В заботах о пище духовной. Да и земной тоже

0
213
Время на чтение 9 минут

Елгавский Успенский храм стал якорем в море житейском для десятков тысяч людей - от капитанов латвийского бизнеса до пасынков судьбы, оказавшихся на грани духовного и физического небытия. Так было не всегда. Небольшой приход знавал и сложные времена. Расцвет его выпал на последние 20 лет, когда во главе прихода оказался игумен Феофан (Пожидаев) - личность в латвийском Православии необыкновенная. В середине октября батюшке Феофану исполнится 70.

Морская судьба

Храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Елгава
Храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Елгава
Елгавский храм Успения Пресвятой Богородицы построили в начале ХХ века на кладбище. Здесь отпевали усопших, сюда на молитву приходили солдаты соседнего гарнизона. Сохранилась фотография, на которой бравые усатые молодцы ждут у ступенек храма.

Храм выполнял привычную работу в период межвоенной республики, уцелел в огне пожарищ Второй мировой. Роковым в истории церкви и кладбища оказался 1947 год. Старое кладбище закрыли, могилы сравняли с землей, и на большей части территории построили мукомольный комбинат. Церквушка какое-то время простояла закрытой. Потом службы возобновились.

Около 20 лет назад отец Феофан, бывший в миру морским офицером, взял ее под свою опеку и первым делом восстановил надгробия на нескольких десятках могил. В ходе земляных работ у церковной ограды нашли массивный крест. Его установили рядом с храмом в августе 2000 года - после гибели атомной подводной лодки «Курск». У креста большой корабельный якорь, на постаменте надпись: «Якорь - надежда кораблю на море. Вера - якорь человеку на земле».

Сразу за памятником - стена из гигантских валунов. Сверху по символической скале стекает вода и уходит вниз в небольшой бассейн - океан скорбей человеческих, слезы матерей, жен и дочерей погибших на море. Рядом - корабельный колокол, который трижды в день бьет склянки. Всего 12 раз - по числу апостолов. Неудивительно, что потянулись сюда ходящие в море, их родные и близкие...

Когда в латвийских здравницах проходили реабилитацию семьи экипажа «Курска», они приезжали в Елгаву, чтобы возложить цветы и помолиться. С момента возведения монумента его посетили тысячи людей из Латвии и многих стран мира, в том числе из России.

Вот еще несколько морских историй...

Игорь Винокуров в 1967 году в авиакатастрофе потерял обе ноги. Вопреки всему, он выдержал мучительные операции, заставил себя встать на протезы - и вернуться на флот. Еще 27 лет он работал радистом на судах дальнего плавания, в том числе под командой капитана Петра Пожидаева (таково мирское имя игумена Феофана). Выйдя на пенсию, радист Винокуров тяжело заболел. Восемь месяцев он неподвижно пролежал после очередной операции и решил, что все - больше не выкарабкается. Даже завещание написал. Но тут вмешалась рука провидения... Соседка Игоря рассказала про его состояние отцу Феофану. На следующий день в квартире страждущего раздался звонок батюшки: «Игорь Сергеевич, вы же знаете: моряки своих не бросают!»

Игумен Феофан (Пожидаев)
Игумен Феофан (Пожидаев)
Первым делом отец Феофан крестил своего бывшего подчиненного - в 60 лет! Спустя несколько дней Винокуров уже лечился в реабилитационном центре на Рижском взморье. Откуда после поправки здоровья его перевели в пансионат в семи километрах от елгавского Успенского храма. При любой возможности он навещает «своего капитана».

Частенько на Успенском подворье появляются российские военные моряки. В августе этого года в латвийском порту Мерсрагс бросили якоря два минных тральщика, участвовавшие в международных военных учениях «Open Spirit - 2011». Батюшка Феофан отслужил панихиду по «воинам, на поле брани убиенным и в пучине морской живот свой положившим». После чего священник, сохранивший морскую выправку, пригласил дорогих гостей к столу - отведать постных щей и поговорить по душам.

Особые отношение у батюшки к сохранению памяти выдающегося русского писателя-мариниста, юнги Северного флота Валентина Пикуля (1928-1990). На 80-летие писателя он отслужил панихиду у его могилы. А недавно освятил мемориальную доску на доме на рижской улице Весетас, где Пикуль жил и работал последние 12 лет своей жизни.

- Благодаря службе на флоте в годы войны он обрел крепость духа, силу воли и несгибаемость - все необходимые качества для достижения поставленной цели. И сумел поставить свои знания и писательский дар на службу истории, флоту и Отечеству, - отметил отец Феофан.

Якорь для потерявших надежду

Елгавский Успенский храм стал якорем в море житейском для десятков тысяч людей - от капитанов латвийского бизнеса до пасынков судьбы, оказавшихся на грани духовного и физического небытия. Сюда с последней надеждой приходят наркоманы и алкоголики, бывшие зэки и страждущие от психических расстройств, на которых махнули рукой врачи. Отец Феофан, или Батюшка (здешние прихожане произносят это слово с особой - непередаваемой - интонацией), никому не отказывает. Первым делом ведет в церковь, а потом обедать. Если человек готов отстоять несколько часов службы, значит, остается шанс на спасение.

По рассказу прихожан, первым целительный эффект Успенского подворья испытал на себе двенадцатилетний наркоман Алеша. Его привел отчаявшийся отец и оставил жить при церкви. В течение нескольких месяцев парень вставал в семь, кормил кроликов, помогал по хозяйству, ходил на все службы. Его психика, еще гибкая в этом возрасте, закалилась и окрепла. Вернувшись в город, он не вернулся к старым привычкам. Пока все в порядке.

В отличие от обычных нарколечебниц и коммун, здесь конечная цель - спасти душу. К обычной трудотерапии добавляются пост и молитва. В ходе «послушания» организм освобождается от вредных накоплений, психика дисциплинируется - человек обретает смысл существования.

Церковное хозяйство

Но прежде, чем завести с обездоленным и озлобленным человеком разговор о смысле существования, его нужно накормить, часто дать кров и одежду. Поэтому на подворье отца Феофана каждый день окормляются духовно и физически не менее сотни страждущих. А откуда на все это взять деньги? Вот и пришлось завести собственное хозяйство.

Из птичника и крольчатника на крохотном Успенском подворье оно разрослось до четырех «фазенд» с угодьями, достигающими сотни гектаров. Пасека, молочарня, козий загон и свиноферма. Не говоря уж о картошке, капусте и прочей зелени... Вроде бы ферма как ферма, но совсем непростое это хозяйство.

- На самом деле мы не просто семена и саженцы в землю сажаем, а взращиваем зернышки веры, честности, порядочности и открытости. Если посмотреть, сколько народу приходит в наш приход, то только милостью свыше можно объяснить, как батюшка со всем этим справляется, - говорит одна из прихожанок.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 528 px. Размер файла 222812 b.
В «церковном колхозе» председательствует сам отец Феофан, во главе подразделений стоят верные люди, работающие не за страх, а за совесть. Летом на помощь приходят ребята из духовно-трудового отряда. Постоянно в нем находится человек 30. Одна смена продолжается две недели. Поработают и уступают место следующим. День у ребят начинается и заканчивается молитвой. Основной принцип отряда - как можно меньше праздности. С утра - четыре часа труда в поле или на ферме, после обеда - занятия по закону Божию. Потом для тех, кто постарше, еще три часа работы. По свидетельству педагогов отряда, главное - обеспечить присутствие во всем осмысленности и духовного измерения. И в труде, и в досуге, и при разборе конфликтов между ребятами.

- Некоторых ребят я на протяжении нескольких лет наблюдаю. Какими они пришли впервые и какими стали сейчас - это день и ночь. Стали более мужественными, работящими... Многие полюбили сам процесс труда - достаточно редкое качество в наше время. Ведь сейчас радости труда мало где могут научить, - говорит помогающая батюшке пасечница Елена.

Каждый, кто оставил здесь хотя бы частичку своего труда, прирастает сердцем к Успенскому подворью. И потом рвется сюда, где бы он ни находился. Осенью приезжают на подмогу собрать урожай, и на рождественскую елочку не забывают.

Остается добавить, что с игумена Феофана (при всех его хозяйственных заботах и бесконечной череде желающих побеседовать) никто не снимал прямых священнических обязанностей: крестить, отпевать, венчать, служить в церкви. А служит он так, что желающие попасть на службу стоят на улице - в храме места не хватает.

Елгава - Европарламент

Кроме моряков и пасынков судьбы, в Успенском храме побывали десятки тысяч прихожан. Много елгавчан, готовых стоять горой за своего батюшку. Кроме того, сюда приезжают на венчание или крестить детей люди со всех концов Латвии. Преодолевая визовые препоны, часто наведываются духовные чада из самых разных краев России и других ближних и дальних пределов.

А этой весной в елгавский храм пожаловали парижане - лектор лицея «Сантос-Дюмон» Петр Иванович Вифлянцев и его супруга Мишлин. Двум потомственным казакам: кубанскому - Петру Пожидаеву и донскому (зарубежное Всевеликое войско Донское) - Петру Вифлянцеву - было о чем говорить в православном храме вдали от России. Сюда приезжал помолиться и общий друг отца Феофана и Петра Вифлянцева - еще один парижанин граф Петр Петрович Шереметьев.

А в конце июня в гости к батюшке нагрянула делегация депутатов Европарламента от фракции «Европейский свободный альянс». Евродепутатов заинтересовало, какой вклад может внести один церковный приход в борьбу с бедностью и социальным отчуждением.

- Нигде не встречала ничего похожего, причем такого масштаба, - чтобы Церковь и верующие так глубоко занимались социальной сферой... Это просто поразительно! - так депутат Европарламента из Южного Уэльса (Великобритания) Джил Эванс отозвалась об отце Феофане и его помощниках.

Приход - стране

У руководящего удивившим европейских политиков хозяйством отца Феофана забот невпроворот. В условиях поразившего Латвию экономического кризиса он, не забывая о пастырском служении, отдает все силы приходскому хозяйству. Когда работа идет по умному плану, подкрепленному православной молитвой, все получается. Если обычно церковные приходы живут на пожертвования прихожан, то в данном случае все получается наоборот.

Услугами ежедневной кухни православного Успенского прихода за один 2009 год воспользовались без малого 44 тысячи человек. В отдельные дни число кормящихся переваливает за 300. Для маленького города с населением в 60 тысяч жителей это очень много. За хлебом насущным обращаются не только прихожане, но и лишившиеся работы и испытывающие другие нужды жители Елгавы и окрестностей. Тонны картошки, муки, капусты и других продуктов, произведенных в хозяйствах Успенского прихода, распределяются по школам, пансионатам и домам престарелых не только Елгавы, но и столичной Риги и далекой Валмиеры.

Правда, изначальная цель - добиться самоокупаемости - пока что так и осталась мечтой. Помощники батюшки так говорят об этом: «С одной стороны, материальная сторона - великое дело. Но наш труд не для получения материальных благ, а для спасения души. Возможно, с точки зрения рынка наше хозяйство нерентабельно, но люди здесь получают духовное, а потом и физическое исцеление».

Местные власти ничем не помогают, но и особых препятствий не чинят. Приедут иногда с проверкой и уедут восвояси - и на том им спасибо. Кроме силы духа и молитв батюшка опирается на своих бескорыстных сотрудников и доброхотов из числа предпринимателей.

К юбилею отца Феофана Рижский бизнес-клуб сделал батюшке подарок - в Интернете появилась домашняя страничка елгавского прихода.

По словам зампредседателя совета Рижского бизнес-клуба, президента рижской ювелирной фабрики «Gemmi» Евгения Волошина, страничка елгавского прихода Успения Пресвятой Богородицы получилась достойной.

- На сегодняшний день это один из лучших сайтов в Интернете, посвященных Православию. Сейчас время помогать нуждающимся. Что многие члены нашего клуба и делают. Отмечу, что слово батюшки для меня самого - закон. Я считаю честью выполнять его поручения и рассматриваю их как своего рода послушания.

Как сказал сам отец Феофан, Интернет активно используется Русской Православной Церковью, которая идет в ногу со временем:

- Благодаря передовым технологиям Церковь значительно расширила свое информационное пространство, и это позволяет донести слово Божие до людей.

Именно сейчас, в годину испытаний, экономического кризиса и истончения духовно-нравственного начала, слово и дело игумена Феофана востребованы как никогда. Небольшой латвийский приход показывает поразительное многообразие форм и способов служения ближнему в соответствии с великими заветами Православия.


http://www.pravoslavie.ru/put/49005.htm


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06