«Помни
час смертный и вовек не согрешишь»; «Держи ум во аде и не отчаивайся»,
- увещевают нас Святые Отцы. Значит, надо постоянно быть готовым
предстать перед Отцом Небесным. Как же правильно готовиться к этой
встрече? И как заботиться о душах своих усопших близких и родных? Об
этом наш разговор с настоятелем храма свв.апостолов Петра и Павла в
Шуваловском парке иеромонахом Нектарием (ГОЛОВКИНЫМ).
- Батюшка, верующий человек не должен бояться смерти. А я
боюсь. Боюсь старческой немощи, болезней и боли, предшествующих смерти,
но главное - боюсь момента, когда предстану пред Господом и надо будет
дать ответ за все грехи, которые совершила...
- Видите ли, смерти могут не бояться как верующие, так и неверующие, -
а иначе откуда же героизм возьмётся? Кто будет совершать подвиги во
время войны и в мирное время: тушить пожары, спасать утопающих?.. Но
мы, христиане, знаем, что смерть - это не просто переход в мир иной, -
это подытоживание нашей земной жизни, за которую мы несём
ответственность пред нашим Отцом Небесным. И надо быть очень
самонадеянным, чтобы не бояться Бога и, следовательно, смерти. И я
боюсь смерти. Вот я овдовел год назад, и моя лучшая половина - матушка
Елена - уже в ином мире, и я желаю воссоединиться с моим любимым и
любящим человеком... Но как только подумаю о своей ответственности перед
Богом за свою жизнь - меня берёт страх: а достаточно ли я раскаялся в
грехах? Ведь истинное покаяние - это не произнесение уставных слов:
«Прости, Господи, я грешен в том-то». Истинное раскаяние - это
возненавидение грехов и страстей. А полностью очиститься трудно, в силу
того что зачастую мы живём среди людей, которые провоцируют ко греху.
Наверное, если бы мы жили в лесу, как отшельники, меньше бы грешили: не
с кем ругаться, не на кого раздражаться. Правда, и эта жизнь не совсем
уж замкнутая: из житий и патериков известно, что отшельники посещали
друг друга, исповедовались и учились друг у друга. На что св.Мария
Египетская жила уединённо, но и она, как мы знаем, удостоилась
Св.Причастия.
Апостол Павел не боялся смерти - наоборот, желал быть со Христом. Но
апостол - это избранный сосуд, он всю жизнь, всего себя без остатка
отдал делу служения Господу. А мы? Мы настолько ленивы, что порой не в
состоянии заставить себя дойти до храма и выстоять службу. Мы ведём
себя так, будто уже за-служили Царство Небесное. Меж тем многие
св.подвижники говорили: «Я знаю, что умру и точно попаду в ад». Многие
святые говорили, что ещё недостаточно покаялись и не готовы предстать
перед Создателем. И заметьте, чем больше человек подвизается, молится и
постится, чем выше его духовная зрелость, тем больше глаза его
открываются на собственные недостоинство и греховность.
- Батюшка, а если человек осознал свой грех, раскаялся, вся
душа исплакалась от стыда и невозможности исправить содеянное, - а
рассказать на исповеди язык не поворачивается... Что делать?
- А это ложное стеснение. Содеянный грех необходимо озвучить. Грешить
ведь не стеснялся! Не греха своего человек стыдится, а огласки его.
Значит, не смирился, значит, в нём есть дух тщеславия. И если в данном
проступке он, может быть, и раскаялся, то впал в другой грех - гордыни.
А исповедь - это не просто огласка греха, - это признание Богу, это
очищение души, вот как грязное тело ключевой водой омыть. А священник...
поверьте, его ничем не удивишь, и он не должен изменять своё отношение к
кающемуся грешнику.
- Мы хотим воссоединиться с теми, кто ушёл от нас в мир иной.
А если, с одной стороны, я хочу воссоединиться с тем челове-ком,
которого потеряла, с другой стороны, не знаю, как посмотрю ему в глаза,
ведь немало неприятностей ему доставила.
- Мы туманно представляем себе загробный мир, несмотря на то что
имеем откровения, видения некоторых святых. Мы лишь знаем, что есть рай
и ад, что в аду есть разные ступени и в раю много обителей... Сказано: «В доме Отца Моего обителей много»
(Ин.14,2), и эти слова Христа дают нам право делать какие-то
предположения. Поэтому, если у нас есть покаяние, - там любовь покроет
всё, там люди по-другому всё осмысливают, с другой точки зрения всё
воспринимают. Там всё выглядит в другом свете, там человек духовно
прозревает и знает наши истинные чувства. Там открывается, как много
искушений нас здесь одолевает, как тяжело нам их преодолеть в силу
нашего несовершенства. Мы здесь очень часто бываем игрушками Сатаны.
Недаром ведь прп.Серафим Саровский говорил, что если бы Господь
попустил - диавол одним ногтем перевернул бы мир.
- Если человек попал в ад, Ангел Хранитель несёт за это ответственность? Ведь он не смог направить человека на путь истинный.
- Понимаете, Ангел Хранитель имеет власть и силу от Бога охранять
человека, но никто не отнимал свободу у самого человека! И потому когда
мы творим зло - мы тем самым приближаем к себе беса, а Ангел Божий
удаляется и плачет по нашей грешной душе, но сделать ничего не может.
Человеку дана от Господа свобода выбора; если бы её не было, это был бы
уже не человек, - робот.
- Батюшка, а можно ли тело умершего человека кремировать?
- Церковь чётко говорит, что кремация не христианская традиция.
Кремация распространена на Востоке, в частности в Индии, оттуда была
занесена в Англию, затем распространилась по Европе. Нам, православным,
обязательно нужно предать усопшего земле. Кремация означает упадок
культурного и духовного уровня.
- Просто нынче дешевле родиться и жениться, чем умереть. Рождение и
свадьбу можно не праздновать, а попробуй похорони, не заплатив за гроб и
место на кладбище.
- В больших городах, на престижных кладбищах, - да. Там процветает
узаконенное обдирание как липок людей, сражённых горем от утраты
родного человека. Но, слава Богу, в России много мест, где можно дёшево
похоронить усопшего, - надо только отъехать подальше от города и найти
скромное, тихое сельское кладбище. Человеку после смерти не нужны
роскошные памятники, гроб с подсветкой и музыкой. Телу всё равно, где
лежать, - земля-матушка везде одинакова. А душе нужны не поминки с
обильным угощением и водкой, не речи хмельные похвальные, - молитва
нужна. Поэтому отпеть нужно во что бы то ни стало. Конечно, загробная
жизнь человека зависит от того, как он прожил свою земную жизнь, но и
наши молитвы чего-то стоят. Вот жил когда-то прп.Макарий Великий,
который молился за всех, ушедших в мир иной. И однажды по воле Божией
святой увидел в пустыне череп, который поведал ему, что даже самые
лютые грешники получают некоторое облегчение от страданий благодаря его
молитвам.
- А я уж грешным делом наказала дочери, как умру -
кремировать, в храме отпеть заочно, а урну с прахом подхоронить в
какую-нибудь заброшенную могилку, за которой потом и ухаживать.
- Пусть на деревенском кладбище похоронит. Простой гроб и машина не
так дорого станут. И будет потом путешествовать на могилку мамы. Во
время дороги о многом подумать успеет и помолиться. И отпеть надо не
заочно, а на третий день по успении, тело-то - вот оно... Лично я
предпочитаю, чтобы меня похоронили в болоте безплатно, нежели
кремировали. А Господь сам выберет для наших останков участь - истлеют
они, сохранятся ли... «Бог может из камней сих воздвигнуть детей...»
(Мф.3,9). Из малой частицы Господь может возродить человека - ведь
Господь даст нам воскресение в телах наших, наше дело - похоронить
усопшего.
- А из пепла Бог разве не может возродить человека?
- Может. Даже если от человека ни-че-го не осталось, если он сгорел
во время пожара, или в авиакатастрофе, или в танке на войне, если его
поглотил вулкан, съел крокодил или акула... То есть в тех случаях, где не
участвует наша воля. Но если мы по своей воле, осознанно, предпочли
сгореть, завещали себя кремировать вопреки нашему христианскому учению,
- это совершенно другое дело. Мы не можем не по-христиански
распоряжаться телом. Тело - храм души, и оно тоже освящено Таинствами -
например, во время Причастия мы принимаем Тело и Кровь Господню.
- Если я не знаю, отпевали ли умершую в другом городе
родственницу, что делать? Родственница-то снится и просит отпеть. Но
знаю, что она была неверующей, хотя и крещёной.
- К снам Церковь относится настороженно. Да и родственница ли
являлась вам во сне?.. С другой стороны, просит-то она о деле
православном - отпевании. А отпевание - это же Таинство, это
ходатайство перед Богом о душе усопшего. Можно совершить заочное
отпевание. И молитесь, панихиды заказывайте. Только на проскомидию
нельзя подавать, коли неверующей была она, потому как на проскомидии
частичку вынимают за верных.
- Вот ситуация: в одной конторе решили, что сотрудник умер, и
по доброте душевной отпели, а он живой оказался (заболел после отпуска,
но не сообщил) и через неделю на работу явился...
- Не страшно - у Бога все живы. Моего тестя отпели в 1944 году...
Форсируя в Белоруссии какую-то речку, весь батальон полёг. Немцы после
боя танками утюжили трупы советских солдат и заметили, что один
шевелится: глаз у него выбит, руки, спина осколками гранатными
искромсаны - а он отстреливается. Это был мой тесть Николай Иванович.
За мужество советскому лейтенанту сохранили жизнь, взяли в плен. Тесть,
поправившись, дважды пытался бежать. Ловили, но не расстреляли. Потом,
когда наши войска освободили его с товарищами из плена, он ещё два
ордена Отечественной войны получил - I и II степени. Но это всё было
потом, а когда батальон погиб, тестя посчитали тоже убитым и послали
родным похоронку. Его, как полагается, отпели. А через три года он
вернулся домой. И ничего - прожил до 1994 года...
- Часто снится покойный отец, просит о чём-то...
- Помолиться надо о душе его. Он погребён на кладбище? Вот и хорошо! А
всё остальное - это уже наши фантазии. Бывают, конечно, вещие сны, но
редко... Вот мне приснился сон накануне моего пострига в монашество. Я
год назад овдовел и решил стать монахом. И вот снится мне моя матушка, и
будто ей лет 30, хотя умерла она в 53. Рядом сын с дочерью, и будто
обустраивают они дом деревянный: стены шкурят, печку подмазывают.
Говорят: «Здесь ты будешь жить, это келья твоя. А по этой тропиночке
будешь гулять». И показывают тропку, бегущую в лес. То есть будто они
помогали обустроить мою будущую монашескую жизнь...
- А на могиле с усопшими родными мы, бывает, разговариваем, и будто легче на душе становится. Это тоже наши фантазии или?..
- Прп.Серафим Саровский говорил: «Приходите ко мне, как к живому, и я
вам помогу». То же говорил и прп.Серафим Вырицкий... Но это - святые.
Что касается наших родных, возможно, с кем-то у вас было особое
духовное единение, и вам необходимо выговориться перед ним, как если бы
он был жив. И Ангелы Хранители наши могут донести усопшим
родственникам весть о наших бедах или радостях. Но от них нам - нет.
Потому что мы здесь, проживая земную жизнь, должны ещё заслужить
Царство Божие и не должны иметь внешних толчков нашей вере. Впрочем,
нам и так много дано: Господь Сам на землю приходил и оставил нам Своё
учение, совершались и совершаются чудеса. Но многое Бог оставил
сокрытым. Значит, так нужно. Вспомним апостола Фому. Он не верил в
воскресшего Христа, пока не вложил персты свои в раны от гвоздей. Иисус
сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20,29). Эти слова и к нам обращены, чтобы мы, «веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31).
Что касается ушедших в мир иной сродников и друзей, наша любовь к ним
должна быть жертвенной. Молитесь о них дома, в церкви подавайте на
проскомидии, заказывайте панихиды - моления о прощении грехов усопших, -
и не только в дни памяти и родительские субботы, приносите на канон
жертву, творите милостыню.
Записала Ирина РУБЦОВА