«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...»
Вдумаемся в эти поразительные слова рождественского тропаря. Именно с пришествием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа человечество обрело разум. Конечно, умные люди были и прежде, но они, как правило, имели лишь смутные догадки о смысле нашего существования. Даже избранный народ израильский соблюдал заповеди Синайского законодательства - чти родителей, не кради, не пожелай жены ближнего - под страхом побития камнями.
И вот Рождество Христово: «Нас бо ради родися Отроча младо - превечный Бог!» В камнях на площадях отпала нужда. То, что раньше делалось из страха, стало совершаться по любви. А ведь именно любовь пробуждает наш разум, без неё всё делается через силу, без понимания, видится в искажённом свете. Скажем, если вы не любите человека, то никогда его не узнаете, даже собрав все сведения о нём. Только через Господа, Который есть Любовь, мы способны по-настоящему познавать и Небо, и землю, и самих себя. Его Рождество - это и наше пробуждение, через Него нам открывается, как приобрести жизнь райскую.
Те, кто к этому стремится, как бы получают доступ к свету разума. Не всегда столь явно, как это случилось в отрочестве с преподобным Сергием. Но каждому из нас по молитвам приоткрывается, как вести себя в тех или иных обстоятельствах, через свет разума совершается открытие: всё, что мы делаем Христа ради, с памятью о Боге, Вседержитель возвращает нам одухотворённым, исправленным, дающим радость.
Оттого не умаляется моё детское, радостное отношение к Рождеству, скорее прибывает. Вспоминаю, как праздновали его, когда я был маленьким. Мама пела тропари, я пытался подпевать. Жили мы при пекарне, куда приходили из своих бараков и землянок трое мужчин и несколько бабулек. Это была христианская община нашего затерянного в лесах посёлка, основанного ссыльными переселенцами. Несколько раз в месяц пекарня, где мама была заведующей, преображалась в тайную церковь. Проверять было особо некому - представители власти наезжали к нам нечасто, так что маме всё сходило с рук. Собирались, молились, накрывался стол, на который выставлялись грибы, печенье своего приготовления, чай из трав; нас, детей, угощали киселём. На зимние праздники наряжали ёлку. Нам уделяли больше внимания в рождественские дни, вкусно кормили. После трапезы взрослые зажигали на время свечу и начинали молиться. Свечу эту очень берегли, замены ей в нашем глухом углу часто было не найти. Мы, человек шесть мальчишек и девчонок, забирались на печку, обсуждали что-то своё, но с разумением, что происходит что-то таинственное и важное.
Тогда я и вообразить не мог, что однажды окажусь в пещере, где родился Христос. Это случилось в минувшем году. Поехал во Святую Землю, к каменной исцеляющей ризе Христовой помолиться о своём здоровье - оно начало сильно сдавать. Господь откликнулся на просьбы. Чувствую себя сейчас лучше, чем несколько лет назад.
Побывал у Гроба Господня, помолился в Вифлееме, изумившись, как там всё скромно, а ведь когда родился Царь царей, не было и этого. Убожество Пещеры, всей её обстановки делают Христа и Божию Матерь доступными, родными всем бедным и обездоленным. Как много на свете людей, у которых плохое жильё, жёсткая постель, кому нечего есть! Но они лучше других понимают обстоятельства появления на свет Младенца Христа в рождественскую ночь. И больше других ждут даров от Господа. С караванами верблюдов с разных сторон спешили цари к вертепу Царя славы, чтобы оставить в пещере свои дары - золото, смирну и ладан. Всякий нуждающийся, помни об этом и не унывай. Спасителю, родившемуся в нищете, ты ближе многих других. Всякий богатый, тоже помни, живи осмотрительней, а богатством распоряжайся подобно волхвам, а не как царь Ирод, тративший средства на душегубительные вакханалии.
Мы даже не представляем, как близка погибель и как близко спасение, непрестанно выбирая одно или другое. Как-то накануне Рождества я крестил раба Божьего Андрея. Богатырь, косая сажень в плечах. На него падал солнечный свет, и он весь светился - голова, плечи словно испускали сияние. Вспомнились слова одного из богословов: «Хочешь Царствия Небесного - и ты уже там, не хочешь - и тебя там нет». Для этого не нужно даже поставленной свечки или молитвы вслух. Нужно просто захотеть быть с Богом, и Он откликнется. Но чтобы постоянно быть с Господом, здесь придётся потрудиться и помолиться, и поверьте, этот труд принесёт великую радость.
Я смотрел на Андрея и видел: если он повернётся, то свет уже не будет его озарять, а ляжет на лицо зимний сумрак. Слава Богу, он выбрал Свет - Солнце Правды. Рождество Христово - это и рождение каждого христианина. Со Христом родилась и Святая Церковь - Тело Христово, частицей которой является каждый из нас. Ему мы обязаны служить всем сердцем, всей душой, заботиться о ближних, любить как самих себя - лишь через эту любовь мы себя обретаем. Задумаемся над соблазнами индивидуализма, мифами о правах человека, законами, позволяющими жить за чужой счёт, над гордыней, борьбой за существование, которая именуется двигателем эволюции. Всё это - попытки заставить нас из частицы Тела Христова превратиться в раковую клетку, распинающую ближних, убивающую Спасителя.
Повернёмся же, подобно Андрею, лицом к светлому Востоку, к алтарю, а к не тёмному Западу. Будем тверды в этом стоянии, ведь из любопытства, из суетливости мы всё крутимся и соблазняемся. Чего стоит воинство, которое всё время оглядывается назад, где всякий сам по себе и не может решиться, сражаться ему или убежать? Когда нас, прочно стоящих во Господе, станет достаточно - ни днём раньше, и ни днём позже Господь смилуется над нашим несчастным Отечеством, снимет порчу с нашего многострадального народа, приключившуюся от безбожия, вернёт былое величие и благоденствие России... А может, и не вернёт, чтобы мы снова не возгордились... Но Он найдёт чем утешить православное сердце.
Да будет воля Твоя на нас, Господи!
Игумен ИГНАТИЙ (Бакаев)