Рождение русского флота в нашем представлении прочно связано с именем царя Петра I. И это правильно: Пётр создал могучий флот и одержал громкие морские победы - в 1696-1725 годах при островах Котлин, Эзель и Гренгам, в крупнейшей битве Северной войны при Гангуте, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях. Но было бы исторически несправедливо не упомянуть о том, что и до Петра Русь умела не только посуху ходить.
Хозяйка волжского торгового пути
В первой половине XVI века Московское государство начинает борьбу за
возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь к морям.
Не раз приходилось слышать мнение: зачем Московии это надо было?
Торговать хотели - так иностранные купцы приплывали и с удовольствием
скупали лес, мёд, пеньку... Да, скупали - за безценок... по сути обирая
русских людей. Только имея свой торговый и военный флот, мы могли на
равных говорить и торговать. Войскам Ивана IV Грозного удалось
освободить, правда ненадолго, русские земли в Прибалтике (Балтика!) от
засилья Ливонского ордена. Хотя надобно заметить, что мы и до того
имели выход к водным путям: России к тому времени принадлежало
побережье Финского залива между Ивангородом и Выборгом, с устьями рек
Нарова, Луга и Нева. Также Русь, окончательно одолев монголо-татарское
иго и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства,
Ногайскую орду и земли башкир, стала хозяйкой волжского речного пути с
выходом в Каспийское море. Итак, царь Иван Грозный, правивший за 130
лет до Петра I, начал создавать военный и торговый флот. Рассказывает
заведующий отделом истории Вологодского историко-архитектурного музея А.Коршунов:
«Корабли Ивана Грозного несли государеву службу в Нарве, на Волге и в
Каспийском море. На нарвской верфи работали мастера из Холмогор и
Вологды - их царь посылал за рубеж «для присмотра, как на западе льют
пушки да строят корабли». В Нарве базировалась флотилия из 17 кораблей
под командой принятого на русскую службу датчанина Карстена Роде.
Флотилия воевала с пиратами, грабившими русские торговые суда. В 1568
году Грозный царь повелел основать верфь в Нижнем Новгороде, и уже
через год построенный здесь барк «Томас Бонавентура» совершил удачное
плавание в Персию. Нижегородские торговые корабли имели пушки для
защиты от грабителей, подстерегавших купцов у Астрахани и в дельте
Волги».
В 1636 году, уже после смерти Ивана Грозного, в Нижнем Новгороде был
спущен на воду первый русский корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной
12 м и осадкой 2,1 м. Корабль имел как паруса, так и 24 больших
галерных весла. Во время своего первого плавания судно приняло на борт
80 человек. «Фредерик», оснащённый пушками, ходил с посольством в
Персию и поразил всех, поскольку такое судно для Каспия было
непривычным.
Терпенье и труд всё перетрут
Год
1668-й. Русь делает первый шаг к созданию регулярного военно-морского
флота. На реке Оке, в с.Дединове, был спущен на воду большой фрегат
«Орёл» длиной по ватерлинии 24,5 метра, шириной 6,5 метра и осадкой 1,5
метра. В отличие от «Фредерика» сие судно не имело гребных вёсел, то
есть являлось первым парусным военным кораблём, построенным в России.
Двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями -
шестифунтовыми пушками. Наряду с «Орлом» были построены бот, яхта и две
шнявы, которые предназначались для охраны торговых караванов. Увы,
проплавав пару лет по Волге и Каспию, «Орёл» был захвачен казаками Стеньки Разина и загнан в протоку р.Кутума, где и пришёл с годами в негодность.
Кстати, казаки в те времена имели свой собственный флот. Это были
донские струги и запорожские «чайки» - небольшие суда до 20 метров
длиной, оснащавшиеся 20-40 гребковыми вёслами и единственным прямым
парусом. «Чайка» принимала до 70 человек на борт, а чтобы сохранить
быстроходность, вооружалась четырьмя-пятью пушками. Целью казацких
набегов были большие турецкие галеры, которые терпели поражение за
поражением, поскольку казаки налетали внезапно и стремительно шли на
абордаж, не давая туркам времени опомниться и использовать мощную
артиллерию. Быстроходность «чаек» и хитроумная тактика ведения боя
делали казаков непобедимыми. Не будем голословными, упомянем известный
факт: в 1637 году - почти за 60 лет до походов Петра I - казаки взяли
турецкую крепость Азов и удерживали её пять лет! Вот те и лапотная
Россия. Но, конечно, и великие баталии, и слава, и звание морской
державы ещё впереди, ещё ждут Петра.
Как «лапотная Россия» морской державой сделалась
20
октября 1696 года. Боярская дума по настоянию Петра I издала «приговор»
(указ), постановивший отныне в России «морским судам быть». В
1696-1725 годах - всего за 30 лет! - были созданы Азовский и Балтийский
флоты, Каспийская флотилия. Было построено 11 линейных кораблей, 38
фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное число
полугалер, бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300
транспортных судов и множество мелких. По боевым и мореходным качествам
русские линейные корабли, а лучшим из них был «Ингерманланд», не
уступали иностранным, а галеры успешно действовали в Балтийском море
против шведских кораблей.
Но вершиной судостроительного искусства Петра являлся спроектированный
им первый трёхдечный 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II»,
заложенный в 1723 году на Санкт-Петербургской верфи. Впрочем, все
важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота,
исходили от Петра.
Главными помощниками его были Ф.Головин, Ф.Апраксин, К.Крюйс и С.Языков.
Ко времени кончины государя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный
боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судов, стал наиболее
организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую
морскую державу. И потому мы с гордостью отметим 20 октября это
событие.