Новейшая история

0
118
Время на чтение 12 минут

Лил дождь. Весь вечер, всю ночь, и весь следующий день. Что удивляться, если стояла осень. Октябрь 1995 года. Дождь - слёзы земли, это были освобождающие, горестные слёзы. По навсегда ушедшему, и, наверное, умершему миру. Было что-то величественно-мощное в этом оплакивании. Тёмное, беспросветное небо. Громада областного театра - бетонного здания, влажно черневшего в ночи. Блеск трамвайных путей - они уходили в ночь и терялись там, будто вели в иную, искусственную реальность. Транспорт ходил плохо, и на остановке скопилось порядочно народу. В чёрном, коричневом и сером. Почти неразличимые лица людей. Пахло тёплым хлебом - рядом с остановкой была булочная, и многие вечером, после работы, заходили в магазин. Работа ещё была, хотя за неё уже ничего не платили.

Что меня поразило - на остановке, в толпе, было несколько бомжей, опустившихся людей. Один из них лежал на скамейке. Другой, пьяный, качался возле мусорной урны. Третий, в фуфайке, в засаленных ватных штанах, заношенной шапке-ушанке, на ногах - нечто вроде онуч и грязнющие войлочные ботинки, лежал поодаль на небольшом асфальтовом возвышении. Дождь хлестал, а он закрывал лицо ладонью... Но эти бомжи не были изгоями среди мрачной, ждущей трамвая толпы. Никто над ними не смеялся, не плевал в них. Помню, старушка с характерным местным выговором, объясняла кому-то, что вот, мол, человек притомился и лежит. У меня было смешанное чувство отвращения (к грязи, к пьянству, к безволию) и жалости. Да, в сущности, мы все были безродинными бомжами в те годы. Родина была украдена, отнята безвозвратно. Кем? На этот вопрос и нынче ответить трудно (при всей его очевидности). Наверное, она была украдена чертями, бесами - если трактовать события метафизически.

Днем тоже шел дождь, хотя и не такой сильный. Мы ездили по области (дороги оставляли желать лучшего) на козле-уазике, штурмуя размокшие колеи. Разговор шел про школы, про власть, про деньги. Про то, что детям нечего есть. По пути  встречались нищие, бедные селенья с заплаканными окнами домишек, с облупившейся голубой краской на ставнях, с могучими берёзами в палисадниках, с аккуратными поленницами дров - народ был готов к зиме... Нет, всё-таки родина ещё была жива, она пряталась за деревенскими занавесками в старых домах, набиралась сил в приземистых, дореволюционной постройки сельских школах, отдыхала, будто странница, у здешних погостов, тогда ещё не расцвеченных дорогущими помпезными памятниками бандитов, погибших в криминальных войнах.

Потом мы были в школе, где голодали учителя, требующие зарплату за несколько месяцев. Это были женщины, молодые и старые. Голод сделал их всех похожими друг на друга, страдающе-тихими. Учитель - значит, неудачник. Это было ясно уже тогда, потому что учитель пытался работать на будущее, то есть - в никуда. А надо было жить настоящим, хватать, жрать, вырывать куски у ближних, отрекаться от тех, кто составлял ещё вчера плоть и кровь родины... Да, это бесы вселились в тела многих и многих, помрачили сознание, сделали лживыми уста, ослепили, лишили слуха, парализовали волю. Ну что ж, надо было жить в условиях духовной оккупации. Это, конечно, легче, чем под немцами на Смоленщине. Там людей сжигали целыми сёлами, давили танками, изощренно, садистки пытали, травили газами, детей увозили в Германию, чтобы их кровью питать солдат рейха.

Но у нас ничего такого не было. Травили всего лишь растлительным телевидением, детской кровью «омолаживали» не чужаков, а богачей и представителей власти, если и давили танками - то только в Чечне, если и пытали - то лишь в междуусобных войнах между «братками» и бизнесменами, если и жгли, то выборочно -  интернаты, школы и дома престарелых, если и взрывали - то всего несколько многоэтажных домов... Люди на Смоленщине знали, кто их враг, верили, что помощь придет, и воин Красной армии положит конец мучениям. Нам же не на кого было надеяться - родина была сдана вся. «Родина-мать зовёт» - плакат времен Великой Отечественной, с седой женщиной, со словами величественной музыки в душе - «вставай, страна огромная», всё это было попрано, осмеяно. Матери нечем было гордиться и не на кого надеяться - её сыновья были пленены или рассеяны.

Реванш рогатых и хвостатых наступил. Спасала ли церковь? Не знаю. Она учила смирению, а не бунту, вере, а не уму. Отовсюду звучали клише: «Какое общество, такая и армия... Какое общество, такая и тюрьма... такое и телевидение... такая и церковь... такая и жизнь». Церковь - не заповедник. Там тоже говорили, что богатство - не грех, а ответственность, и батюшка в мерседесе - не соблазн, а почитание, и что молитва - сильней меча. А Бог говорил нам: настало трудное время, когда вы можете надеяться только на себя. На своё дело. На свою душу. На свою жизнь.

 

И прошло семь лет. Я снова приехала в этот город, где так тесно переплелись моя личная история и история родины. Личное было в том, что в прошлый приезд я горько плакала над увиденным - это было больше, чем жалость к бомжам или сочувствие к педагогам. (Хотя, может быть, было бы правильней сокрушаться о своей конкретной, весьма неустроенной, искорёженной и раздёрганной жизни, а не об абстрактной «родине», - шепчет сейчас бесёнок.) Духовно не сотрудничать с оккупантами - вот в чём тогда виделся смысл. Беречь свою личную «автономию», сидеть «в лесах», в партизанах, внешне будучи на виду. И - по возможности не озлобиться. Сохранить память сердца. Бороться за истину, пусть даже на малюсенькой, крошечной площадке.

Иногда казалось, что это мне удается. И в те часы и дни пела душа, щедро благодарила природа. Помню, как я шла с вокзала в гостиницу «Советская». Был январский вечер, мягкий, тихий и снежный. Я не стала ждать трамвая - на рельсах лежали снеговые шапки, и они уводили в сказочную даль, в которой - уж конечно - есть место чуду и былинному подвигу. Кажется, это был один из святочных вечеров, а в такое время - я заметила - особенно тепло и радостно сердцу. Но красота вокруг была словно дохристианская, языческая - огромными, пушистыми хлопьями падал снег - с неба летели белые растрёпанные курицы, или гуси-лебеди - целая стая, а из-за ёлок, укутанных в пухово-снежные одеяла, выглядывали седобородые волхвы, и где-то вдали стучал своим посохом Мороз-воевода, а люди племени Берендеев сидели в белых-белых, украшенных резными снежинами избах, греясь у длинных горящих свечей, таких, как на картинах Константина Васильева. И мягкий, рассеянный свет от немногих фонарей, заключенных в дымчатые круглые плафоны, тоже был снежно-торжественным, и он манил, убаюкивал, обещал счастье и радость; а на самом деле всё счастье жизни и умещается вот в такие миги, и хорошо, если за жизнь их наберётся несколько дней.

На следующий день была научная конференция, на которой выступали два приглашенных из-за рубежа высоких гостя - канадец и англичанин, оба рассказывали, что «Запад поможет России построить демократию», что для этого выделены деньги, и что образование в стране нужно перестраивать. Гости обещали гранты и поездки за рубеж, бесплатные научные пособия и технологии. Канадец агитировал экспрессивно (по методике протестантских пасторов), махал руками, улыбался в 32 отбеленных зуба, рассказывал притчи-анекдоты; англичанин был сухо-скушен и упирал на то, что «России следует вступить в цивилизованную семью народов», для чего следует «хорошенько потрудиться».

На улице от вчерашней красоты не осталось и следа - была плюсовая температура, на тротуарах снег превратился в серую жидкую грязь, сугробы оплыли и потемнели, деревья стояли влажные и мрачные. «Дикие мы, дикие. Так оставьте нас в покое, - в раздражении думала я. - Чего вы сюда лезете со своими миссиями?» Впрочем, им, наверное, было приятно ощущать себя богатыми и умными в сравнении с нами - бедными и больными. Разве они пришли сюда выкорчёвывать наших чертей? Нет, они пришли их потеснить, чтобы застолбить и для себя кусочек оккупационных земель.

Вечером - это было смешно и грустно - я наблюдала «цивилизационный проект» в действии. На первом этаже гостиницы, возле весьма скромного буфета, группа из трех путан живописно восседала на зеленом сукне бильярдного стола. Особенно эффектна была гипюроногая дама в розовом парике «каре». Она курила длинную сигарету, далеко отставляя наманикюренную руку, пускала струйки благоуханного дыма, презрительно щурясь; она сидела, выставив напоказ крепкие, полные, плотные ножки в черных колготках, где много выше колен были помещены широкие гипюровые вставки. Пресловутые «ножки Буша» после у меня стойко ассоциировались именно с этим торговым телом.

Коллега её была здоровой бабой таких могучих статей и выправки, будто она служила в спецназе. На фоне этих двух выжиг несколько терялась третья - сравнительно молоденькая женщина в кожаной кепке, нутриевой длинной шубе, сапожках на низком каблучке.

Замотанная буфетчица уже распродала лежалые сосиски и теперь советовала посетителям брать яйца под майонезом. Кроме меня в зале сидели только два мужика-работяги (семейные, в байковых рубашках и спортивных штанах), командированные, наладчики газового оборудования. Выпили водочки, закусили. На выходе один из них, тот, что побойчее, раскованно положил руку на плечо красотке в розовом парике:

- Гуляем, девочки?

Та презрительно передернула плечом, а её мощная коллега прогудела угрожающим басом:

- Только без рук.

Но видя, как неопытные кавалеры сразу сникли, стушевались, неуклюже-кокетливо добавила, моргнув коровьими, сильно накрашенными очами:

- Купите лучше девочкам шоколадку...

Было что-то жалко-наивное в этой демонстративной попытке разврата - и со стороны начинающих «профессионалок», и уж, тем более, со стороны семейных работяг. Люди искали новые «ниши» своего бытия, новый досуг, новые смыслы... Ты - человек, живешь один раз, тебе всё разрешено, долой границы (всё равно у тебя нет родины, её границы открыты для турецкого текстиля, европейского просроченного продовольствия, грузинского синтетического спирта, американских пищевых добавок...). Это и есть твой «звёздный час» - немного разврата в казённом доме. Есть деньги - плати за любовь. Всё как на Западе.

 

И прошло ещё семь лет. Еще один круг жизни, ещё одно кольцо, еще одно вращение светил... Может быть, действительно, в этом нет ничего случайного - что я опять здесь, в этом городе, и снова прислушиваюсь к своему сердцу. Может быть, и впрямь, есть на свете Бог, это он меня сюда привел (а не случайная «комбинация событий»), привёл, чтобы я что-то могла понять. Ну, например, что тактика «партизанских отрядов», наверное, была лично для меня ошибочной. Что оккупацию уже не победишь. Что жить надо для себя, для «личного успеха». Что души у человека нет, или что она - ничего не значит. Ведь и впрямь, мир изменился фантастически. Общалась тут со своим товарищем Костей (он специалист по компьютерам), говорит, что весной у него образовалась целая очередь из машин - «железо» сходит с ума! Техника всё сложней, всё тоньше, и она болезненно реагирует на погоду - почти как человек. А в мегаполисах давно уже правит бал электроника - везде камеры, датчики, чипы, мобильники, излучения, волны. Большой город равнодушен к своим жителям, он перемалывает их, как мясорубка - на фарш. Причем всех, и богатых, и бедных. Разница только в степени комфорта. К нему-то и стоит реально стремиться. А всё остальное -  романтика прошлых веков.

Что ж, в чём-то он прав. Я и по себе вижу - сердце моё остывает. (А может, просто срабатывает инстинкт самосохранения?) Наступила весна, мир в предчувствии обновления, но... И когда лил дождь, оплакивая прежний мир, и когда шел снег, напоминая о вечности красоты, все это волновало меня необыкновенно. А теперь да, умеренно солнечный день, «хорошая погода», даже птички чего-то галдят. Но пусто и горько в душе.

А город - отстроился, посолиднел. Особенно в центре. Новое здание Сбербанка,  Пенсионного фонда, Налоговой инспекции. Магазины, опять же. Иномарки. Кафе с дворянскими именами - «Шереметьев», например. Не зря семь лет жили - работали, трудились.

Голова гудит. Только что вышла из ледового дворца (тоже новодел), где проходил показательный молодежный спортивный праздник. Старшеклассники, студенты вузов. Семьсот человек. Все в новой спортивной форме - разноцветные футболки, майки с надписью «N-ский университет», яркие трусы, кимоно. Спонсор мероприятия - Инвестбанк. У многих парней в руках флаги правящей партии, и они должны ими размахивать по команде организаторов. Гремит музыка, ужасная акустика сводчатого потолка отражает звук, он мечется в замкнутом пространстве, и вместо «Единая Россия» получается «иди на оси на»... Потом уже получается просто «Иди на... Иди на... Иди на...». После звучит песня «Дети солнца», и девчушки (лет по 8-9) с мученически улыбающимися лицами изображают «счастливое детство». Всё это похоже на «историческую реконструкцию» давних советских праздников, но - карикатурную, механическую. Лица парней мертвы, когда они машут флагами и пытаются перекричать музыку заданными речевками. Лица ничего не выражают, кроме покорности, того, что «так надо», так принято. Вспомнился советский Первомай - тоже вроде бы принудительный праздник, демонстрации, а всё же в его атмосфере было что-то живое, наивное и человеческое.

Наконец, под какофонию марша высокие гости, для кого и задумана показуха, покидают трибуну. Ди-джей меняет музыку - звучит нечто ритмически-рэповое, истерически-кричащие. И, о чудо! - как преображаются эти лица! Мертвые, механически-покорные, они вдруг оживают, словно их разбудили голосом инстинкта, доисторического зова. Дети визжат, орут и прыгают - в озверении, в бесовстве. Так, наверное, древние люди отпугивали злых духов или заряжались энергией перед смертельно опасной охотой. Неолит - древний каменный век. Глаза расширены, челюсти отвисли. Древний человек вышел из Африки, не так ли? Туда же мы и вернёмся...

А здесь, на улице, у элитного колледжа, куда сейчас приедет федеральный министр Алексашенко, тихо и пусто - милиция оцепила окрестности. Только пресса толпится у порога, да старушка деловито катит по тротуару самодельную тележку, в которой покоятся два мешка, набитых пустыми бутылками, а грязная тара, которая в мешки не вошла (тяжело же ей достались эти бутылки!), лежит на тележке россыпью. Старушка худая, костистая, привычно (не в первый раз) упирается, катит свой убогий транспорт.

- Серега, сними бабушку, вот тебе и «Лики России», - иронично советует фотографу столичного журнала его коллега-корреспондент. «Лики России» - парадно-патриотическая рубрика, где можно увидеть фото крестных ходов с тучными батюшками, молодоженов у дверей загса, сытых депутатов на охоте, членов правительства на лошадях или с любимыми собаками. В общем, все признаки державного возрождения.

Серега вяло отмахивается.

А вот и министр - инфантильно-изнеженный, артистически-нелепый, изломанно-хрупкий. В его бледном лице с глубокими голубыми тенями и синюшными губами есть что-то из иного, вампирско-загробного мира. Нежить - особый разряд духов. «Это не пришельцы с того мира, не мертвецы, не привидения, и не чертовщина, и не дьявол,  нежить не живет и не умирает», - лучше Даля не скажешь.

Нежить садится в президиум, складывает руки, похожие на перепончатые лапки гигантской летучей мыши. Слабая равнодушная улыбка гуляет по синим губам. Нежить благосклонно кивает залу.

И начинается аллилуйя... «Ваши пять лет правления стали самыми плодотворными, самыми успешными в отрасли», - это ластится местный чиновник Кузьмичёв, похожий на гигантское дрессированное насекомое. «Если бы ту критику, которую обратили против вас, направить на созидание, мы бы давно совершили мировой прорыв», - а это подобострастная лесть кругленького Егорова, ректора N-ского университета. Он умильно-детского вида, такой добрый, безвольный, и всё пытается сказать умно, солидно, «на уровне», как это и полагается ученому, работнику высшей школы. (Вот, интересно, думала я, неужели у этих проститутов есть семья? И была ли семья у гейш из гостиницы «Советская», которых я там видела в свой прошлый приезд? Хотя... Сейчас так нетрадиционно устроена жизнь, что всё возможно...)

Все в стране, включая Кузьмичёва и Егорова, отлично знают, что деяния нежити Алексашенко безумны и вредны. Но нас несет поток селевой грязи, мы не можем остановиться, зацепиться за твёрдую почву, удержаться.

У нас теперь новый пантеон, новые боги. Главный из них - это Страх. Ему поклоняются все, от клерка в муниципалитете до первых лиц властного Олимпа. Страх проник в каждый дом, в каждую душу. Страх потерять работу, деньги... Что еще? Так больше ничего и не осталось. Дети - развращены, молодежь - потерянное поколение. А те, кто сохранился, уцелел в «партизанских отрядах», спас свои семьи - их мало. Электронный прогресс добьет. Потому что главное утрачено - родина и душа. Будущего нет, потому так и хочется держаться за щепку, за настоящее.

Ещё один бог - это Ложь. В форме лести, умолчания и просто вранья. Страх не может править без Лжи - это как Карл Маркс без Фридриха Энгельса.

Таково духовное развитие человечества - от примитивных духов до оккупационных кумиров - Страха и Лжи.

Но - довольно. Это всего лишь калейдоскоп жизни, в котором причудливо сложились три коротких временных отрезка, три «сильных впечатления», три болезненных воспоминания. Почему-то они сложились - будто кадры хроники - в одну «ленту». Я продолжаю, страшно сказать, дело самого летописца Нестора!.. Не впасть бы в гордыню. Да и в уныние тоже.

Была осень, зима, весна... Настанет и лето. Оно наступит, как всегда, внезапно. Лужайки, светлые берёзы, синие зеркала речушек (от синего неба), и пронзительно зелёная, мягкая, шелковистая, молодая трава. (Мне кажется, что я вижу всё это сверху, что я чуть-чуть лечу нам миром, неумело, как молодой птенец.) Если бы я стала умирать, о чём бы я жалела? Вот о такой природной земле, а не об искусственной жизни, созданной человеком.

Было лето, и было воскресенье, и старый красный храм, потерявшийся среди огромных тополей, и душное, щедрое цветение трав, отчего испытываешь мгновенное и острое - до слёз - чувство благодарности жизни.

В храме девять маленьких ангелов ждали крещения. Молодые родители держали их на руках. Кудрявые и почти безволосые головёнки, маленькие ручки и ножки, наивные удивленные глаза, лепет, гуление. Светлые, беззащитные дети.

А сверху, сквозь цветное витражное окно, смотрел на них всемогущий Христос. Родители верили, что силы небесные спасут и защитят их детей, когда они сами уже будут не в силах им помочь.

В храме было светло, надёжно и радостно. Ангелы безмятежно улыбались, а грешники на иконах торопливо попрятались за спины святых...

http://www.mk.ru/blog/posts/671-noveyshaya-istoriya.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Андреевна Сычева
Названо, в чём сила и слабость Z-поколения
Только осмысленный созидательный труд миллионов может дать России технологический суверенитет
18.07.2024
Аплодисменты Пушкину
Кому, когда и зачем в современной России бывает нужен Пушкин
06.06.2024
Слово об Илье Числове
Памяти выдающегося деятеля славянского мира
16.12.2023
В столетний юбилей Расула Гамзатова вновь заговорили о цене развала СССР
Почему сейчас граждане России не знают, по сути, что они строят
14.09.2023
Все статьи Лидия Андреевна Сычева
Последние комментарии
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
14.01.2025 18:04
Секта головинцев живёт и здравствует
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 17:35
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Человек
14.01.2025 16:07
Сверхимперия зла
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 16:06
«Переговоры по Украине должны вестись между Россией и США»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
14.01.2025 16:02