Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О церковной критике и критиканстве

Дмитрий  Марченко, Православие в Украине

18.07.2011

Уверен, и многие со мной согласятся, что критика полезна и нужна. Но также совершенно очевидно, что  не может быть критики ради самой критики.

И критикуя ту или иную церковную реальность, наверное, стоило бы задуматься о собственной мотивации. Я ни в коем случае не хочу обобщать. Но есть конкретные примеры.

Например, кто-то прочел в прессе негативную информацию о некой епархии нашей Церкви. Первым же делом нужно это вывесить на всеобщее обозрение и с праведным гневом воскликнуть: «Куда ж епископ (архиепископ, митрополит) то смотрит???». А может, стоило бы сперва проверить информацию, затем написать в секретариат епархии, дождаться ответа (заодно попросить о поддержке знакомых из журналистских кругов) - и уже потом о чём-то говорить?

Но нет же. Мы уверены, что нас в епархии «пошлют» сразу и далеко. Но почему бы всё-таки не попробовать?

А ведь есть четкая библейская установка: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;  если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;  если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». (Мф.18:15-17)

Мы же сразу всех записываем в язычники и мытари.

Ведь получается, что публикуя свой негатив в социальных сетях и блогах, мы, вероятно, рассчитываем, что эти «вопли Видоплясова» заметит священноначалие и что-то изменит. Но мы же одновременно с этим не хотим обращаться к священноначалию напрямую, мотивируя тем, что «нас все равно не услышат». Не абсурд ли?

Но тогда, в чем смысл такой критики?

Получается, это такой выстрел в воздух. Есть, конечно, вопиющие ситуации, когда трудно смолчать. Но мы не можем промолчать в любой ситуации. Не говоря уже о том, чтобы просто перекреститься и помолиться перед очередной «обличительной» публикацией и подумать, действительно ли мы правы.

Потом мы плюсуем друг друга и с мазохистским наслаждением «комментим» на тему - «как страшно жить».

Самое глупое, что вместе с нами наше «обличение» плюсуют представители других деноминаций. Всё бы ничего, но я что-то не припомню, чтобы где-нибудь в livejournal, например, кто-либо из представителей УПЦ-КП или УГКЦ, или УАПЦ (что актуально для Украины, в России есть свои аналоги) критиковал нестроения своей внутрицерковной жизни.

Теперь представим себе, что это читает человек со стороны, что он увидит? Весь негатив пишется исключительно об УПЦ, при этом этот негатив (не важно - достоверный или напротив) подтверждается самими же чадами УПЦ. Не думаю, что роль Хама, обнажающего наготу своего отца (в данном случае - Матери), это завидная участь.

Да, нужно критиковать. Но, обозначая болезнь, нужно попытаться наметить и способы ее вылечить. Но, может, мы просто любим мерзость?

Проверим себя. Просматривая церковные СМИ и блоги, на что в первую очередь мы обращаем внимание? Конечно на нестроение. Новости о том, что такая-то епархия выделила средства для детского дома, нам не интересна. В этом нет конфликта, это не дает пищу нашему духу критиканства, это, в конце концов, не делает рейтингов.

Однако, если без конца копаться в нечистотах - к чему это приведет? Мы часто изображаем из себя эдаких ассенизаторов, очищающих «авгиевы конюшни» церковных проблем, а, может, мы просто копрофилы?

И вот здесь появляется ещё одна тенденция. В некотором смысле она затронула в свое время и меня. Таким образом, я имею право это говорить, так как в некотором роде говорю о себе, о том, что сам перенес.

Мы неустанно критикуем и «обстебываем» раны Церкви - и в какой-то момент постепенно начинаем от нее отдаляться

Это незаметно происходит. Сперва, например, жесткий стеб над суевериями настолько увлекает, что по инерции проявление обычного благочестия и даже церковных оборотов и фразеологизмов начинает вызывать отторжение. Начинается эдакая аллергия на церковность. Мы становимся циниками.

А дальше - больше: в храм ходим всё реже (там суеверия и «бабки» («бабки» в обоих смыслах)), Литургия и Причастие тоже уходят на задний план. Я, опять-таки, не хочу обобщать, но действительно знаю, что многие конкретные правдолюбцы последний раз приходили в храм на Пасху... Но ведь когда-то мы все так возмущались захожанами, освящающими куличи раз в год, теми, у которых Бог «в душé». А ведь сами становимся такими же.

Все меньше в наших словах любви и все больше отстраненности от Церкви. Мы пишем как бы со стороны. Со стороны холодной, циничной, нелюбящей, а иногда и враждебной. Есть одна очень хорошая фраза: «Всякая правда без любви есть ложь».

И вот теперь всплывает чисто нравственный вопрос:

Насколько мы имеем моральное право, не участвуя в Таинствах Христовых, в церковной жизни, эту самую церковную жизнь критиковать?

Точно так же, бурю негодования вызывают дорогие автомобили Предстоятелей (не священства, а именно Предстоятелей): «И как некоторые из учеников стали возмущаться, а не лучше ли продать и раздать деньги бедным?»

Но чтобы так говорить, наверное, стоило бы вспомнить о своих «мерседесах». Мы ведь, в самом деле, могли бы приобретать не такие дорогие телефоны и ноутбуки, не столь престижную одежду и не столь дорогую еду. А вот «домашний кинотеатр» (или нечто подобное) вполне можно было бы «продать и раздать деньги бедным». Можно возразить - мы не патриархи и не митрополиты, нас люди не видят, на нас не лежит такая ответственность.

Однако Бог видит, и Он мерит той мерой, которой мы мерим, и судит судом, которым мы судим. Впрочем, бывает и иная мотивация. Человек просто не заработал себе на дорогие вещи и мнит себя от этого бессребреником, дескать: я беден, у меня нет мерседеса, почему у кого-то он должен быть? Но это, простите, вообще зависть.

Я знаю, что такое уныние и безысходность. Когда кажется, что нет просвета и перспективы. Когда есть уверенность, что ничего не изменится. И мы часто от этой боли кричим, может быть, этим и обусловлено всё наше критиканство. Но вспомним пророка Илию, который пережил нечто подобное, когда в отчаянии произнёс: «Я один остался, все поклонились Ваалу».

Но Господь ответил: «Не все, есть еще семь тысяч верных». Если нам кажется, что уже всё, надежды нет ни на кого, это значит, что нужно обратиться прямо ко Христу. Просто помолиться. Помолиться самому. Помолиться в храме. Помолиться с «френдами» в сети. Начать с самого себя - СВОЮ жизнь исправлять. Может, тогда что-то начнет изменяться.

http://orthodoxy.org.ua/content/o-tserkovnoi-kritike-i-kritikanstve-26850




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме