подземных росписей. Умершие изображались в образе орант - молящихся фигур с воздетыми вверх руками. Самые известные из них - оранта с покрывалом на голове второй половины III века из катакомбы Присциллы и оранта в богатых одеяниях из кубикулы Граты катакомб Джиордани (IV век). И если первая из них изображена в плоскостной, условной манере, то изображение второй оранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.
Выработанные в катакомбной живописи сюжеты получили дальнейшее иконографическое развитие в церковной живописи. К моменту строительства первых храмов при императоре Константине, провозгласившем христианство официальной государственной религией, в искусстве уже имелся богатый опыт визуализации основных положений христианского вероучения. Катакомбные росписи, создававшиеся на преломлении античного иллюзионизма и стремлении к условной плоскостной живописи, стали важным начальным этапом формирования раннего византийского искусства.
Словарь катакомб:
Аркосолий - полукруглая ниша в виде глухой арки над захоронением.
Гипогей - подземное погребальное помещение, склеп.
Кубикула - небольшое отдельное помещение в конце или в стороне от коридоров катакомб, где находилась семейная усыпальница или место захоронения наиболее богатых членов христианской общины. Кубикулами также назывались спальные комнаты в древнеримских домах.
Локула - горизонтальная прямоугольная ниша, вырубленная в стене, куда клали тело покойного. После совершения поминальных молитв локула замуровывалась или заставлялась мраморной плитой.
В наши дни туристы и паломники могут посетить лишь несколько подземных римских кладбищ. Это прежде всего катакомбы Сан-Каллисто и Сан-Себастьяно (святого мученика Севастиана) на древней Аппиевой дороге (Via Appia), катакомбы Присциллы и катакомбы Домитиллы, где сохранилось большое количество настенных росписей, а также катакомбы святой Агнессы (мученицы Агнии) у храма ее имени на Via Nomentana. Во многих других катакомбах до сих пор проводятся раскопки и научные исследования под руководством специальной комиссии, назначаемой Ватиканом.
На илл.: кубикула Доброго Пастыря катакомб Домитиллы. Рим
Для живописи катакомб характерно обилие символов, в которых были заложены идеи спасения, бессмертия и воскресения. Важными, знаковыми были изображения рыбы, которые служили евхаристическими символами наряду с изображением хлебов и виноградной лозы. Кроме того, греческое слово «ихтис» (рыба) означало монограмму имени Христа, состоящую из начальных букв слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель.
На илл.: символ Евхаристии. Деталь росписи крипты Луцины в катакомбах Сан-Каллисто. Рим. Первая половина III века
Древнейший сохранившийся образ Пресвятой Девы. Слева от нее представлен пророк (возможно, Исайя), указующий на звезду.
На илл.: Богоматерь с Младенцем. Катакомбы Присциллы. Рим. Конец II века
Изображения орант, поднявших руки в молении, часто встречаются в живописи катакомб. Образ оранты из кубикула Гранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.
На илл.: Оранта в богатых одеяниях. Деталь росписи кубикула Гранты катакомб Джиордани. Середина IV века
Светлана ЛИПАТОВА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=88§ion=10031&article=1944