В иконографии усекновения встречаются примеры, где соблюдается последовательность в развитии сюжета. Чашу с главой могли изобразить рядом с уже обезглавленным Предтечей. Но и в таких вариантах, как правило, большое внимание уделяется изображению главы в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры. На илл.: Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона. XVI век. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург |
Как мы видим, сразу несколько событий, отмеченных в годовом круге богослужений, связаны с почитанием драгоценной святыни, которой стала глава принявшего мученическую кончину святого. Рассказ об этом событии содержится в Евангелии. Усекновение главы Иоанна Предтечи мечом, страшное завершение пира Ирода -- распространенный сюжет в византийском и древнерусском искусстве.
«Усекну его в темнице»
Как же изображается кончина святого? Одним из примечательных образов является шитая пелена конца XV века из собрания Государственного исторического музея. Действие происходит на фоне горок, что, заметим, не соответствует евангельскому тексту. Там как место казни указывается темница: «Он же (воин) шед усекну его в темнице» (Мк. 6: 28, см. также Мф. 14: 10). На пелене темницей, по всей видимости, является высокая палата, изображенная справа. На иконах Усекновения художники традиционно отдавали предпочтение показу скалистого пейзажа, а не обстановке заточения пророка. По всей видимости, так осуществлялась изобразительная связь с образами Иоанна Предтечи в пустыне. Ядром композиции пелены являются фигуры воина, заносящего обнаженный меч, и покорно склонившегося Иоанна с вытянутыми вперед связанными руками. Ниже у его ног в золотой чаше лежит отрубленная глава с закрытыми глазами и нимбом. Она представлена вне временного контекста -- ведь сам Предтеча показан в момент, предшествующий смерти, необезглавленным.
В иконографии Усекновения встречаются примеры, где соблюдается последовательность в развитии сюжета. Чашу с главой могли изобразить рядом с уже обезглавленным Предтечей, из шеи которого иногда текут струи крови. Но и в таких вариантах, как правило, большое внимание уделяется изображению главы в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры. На иконе XVI века из Русского музея такая пещера представлена прямо в центре, к ней склоняется безжизненное тело Иоанна. Поскольку в иконописи не используются традиционные для живописи приемы передачи пространства и перспективы, само размещение сосуда на фоне расщелины указывает на то, что он находится скрытым внутри ее. И в связи с этим возникает тема обретений главы Предтечи и ее почитания. Отделенная от тела голова и на иконе, и на рассмотренной пелене представлена, прежде всего, не исторически (как только что положенная на блюдо, чтобы быть отнесенной на пир Ирода), а символически -- как почитаемая реликвия, которая была скрыта и несколько раз найдена.
В мешке горшечника
Существуют разночтения истории ее первого обретения, опирающиеся на различные источники. Они сходятся в одном: Иродиада закопала главу обличившего ее праведника отдельно от тела, похороненного учениками Предтечи в самарийском городе Севастии. Традиция изображений Первого и Второго обретений чаще всего опирается на рассказ известного византийского агиографа Х века святого Симеона Метафраста. В составленном им житии повествуется о том, как главу Предтечи, скрытую Иродиадой, обнаружили два монаха, совершавшие паломничество в Иерусалим. Откопав святыню, они не воздали ей должных почестей, положили в мешок и попросили понести его одного бедного горшечника. Тому явился во сне сам святой Иоанн и приказал тайно оставить спутников и отнести главу в Эмессу (древний город в Келесирии -- области Азии. Ныне эта местность находится на территории Сирии). После смерти горшечника святыня находилась в руках монаха Евстафия, проповедовавшего арианскую ересь и приписывавшего себе чудотворения, совершавшиеся от главы. После того как жители Эмессы изгнали Евстафия, сокрытая в его пещере святыня оказалась забыта.
Повторное обретение произошло в V веке. Эмесскому игумену Маркелу во сне явился Предтеча и указал местонахождение главы. Совместное празднование Первого и Второго обретений, совершаемое 24 февраля (9 марта по новому стилю), было установлено лишь в IX веке, когда святыня со всей торжественностью была перенесена в Константинополь. Драгоценная реликвия, свидетельствующая о земных жизнях Спасителя и Предтечи, не была утеряна. Радость об этом наполняет богослужебные песнопения праздника. В стихире на «Господи, воззвах» (глас 5) службы Первому и Второму обретению святой главы она сравнивается с воссиявшим миру солнцем.
На Руси почитание святого Иоанна было очень широким. Большое количество храмов и икон, посвященных пророку и усекновению его главы, связано с заказами царя Иоанна Грозного, небесным покровителем которого был Предтеча. В XVI веке в Архангельском соборе Московского Кремля был устроен редкий по своему посвящению придел в честь Обретения главы. Очевидно, что главной иконой в нем был одноименный образ, на котором могло быть представлено одно или несколько событий, связанных с историей прославления святыни.
Три находки
Отдельные иконы с сюжетом Обретений встречаются нечасто. В основе иконографической схемы -- однотипная сцена. В центре в пещере изображается чаша с главой, а по сторонам два монаха разного возраста. Один из них копает землю лопатой, другой стоит на коленях перед явленной святыней, протягивая к ней руки. |
Как же изображают само обретение? В основе иконографической схемы -- однотипная сцена. В центре в пещере изображается чаша с главой, а по сторонам два монаха разного возраста. Один из них копает землю лопатой, другой стоит на коленях перед явленной святыней, протягивая к ней руки. Если житийный цикл краток, то в нем могло присутствовать лишь одно клеймо с Обретением. Если при этом сопроводительные надписи и имена монахов отсутствуют, то в точности установить, какое из двух событий -- Первое или Второе обретение -- изображено, не представляется возможным. Существование такого «собирательного» образа, объединяющего и Первое и Второе обретение главы Иоанна, напрямую связано с тем, что церковное празднование они имеют общее.
Изображения же Третьего, последнего Обретения главы, после которого она была с почестями перенесена в столицу Византии и с почестями положена в Студийском монастыре, опознаются намного легче. Чаще всего на них представлены юноши, откапывающие кирками и лопатами реликвию в присутствии монахов и священников в облачениях. В византийских памятниках одним из иконографических вариантов этого Обретения являлось изображение богослужения перед святой главой, лежащей на престоле.
Честная глава святого Иоанна Пердтечи в окладе, хранящаяся в соборе Богоматери в Амьене. Франция
Глава Иоанна Пердтечи. Икона мастера Ивана Буренина. 1762 год. Угличский художественный музей
Во времена крестовых походов, когда столица Византийской империи подверглась разорению и разграблению, святая глава была увезена из Константинополя и оказалась во Франции. Она и сейчас находится в готическом соборе Богоматери в Амьене, куда приезжают многочисленные паломники. Пребывание реликвии в Европе дало толчок к распространению в западном искусстве натуралистических скульптурных образов, воспроизводящих лежащую на блюде отрубленную голову. В поздней русской иконописи XVIII-XIX веков усекновенная глава Предтечи в чаше или на блюде стала предметом изображения сама по себе, полностью вне сюжетного контекста или жития Иоанна, как это представлено на иконе Ивана Буренина из Угличского музея (1762).
Впервые опубликовано на сайте журнала Нескучный сад