Опасность расколов

0
197
Время на чтение 5 минут
«Мы не группа, не партия, не союз и даже не организация.
Мы, просто, представители движения, которое началось за тысячу лет до нас
и которое будет продолжаться тысячи лет без нас и после нас».

Иван Солоневич

Только зародившись, христианская церковь представляла из себя единое целое, настоящий богочеловеческий организм, неделимый, скрепленный истинной верой в Бога и Спасителя мира. Различные церковные общины, как-то иерусалимская, коринфская, римская, александрийская и другие существовали не отдельно друг от друга, а все вместе, руководимые мудрыми апостольскими наставлениями. И много позже, в силу увеличения численности верующих и множества других факторов начали выделяться центры христианской жизни, ставшие впоследствии автокефальными православными церквями

Но, несмотря на внешнюю разобщенность, Церковь оставалась единой, о чем наглядно свидетельствовали соборы епископов, обличавшие возникавшие в религиозной среде ереси и нестроения, вошедшие в историю под названием Вселенские Соборы. Однако, уже в те времена наметилось некоторое разделение, причем не по вероучительным мотивам, а по политическим и экономическим. Римский епископ пытался поставить себя выше других, возвыситься, и в 1054 году произошел церковный раскол на католическую и православную христианские Церкви.

Это событие стало серьезным ударом для верующих, оказавшихся по обе стороны «баррикад». Из-за действий Римского Папы, стремящегося как можно быстрее утвердить свою власть на своей территории, закрывались храмы, срывались богослужения, в общей неразберихе политические деятели граничных государств пытались извлечь выгоду из религиозных нестроений, натравливая духовенство друг на друга. А больше всех от этих действий страдали простые верующие люди, пытающиеся найти тот самый узкий и тернистый путь, ведущий ко спасению.

С тех пор всякое новое отделение, всякая новая автокефалия давалась с величайшей осторожностью и всяческим тщанием - достаточно вспомнить, сколько десятилетий вынашивалась на Руси идея патриаршества и с каким «скрипом» принимали ее на востоке. Но что же мы видим сегодня? Абхазская православная церковь собирается выйти из Грузинской и стать самостоятельной.

Председатель совета Священной Митрополии Абхазии отец Дорофей, который находиться в Стамбуле с визитом у Патриарха Константинопольского Варфоломея говорит вроде бы туманно: "Мы говорим об определении статуса Священной Митрополии Абхазии, о решении вопроса абхазского епископа и о постепенном становлении Абхазской православной церкви". В дипломатическом переводе это означает: «Мы хотим автокефалию», то есть самостоятельности, и понимать это можно именно так.

Такие настроения среди православных людей не могут не вызывать беспокойства. Для чего нужно столь поспешное отделение? Почему бы не сделать это части Украинской церкви, которая десятилетиями стоит на пороге раскола?

Почему бы не прильнуть к лону Константинополя недовольным из русской православной церкви? Подобные действия могут стать причиной раскола.

Опасность новых расколов в Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью которой является Украинская, - основная проблема с которой сегодня сталкивается церковное домостроительство. К сожалению, церковные расколы буквально преследуют святую Православную Церковь после разделения России и Украины. ХХ век стал настоящим бичом для верующих людей как в связи с гонениями на веру со стороны государственных структур, так и из-за огромного количества церковных разделений, плодившихся буквально как грибы после дождя. Особенно острая ситуация сегодня наблюдается на территории Украины - это и «филаретовский» раскол, и греко-католическая церковь, и всевозможные самосвяты и автокефалисты. Одни стремятся получить признание Константинополя, другие Папы Римского, но все эти группировки, перетаскивая одеяло на себя, неминуемо вовлекают своей деятельностью и интересы православного населения Украины.

Бурная деятельность раскольников при поддержке некоторых политиков Украины приводит к катастрофическим по своим масштабам последствиям среди верующего населения. Особенно преуспевают в отвращении людей от истинного православия расколоучители под предводительством лжепатриарха Филарета (Денисенко). И такая нестабильная ситуация уже много лет не дает душевного спокойствия православным в Украине. Одним из основных постулатов пребывающих в расколе людей является идея об Украинской Православной Церкви, являющейся церковью для украинского народа. То есть попытка национализировать церковь как таковую и впоследствии подчинить ее якобы национальным интересам народа. А ведь это очевидное уклонение в ересь этнофилитизма, осужденную еще в 1872 году на Константинопольском Соборе, причем это определение собора было принято всем вселенским православием. Церковь не может быть Церковью определенного народа, но является, прежде всего, Церковью Христовой, и объединяет по территориальному признаку православных верующих любой национальности.

Причем, возвращаясь к вопросу об отделении Абхазской Церкви, причины такой деятельности не носят объективного характера. Даже если учесть сложную политическую обстановку на границе между Абхазией и Грузией, то гораздо логичнее выглядела бы тенденция присоединения к Московскому Патриархату хотя бы из географических соображений, не говоря уже о множестве других причин. Но «поклон» абхазского духовенства именно Константинополю следует рассматривать как политический шаг, «ни нашим, ни вашим» - а какие последствия приносят расколы по политическим мотивам мы уже рассмотрели.

Существует масса причин отпадения в раскол - это и неприятие священноначалия, и недовольство порядками и устоями конкретной епархии или прихода/района/области, жажда наживы, но самая главная - это, безусловно, гордыня. Намерение возвысить себя над остальными, приведшее Денницу и огромное количество последовавших за ним ангелов в адскую пропасть, мечта о насыщении властью, желание «целования на торжищах и преждеседания на сонмищах» - уподобляясь сами падшим ангелам и фарисеям, расколоучители влекут за собой толпы последователей, соблазняя ни в чем не повинных людей своими льстивыми речами. Забывают они слова Спасителя о горе фарисеям - лицемерам и о заповеди любви друг к другу, когда «всякий, хотящий возвыситься в вас, да будет вам слуга». Сам Христос, распятый за нас на Кресте, молил Небесного Отца о сохранении единства в основанной Им Церкви: «да будут едины яко и мы едино есма». Но затуманенный духовный взор раскольника ведет его по пути отдаления от Бога, от божественной благодати, всегда «немощныя врачующая и оскудевающая восполняющая», ведет по пути погибельному. Вот как определяет раскол святитель Василий Великий:

«Древние, - говорит святитель,- определили принимать то Крещение, которое ни в чем не отступает от веры. Поэтому иное назвали ересями, иное расколами, а иное недозволенными сборищами. «Ересями - если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере,  «расколами» - если разногласят между собой по некоторым церковным винам и по вопросам, допускающим уврачевание, и «недозволенными сборищами» - собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, и невежественным народом».

А ведь опасность расколов существует не только в Абхазии и Украине. В современной России и странах СНГ такое количество разнообразных и довольно крупных группировок, именующих себя православными, что только Божией Милостию они еще не заполонили добрую половину нашей страны. Раскольники представляют собой реальную угрозу церковной целостности и признание Константинополем автокефалии Абхазской Церкви может послужить очень мощным толчком для активизации их деятельности, как в начале 90-х Украину заполнило возрождающееся униатское движение греко-католиков.

Но уповая на слова Спасителя о Церкви, которая «пребудет вовек и врата адовы не одолеют ее», будем духовно осмотрительны и осторожны, чтобы не дать вовлечь себя в церковное разделение.

Доктор богословия,
протоиерей Александр Федосеев.

http://golossovesti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6249:danger-of-splits&catid=22:history&Itemid=14

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Федосеев
Все статьи Протоиерей Александр Федосеев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06