Строится город - строятся храмы

0
559
Время на чтение 5 минут

Сегодня, глядя на наш почти миллионный город, трудно представить, что к началу XX века граница города проходила за железнодорожным вокзалом по Большой Садовой улице, а будущий микрорайон Улеши был загородной слободой. Но ведь в начале XIX века город был еще меньше! Перестроенный в 1772 году из древней часовни деревянный храм в честь Честного Креста Господня, по документам тех лет, числился «за городом, у Московской дороги», а ведь это и была будущая Киновия, чье здание доныне расположено на Октябрьской улице недалеко от Московской. Сегодня это исторический городской центр...

Город рос, росли его кварталы, а вслед за новыми кварталами возникала потребность и в новых храмах для обитателей городских окраин. В документах XIX века то и дело звучат эти нотки: в 1844 году освящен деревянный храм в честь Сошествия Святого Духа в новых кварталах выше Затона (сегодня каменный Духосошествен­ский храм является кафедральным собором нашей епархии), в 1860 году на пустом месте (оттого и прозванном Безымянной площадью) для жителей окрестных кварталов, чье население стремительно увеличивалось за счет семейств фабричных рабочих, освящена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (сегодня каменный Покровский храм стоит на углу улиц Большой Горной и Горького).

Особенно интенсивно город начал расти на рубеже XIX - XX веков. Вслед за новыми улицами и кварталами появлялись и новые храмы: 28 сентября 1897 года освящен домовый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц (в районе современного Городского парка), в 1898 году освящен Александро-Невский полковой храм при казармах Саратовского гарнизона (здание сохранилось, расположено близ перекрестка улиц Московской и Степана Разина), 25 июля 1898 года - Никольская церковь-школа в районе железнодорожной станции Саратов-II (ныне Свято-Никольский мужской монастырь), 28 декабря 1903 года - Серафимовская церковь в районе Сенного базара, недалеко от выезда на московскую дорогу.

Некоторые храмы строились сразу за городом, в тех микрорайонах, которые официально вошли в городскую черту гораздо позднее, уже в совет­ские годы. Так, в 1900 году был освящен Петропавловский храм при Волжском сталелитейном заводе (здание не сохранилось, располагался близ поселков Заплатиновка и Юнгеровка в Заводском районе города), 16 октября 1905 года священномученик Гермоген (Долганёв) освятил Ново-Казанскую церковь в Солдатской слободке (ныне микрорайон Улеши), в 1912 году была освящена Благовещенская церковь-школа в Агафоновском поселке.

К сожалению, 1912 годом обрываются имеющиеся в нашем распоряжении официальные данные. Но само строительство новых храмов не прекращалось: в марте 1918 года начались богослужения в храме в честь Рождества Христова близ железнодорожных мастерских, на современной улице Вокзальной. Уже начинались гонения на Церковь, шла Гражданская война - и в храме, построенном для простых рабочих, возносилась молитва «о временех мирных».

Сохранились сведения о том, в годы 1-й Мировой войны в Саратове планировалась постройка еще как минимум двух храмов. Первый предполагалось построить на участке Воскресенского кладбища, выходящем в район нынешней 2-й Дачной. Это должен был быть храм-памятник почившим воинам. Воинский мемориал на Воскресен­ском кладбище появится после Великой Отечественной войны, но вот храма в нем, по известным причинам, быть уже не могло. В 1914 году, после прославления в лике святых святителя Питирима Тамбовского, в Саратове было создано братство в его честь, и братчики начали хлопотать о постройке храма во имя новопро­славленного святого. К сожалению, мы можем только предполагать, был ли заложен Питиримовский храм, было ли начато его строительство, и если было, то в каком именно районе города. Скорее всего, последним достроенным дореволюционным храмом в Саратове оказался всё-таки Христорождественский...

Если бросить взгляд на карту старого Саратова, то становится ясно, что подавляющее большинство храмов строилось в окраинных районах тогдашнего города. Более того, не менее двух храмов (Петропавловский и Ново-Казанский) были устроены вообще за городом - в местах проживания фабричных рабочих. Церковь следила за созданием новых городских кварталов, и прикладывались усилия к тому, чтобы в них появлялись и центры духовной жизни православных людей - храмы Божии.

Думается, что, не случись революции, храмы в городе были бы расположены достаточно равномерно, как теперь принято говорить - «в шаговой доступности». Но случилось то, что случилось. В результате наш город рос и расширялся в условиях, когда не только не строились новые церкви, а планомерно разрушались существующие. В истории слишком многих храмов последняя фраза одна и та же - «закрыт и разрушен в годы советской власти». Так и сложилась ситуация, что Заводской и Ленинский районы Саратова, возникшие уже в советские годы, оказались почти лишены храмов. Почти две трети территории города! Можно представить себе чувства людей, добиравшихся на богослужение в те годы, когда в городе действовали лишь два храма - Троицкий и Духосошественский...

Когда пришло время не разбрасывать камни, а собирать их, с опозданием на три четверти века в Саратове пришлось решать ту же самую задачу, которую успешно решали храмостроители в начале XX века,- обеспечивать жителям города возможность полноценно участвовать в молитвенной жизни Церкви. Впервые в послереволюционной истории Саратова новопостроенный храм был освящен в 1992 году - храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской при ИТК № 33. Однако первый тюремный храм постсоветской России не мог стать полноценным приходским храмом для саратовцев.

В 1994 году был заложен храм во имя великомученика Георгия на Танковой горе в поселке Солнечный. Несколько лет спустя программа строительства новых храмов (параллельно с реставрацией старых, исторических) стала принимать реальные очертания: 12 июля 1998 года был освящен храм во имя святителя Николая Чудо­творца на Елшанском кладбище Саратова, 18 февраля 2001 года - храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона на территории 1-й Город­ской больницы, 28 октября 2001 года - храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в поселке Солнечный, 25 августа 2002 го­да - храм во имя всех святых, в земле Российской просиявших, 6 января 2004 года - храм во имя святого пророка Божия Илии при военно-строительном отряде Спецстроя России, расположенный в одном из самых удаленных от центра районов города.

Идут годы, и мы пытаемся наверстать упущенное. Вновь, как и за столетие до того, основное внимание при устроении новых храмов обращается на новые районы, растет число этих храмов. Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на 3-й Дачной, храм во имя святителя Тихона Задонского в Пролетарском поселке, храм в честь Сретения Господня в поселке Елшанка, храм во имя священномученика Космы Саратовского в Комсомольском поселке, храм во имя трех Вселенских учителей в поселке Поливановка... Их всё еще мало, но направление, заданное столетия назад, остается неизменным.

Материал опубликован на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58102&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Максим Плякин
Просвещение молодежи в годы гонений
Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений.
26.12.2018
Все статьи Священник Максим Плякин
Последние комментарии
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Калужанин
09.11.2024 19:34
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2024 18:48
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2024 18:21
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.11.2024 16:47
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от Алексей П.
09.11.2024 16:33
Как тебе имя?
Новый комментарий от Рабочий
09.11.2024 16:01