itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Проект «Томос» и его перспективы

Уже почти пять месяцев, как объединенная команда украинских раскольников получила Томос от Константинопольского Патриархата

0
774
Время на чтение 5 минут

По задумке авторов и реализаторов данного проекта, православное духовенство и верующие Украины должны были сразу же после обнародования упомянутого документа броситься в объятия новой религиозной структуры.

Однако, несмотря на все старания пиарщиков, политтехнологов, прессы и социологов, каждый остался при своем.

Из канонической Украинской Православной Церкви ушли два архиерея и пара десятков священников, причем данные представители духовенства и ранее были известны специфическими националистическими взглядами, так что их уход был вполне ожидаем.

То же самое и с «переходом» общин. Симпатизирующая раскольникам пресса может сколько угодно радостно рапортовать о сотнях переходов, но реальность не меняется: большая часть «переходов» - это силовые захваты храмов против воли общин. Но, даже с учетом всех захватов, количество общин УПЦ (а их более 12000) не особо уменьшается. Хотя, конечно, трагедия людей, у которых отбирают храмы, которые они и их отцы и деды строили и содержали, в рамки статистики не укладывается.

Тем не менее факт остается фактом - УПЦ осталась такой же, какой была до эскапады Константинополя, и нет ни малейших признаков, что тенденция изменилась. Если в первые недели после Томоса сторонники новосозданной «ПЦУ» могли еще транслировать свои надежды, что, мол, вот еще немного, еще чуть-чуть - и все верующие будут с ними, то сейчас даже самым активным пропагандистам становится ясно, что верующие канонической Церкви, как миряне и духовенство, отнюдь не горят желанием влиться в их структуру. Одновременно с этим в самой наскоро слепленной «церкви» выявились кардинальные проблемы.

Почему же так произошло?

Главная причина неудачи авторов проекта «единая поместная церковь» - это ложь. Ложь как в глобальном плане, так и в частностях. Здесь перемешаны обман, самообман, попытки выдать желаемое за действительное, манипуляция со статистикой и т. п.

В УПЦ всегда сосуществовали и продолжают сосуществовать люди разных взглядов, в том числе и политических. Среди них была определенная группка националистического направления, состоящая из мечтателей, жаждавших церковной автокефалии. В свое время мне выпало много с ними общаться, спорить и дискутировать. Из всех этих дискуссий я вынес одну главную мысль: эти люди живут в своем особом виртуальном мире и совершенно лишены способности критического анализа реальной ситуации.

Самый характерный пример - это отношение к языковому вопросу в Церкви. По мнению данной группки, верующие Украины мечтают в богослужении отказаться от церковнославянского языка и перейти на современный украинский. Однако практика этого не подтвердила, так, например, один из киевских храмов (ныне отошедший к ПЦУ) ввел украиноязычное богослужение. Но особого наплыва прихожан там никогда не наблюдалось, по сравнению с другими приходами Киева.

Важно понимать, что в УПЦ всегда действовал принцип здорового прагматизма. В приходах, где это уместно, соседствуют и церковнославянский (в богослужениях), и русский, и украинский, и венгерский, и другие языки (чтение Апостола, объяснение Евангелия, проповеди и т. д.). Все зависит от прихожан и их потребностей. Но стремления к тотальной «украинизации» церковного обихода в народе нет. Священноначалие УПЦ всегда «держит руку на пульсе» и имеет более-менее объективную картину настроений духовенства и прихожан.

В то же время мечтатели продолжали жить иллюзиями. И, нужно признать, в своем самообмане они бывают довольно убедительными, во всяком случае настолько, чтобы убедить в своих иллюзиях других, как это, наверное, и случилось с константинопольскими иерархами.

Однако, вернемся ко лжи. В случае с ПЦУ ложью замешано все. Но проблема лжецов в том, что они имеют дело не с электоратом, не с целевой аудиторией. Можно сколько угодно рассказывать о том, как православные Украины жаждут объединения с раскольниками, о том, как они во что бы то ни стало хотят создать свою автокефальную Церковь, и т. д. - на людей, которые в храм приходят дважды в год «посвятить воду» и «паски», это, вероятно, подействует. Но вот на воцерковленных верующих, регулярно бывающих в храме, участвующих в приходской жизни и принимающих церковные Таинства, все эти манипуляции влияют с трудом.

Потому-то любой верующий довольно иронично реагирует на манипулятивные соцопросы вроде того, что недавно провел Киевский международный институт социологии (КМИС). Согласно данному опросу, «к созданию Православной Церкви Украины и предоставлению ей Томоса положительно относятся 54,2% украинцев. Нейтральное отношение имеют 31,2%, отрицательное - 10,9%». Меня всегда интересовали те, кто участвует в таких опросах, поскольку для объективности стоило бы спрашивать респондентов еще и о том, являются ли они верующими и какой именно конфессии, а если являются, то насколько часто бывают в храме и принимают ли участие в Таинствах. Иначе такие опросы не стоят ничего, как и обращение украинских парламентариев к Константинопольскому Патриарху с просьбой об автокефалии, поскольку, как уже не раз упоминалось, просьбу подписывали и грекокатолики, и иудеи, и мусульмане и атеисты, т.е. люди, к Православию не имеющие никакого отношения.

Но сейчас и без соцопросов становится ясно: верующие весь этот трагикомический спектакль не поддерживают. Потому что верующие, простите, «голосуют ногами». Если бы выкладки КМИС были верны, храмы УПЦ бы опустели. Но мы видим обратное. Видит это и верующий народ, видят это и понимают сами раскольники, которым все труднее изображать «победителей».

И еще один немаловажный факт - политики, затеявшие игру в Томос под выборы, в результате разгромно проиграли, что еще раз демонстрирует «объективность» подобных опросов.

Однако ложь продолжается. И она во всем:

обещали полную церковную независимость - на практике полное подчинение ПЦУ чиновникам Фанара (особенно знаковым в этом смысле событием стало назначение на Украину греческого архимандрита и рукоположение его в титулярного «епископа Ольвийского»);

обещали преодоление раскола - на практике имеем назревший раскол в самой ПЦУ, который лихорадочно пытаются скрыть, как мусор, заметаемый под ковер. И этот раскол гораздо глубже, чем внешняя борьба за власть Филарета Денисенко и Епифания Думенко;

обещали скорое признание новой структуры всеми Поместными Церквами - на практике либо игнор, либо откровенное неприятие ПЦУ. А ведь прошло уже почти полгода после запуска этого проекта.

В данном тексте я не пытаюсь быть аналитиком или пророком. Но есть совершенно очевидные для любого верующего вещи: в Церкви нельзя ничего построить на лжи.
Все манипуляции, инсинуации и махинации рано или поздно все равно приведут к краху. А истинная Церковь жила и будет жить.

Дмитрий Марченко

Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Марченко
Кому более всего выгоден раскол в украинском православии
Как униаты в Украине расширяют влияние за счет православных
19.02.2019
Что не так с этим томосом?
Кто и зачем форсирует автокефальный вопрос в Украине
21.09.2018
Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию
Потому, мне, прихожанину УПЦ, проживающему в Киеве, хотелось бы показать ситуацию изнутри, из самого эпицентра
18.09.2018
Все статьи Дмитрий Марченко
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06