Иконография казни

29 августа/11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

0
912
Время на чтение 6 минут
Иконография самого чтимого после Пресвятой Богородицы святого - Иоанна Предтечи - обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы - Усекновение и обретение его честной главы. События, с которыми связаны эти иконы, складываются во вполне детективные сюжеты. Разобраться в хитросплетениях истории помогает научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлана Липатова.

В иконографии усекновения встречаются примеры, где соблюдается последовательность в развитии сюжета. Чашу с главой могли изобразить рядом с уже обезглавленным Предтечей. Но и в таких вариантах, как правило, большое внимание уделяется изображению главы в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры.
На илл.: Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона. XVI век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Святой Иоанн, почитаемый Церковью как Предтеча Христа, был великим аскетом и последним пророком, предрекшим явление Спасителя в мир людей. Мало святых имеют так много дней памяти в православном календаре. В январе, на следующий день после Богоявления, празднуется Собор Иоанна Предтечи, затем 9 марта вспоминаются Первое и Второе обретения его главы, летом -- праздник Третьего, последнего ее обретения и Рождество Иоанна. Осенью следуют Усекновение главы, сопровождаемое строгим постом, память праведных родителей Предтечи, а также праздники Зачатия Иоанна Крестителя и перенесения его мощей (правой руки).

Как мы видим, сразу несколько событий, отмеченных в годовом круге богослужений, связаны с почитанием драгоценной святыни, которой стала глава принявшего мученическую кончину святого. Рассказ об этом событии содержится в Евангелии. Усекновение главы Иоанна Предтечи мечом, страшное завершение пира Ирода -- распространенный сюжет в византийском и древнерусском искусстве.

«Усекну его в темнице»
Как же изображается кончина святого? Одним из примечательных образов является шитая пелена конца XV века из собрания Государственного исторического музея. Действие происходит на фоне горок, что, заметим, не соответствует евангельскому тексту. Там как место казни указывается темница: «Он же (воин) шед усекну его в темнице» (Мк. 6: 28, см. также Мф. 14: 10). На пелене темницей, по всей видимости, является высокая палата, изображенная справа. На иконах Усекновения художники традиционно отдавали предпочтение показу скалистого пейзажа, а не обстановке заточения пророка. По всей видимости, так осуществлялась изобразительная связь с образами Иоанна Предтечи в пустыне. Ядром композиции пелены являются фигуры воина, заносящего обнаженный меч, и покорно склонившегося Иоанна с вытянутыми вперед связанными руками. Ниже у его ног в золотой чаше лежит отрубленная глава с закрытыми глазами и нимбом. Она представлена вне временного контекста -- ведь сам Предтеча показан в момент, предшествующий смерти, необезглавленным.

В иконографии Усекновения встречаются примеры, где соблюдается последовательность в развитии сюжета. Чашу с главой могли изобразить рядом с уже обезглавленным Предтечей, из шеи которого иногда текут струи крови. Но и в таких вариантах, как правило, большое внимание уделяется изображению главы в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры. На иконе XVI века из Русского музея такая пещера представлена прямо в центре, к ней склоняется безжизненное тело Иоанна. Поскольку в иконописи не используются традиционные для живописи приемы передачи пространства и перспективы, само размещение сосуда на фоне расщелины указывает на то, что он находится скрытым внутри ее. И в связи с этим возникает тема обретений главы Предтечи и ее почитания. Отделенная от тела голова и на иконе, и на рассмотренной пелене представлена, прежде всего, не исторически (как только что положенная на блюдо, чтобы быть отнесенной на пир Ирода), а символически -- как почитаемая реликвия, которая была скрыта и несколько раз найдена.

В мешке горшечника
Существуют разночтения истории ее первого обретения, опирающиеся на различные источники. Они сходятся в одном: Иродиада закопала главу обличившего ее праведника отдельно от тела, похороненного учениками Предтечи в самарийском городе Севастии. Традиция изображений Первого и Второго обретений чаще всего опирается на рассказ известного византийского агиографа Х века святого Симеона Метафраста. В составленном им житии повествуется о том, как главу Предтечи, скрытую Иродиадой, обнаружили два монаха, совершавшие паломничество в Иерусалим. Откопав святыню, они не воздали ей должных почестей, положили в мешок и попросили понести его одного бедного горшечника. Тому явился во сне сам святой Иоанн и приказал тайно оставить спутников и отнести главу в Эмессу (древний город в Келесирии -- области Азии. Ныне эта местность находится на территории Сирии). После смерти горшечника святыня находилась в руках монаха Евстафия, проповедовавшего арианскую ересь и приписывавшего себе чудотворения, совершавшиеся от главы. После того как жители Эмессы изгнали Евстафия, сокрытая в его пещере святыня оказалась забыта.

Повторное обретение произошло в V веке. Эмесскому игумену Маркелу во сне явился Предтеча и указал местонахождение главы. Совместное празднование Первого и Второго обретений, совершаемое 24 февраля (9 марта по новому стилю), было установлено лишь в IX веке, когда святыня со всей торжественностью была перенесена в Константинополь. Драгоценная реликвия, свидетельствующая о земных жизнях Спасителя и Предтечи, не была утеряна. Радость об этом наполняет богослужебные песнопения праздника. В стихире на «Господи, воззвах» (глас 5) службы Первому и Второму обретению святой главы она сравнивается с воссиявшим миру солнцем.

На Руси почитание святого Иоанна было очень широким. Большое количество храмов и икон, посвященных пророку и усекновению его главы, связано с заказами царя Иоанна Грозного, небесным покровителем которого был Предтеча. В XVI веке в Архангельском соборе Московского Кремля был устроен редкий по своему посвящению придел в честь Обретения главы. Очевидно, что главной иконой в нем был одноименный образ, на котором могло быть представлено одно или несколько событий, связанных с историей прославления святыни.

Три находки


Отдельные иконы с сюжетом Обретений встречаются нечасто. В основе иконографической схемы -- однотипная сцена. В центре в пещере изображается чаша с главой, а по сторонам два монаха разного возраста. Один из них копает землю лопатой, другой стоит на коленях перед явленной святыней, протягивая к ней руки.
Отдельные иконы с сюжетом Обретений встречаются нечасто. Главными его иллюстрациями обычно были клейма житийных икон святого Иоанна. Многочисленные небольшие образы, окружающие центральное изображение с крупной фигурой Предтечи, содержали цикл, начинавшийся с зачатия пророка праведными Захарией и Елизаветой и завершавшийся темой почитания его честной главы.

Как же изображают само обретение? В основе иконографической схемы -- однотипная сцена. В центре в пещере изображается чаша с главой, а по сторонам два монаха разного возраста. Один из них копает землю лопатой, другой стоит на коленях перед явленной святыней, протягивая к ней руки. Если житийный цикл краток, то в нем могло присутствовать лишь одно клеймо с Обретением. Если при этом сопроводительные надписи и имена монахов отсутствуют, то в точности установить, какое из двух событий -- Первое или Второе обретение -- изображено, не представляется возможным. Существование такого «собирательного» образа, объединяющего и Первое и Второе обретение главы Иоанна, напрямую связано с тем, что церковное празднование они имеют общее.

Изображения же Третьего, последнего Обретения главы, после которого она была с почестями перенесена в столицу Византии и с почестями положена в Студийском монастыре, опознаются намного легче. Чаще всего на них представлены юноши, откапывающие кирками и лопатами реликвию в присутствии монахов и священников в облачениях. В византийских памятниках одним из иконографических вариантов этого Обретения являлось изображение богослужения перед святой главой, лежащей на престоле. 


Честная глава святого Иоанна Пердтечи в окладе, хранящаяся в соборе Богоматери в Амьене. Франция


Глава Иоанна Пердтечи. Икона мастера Ивана Буренина. 1762 год. Угличский художественный музей 

Во времена крестовых походов, когда столица Византийской империи подверглась разорению и разграблению, святая глава была увезена из Константинополя и оказалась во Франции. Она и сейчас находится в готическом соборе Богоматери в Амьене, куда приезжают многочисленные паломники. Пребывание реликвии в Европе дало толчок к распространению в западном искусстве натуралистических скульптурных образов, воспроизводящих лежащую на блюде отрубленную голову. В поздней русской иконописи XVIII-XIX веков усекновенная глава Предтечи в чаше или на блюде стала предметом изображения сама по себе, полностью вне сюжетного контекста или жития Иоанна, как это представлено на иконе Ивана Буренина из Угличского музея (1762).

Впервые опубликовано на сайте журнала Нескучный сад

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Липатова
Все статьи Светлана Липатова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06