О церковной критике и критиканстве

0
180
Время на чтение 4 минуты

Уверен, и многие со мной согласятся, что критика полезна и нужна. Но также совершенно очевидно, что  не может быть критики ради самой критики.

И критикуя ту или иную церковную реальность, наверное, стоило бы задуматься о собственной мотивации. Я ни в коем случае не хочу обобщать. Но есть конкретные примеры.

Например, кто-то прочел в прессе негативную информацию о некой епархии нашей Церкви. Первым же делом нужно это вывесить на всеобщее обозрение и с праведным гневом воскликнуть: «Куда ж епископ (архиепископ, митрополит) то смотрит???». А может, стоило бы сперва проверить информацию, затем написать в секретариат епархии, дождаться ответа (заодно попросить о поддержке знакомых из журналистских кругов) - и уже потом о чём-то говорить?

Но нет же. Мы уверены, что нас в епархии «пошлют» сразу и далеко. Но почему бы всё-таки не попробовать?

А ведь есть четкая библейская установка: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;  если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;  если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». (Мф.18:15-17)

Мы же сразу всех записываем в язычники и мытари.

Ведь получается, что публикуя свой негатив в социальных сетях и блогах, мы, вероятно, рассчитываем, что эти «вопли Видоплясова» заметит священноначалие и что-то изменит. Но мы же одновременно с этим не хотим обращаться к священноначалию напрямую, мотивируя тем, что «нас все равно не услышат». Не абсурд ли?

Но тогда, в чем смысл такой критики?

Получается, это такой выстрел в воздух. Есть, конечно, вопиющие ситуации, когда трудно смолчать. Но мы не можем промолчать в любой ситуации. Не говоря уже о том, чтобы просто перекреститься и помолиться перед очередной «обличительной» публикацией и подумать, действительно ли мы правы.

Потом мы плюсуем друг друга и с мазохистским наслаждением «комментим» на тему - «как страшно жить».

Самое глупое, что вместе с нами наше «обличение» плюсуют представители других деноминаций. Всё бы ничего, но я что-то не припомню, чтобы где-нибудь в livejournal, например, кто-либо из представителей УПЦ-КП или УГКЦ, или УАПЦ (что актуально для Украины, в России есть свои аналоги) критиковал нестроения своей внутрицерковной жизни.

Теперь представим себе, что это читает человек со стороны, что он увидит? Весь негатив пишется исключительно об УПЦ, при этом этот негатив (не важно - достоверный или напротив) подтверждается самими же чадами УПЦ. Не думаю, что роль Хама, обнажающего наготу своего отца (в данном случае - Матери), это завидная участь.

Да, нужно критиковать. Но, обозначая болезнь, нужно попытаться наметить и способы ее вылечить. Но, может, мы просто любим мерзость?

Проверим себя. Просматривая церковные СМИ и блоги, на что в первую очередь мы обращаем внимание? Конечно на нестроение. Новости о том, что такая-то епархия выделила средства для детского дома, нам не интересна. В этом нет конфликта, это не дает пищу нашему духу критиканства, это, в конце концов, не делает рейтингов.

Однако, если без конца копаться в нечистотах - к чему это приведет? Мы часто изображаем из себя эдаких ассенизаторов, очищающих «авгиевы конюшни» церковных проблем, а, может, мы просто копрофилы?

И вот здесь появляется ещё одна тенденция. В некотором смысле она затронула в свое время и меня. Таким образом, я имею право это говорить, так как в некотором роде говорю о себе, о том, что сам перенес.

Мы неустанно критикуем и «обстебываем» раны Церкви - и в какой-то момент постепенно начинаем от нее отдаляться

Это незаметно происходит. Сперва, например, жесткий стеб над суевериями настолько увлекает, что по инерции проявление обычного благочестия и даже церковных оборотов и фразеологизмов начинает вызывать отторжение. Начинается эдакая аллергия на церковность. Мы становимся циниками.

А дальше - больше: в храм ходим всё реже (там суеверия и «бабки» («бабки» в обоих смыслах)), Литургия и Причастие тоже уходят на задний план. Я, опять-таки, не хочу обобщать, но действительно знаю, что многие конкретные правдолюбцы последний раз приходили в храм на Пасху... Но ведь когда-то мы все так возмущались захожанами, освящающими куличи раз в год, теми, у которых Бог «в душé». А ведь сами становимся такими же.

Все меньше в наших словах любви и все больше отстраненности от Церкви. Мы пишем как бы со стороны. Со стороны холодной, циничной, нелюбящей, а иногда и враждебной. Есть одна очень хорошая фраза: «Всякая правда без любви есть ложь».

И вот теперь всплывает чисто нравственный вопрос:

Насколько мы имеем моральное право, не участвуя в Таинствах Христовых, в церковной жизни, эту самую церковную жизнь критиковать?

Точно так же, бурю негодования вызывают дорогие автомобили Предстоятелей (не священства, а именно Предстоятелей): «И как некоторые из учеников стали возмущаться, а не лучше ли продать и раздать деньги бедным?»

Но чтобы так говорить, наверное, стоило бы вспомнить о своих «мерседесах». Мы ведь, в самом деле, могли бы приобретать не такие дорогие телефоны и ноутбуки, не столь престижную одежду и не столь дорогую еду. А вот «домашний кинотеатр» (или нечто подобное) вполне можно было бы «продать и раздать деньги бедным». Можно возразить - мы не патриархи и не митрополиты, нас люди не видят, на нас не лежит такая ответственность.

Однако Бог видит, и Он мерит той мерой, которой мы мерим, и судит судом, которым мы судим. Впрочем, бывает и иная мотивация. Человек просто не заработал себе на дорогие вещи и мнит себя от этого бессребреником, дескать: я беден, у меня нет мерседеса, почему у кого-то он должен быть? Но это, простите, вообще зависть.

Я знаю, что такое уныние и безысходность. Когда кажется, что нет просвета и перспективы. Когда есть уверенность, что ничего не изменится. И мы часто от этой боли кричим, может быть, этим и обусловлено всё наше критиканство. Но вспомним пророка Илию, который пережил нечто подобное, когда в отчаянии произнёс: «Я один остался, все поклонились Ваалу».

Но Господь ответил: «Не все, есть еще семь тысяч верных». Если нам кажется, что уже всё, надежды нет ни на кого, это значит, что нужно обратиться прямо ко Христу. Просто помолиться. Помолиться самому. Помолиться в храме. Помолиться с «френдами» в сети. Начать с самого себя - СВОЮ жизнь исправлять. Может, тогда что-то начнет изменяться.

http://orthodoxy.org.ua/content/o-tserkovnoi-kritike-i-kritikanstve-26850

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Марченко
Проект «Томос» и его перспективы
Уже почти пять месяцев, как объединенная команда украинских раскольников получила Томос от Константинопольского Патриархата
30.05.2019
Кому более всего выгоден раскол в украинском православии
Как униаты в Украине расширяют влияние за счет православных
19.02.2019
Что не так с этим томосом?
Кто и зачем форсирует автокефальный вопрос в Украине
21.09.2018
Все статьи Дмитрий Марченко
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45