ФОТО ИГОРЯ САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»
Главным
музыкальным событием советской оттепели стал Первый Международный
конкурс пианистов и скрипачей им. П.И. Чайковского, состоявшийся в
Москве в марте-апреле 1958 года. Американский пианист Ван Клиберн
("Ваня", как его называли русские поклонницы) стал любимцем публики. Его
засыпали цветами, а одна восторженная почитательница даже подарила ему
балалайку - на память о России.
Этим летом Ван
Клиберн снова приехал в Москву - теперь уже в качестве почетного
председателя жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Овациями встретили музыканта в обновленном (после ремонта и реставрации)
Большом зале Московской консерватории. Прославленный пианист не остался
в долгу: «Почти два столетия русская музыкальная культура блещет
именами выдающихся композиторов и исполнителей. То, что за эти двести
лет из России вышли музыканты, которых знают и любят во всем мире, это
просто невероятно! До конца жизни я буду любить Россию!»
Конкурс
Чайковского долгое время был одним из наиболее масштабных и значимых в
мире музыкальных событий, своего рода «олимпиадой», во многом
определявшей вектор развития исполнительского искусства. «То, о чем
мечтал Сталин, - распространить влияние нашей страны на весь мир -
удалось музыкантам, - говорил пианист Владимир Крайнев, победитель IV
конкурса. - В Америке ли, в Азии ли, лучшие педагоги - выходцы из
России или их ученики. Весь мир заполнила русско-советская
исполнительская школа». Да, это исторический факт - в «тоталитарном»
СССР, особенно во времена «застоя», музы были под надежным
покровительством государства, а таланты получали возможность
самореализации. Правда, и спрашивали с них строго. Скрипач Владимир
Спиваков (IV конкурс, вторая премия) вспоминает: «Нас, помню, так
накачивали, что у всех колени дрожали: государство потратило огромные
деньги, вы обязаны получить первую, в крайнем случае вторую премию!»
Это
только кажется, что классическая музыка вне идеологии - после распада
СССР конкурс им. Чайковского стал стремительно терять свой авторитет.
Страна, «потерявшая лицо», торопливо отвергала прежние ценности - не
только мировоззренческие, но и культурные. Профессия музыканта уже не в
почете. В самом деле, годы и годы кропотливого, адского труда, и все для
чего?! Аудитория, посещающая консерватории, музеи и театры, являет миру
цивилизованный и культурный вид страны. Но обнищавшей и
маргинализованной трудовой интеллигенции в годы перемен было не до
классической музыки, а новорусские богачи в массе своей - вовсе не
выпускники музыкальных школ. Конкурс им. Чайковского в пору дележки
общенародной собственности оказался на периферии государственных забот, и
тотчас вокруг него стали вспыхивать коррупционные скандалы. Подозрения в
необъективности судейства привели к тому, что талантливые исполнители
все чаще стали выбирать другие музыкальные состязания.
Потерять
доброе имя - легко. А вернуть?! За дело взялся Валерий Гергиев. Задача -
поднять престиж конкурса - казалась практически нерешаемой, да это и
невозможно сделать за короткое время. Знаменитый дирижер принял «жесткие
управленческие решения»:
а) для объективности судейства пригласил в жюри звезд исполнительского искусства;
б) поднял значимость призов - победители конкурса получат ангажемент на ближайшие три года, они выступят вместе с ведущими музыкальными коллективами мира - Лондонским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром имени Верди, оркестром Мариинского театра и др.;
в) пригласил нового генерального менеджера
конкурса американца Ричарда Родзинского («потому что наши все
разворуют», - грустно комментировали в консерваторских кулуарах это
решение журналисты);
г) одобрил принципиально иную систему
голосования жюри, где для выведения окончательного результата
применяется математическая формула.
Еще одно сенсационное
нововведение: конкурс впервые проводился в двух городах - в Москве
(здесь слушали пианистов и виолончелистов) и Санкт-Петербурге (в городе
на Неве состязались скрипачи и вокалисты). Кроме того, миллионы
любителей музыки следили за выступлениями своих любимых исполнителей по
Интернету - были организованы прямые трансляции всех выступлений и
репетиций. Правда, не обходилось без технических сбоев, но и сейчас у
«болельщиков» есть возможность познакомиться с архивом записей,
выложенных на официальном сайте конкурса.
На открытии «музыкального
ристалища» свое приветствие огласил Владимир Путин: Правительство России
и Минкультуры - учредители конкурса. Так, с державного благословения,
Государственного гимна и нескольких концертных номеров в исполнении
лауреатов прошлых лет начался этот феерический музыкальный марафон,
длившийся почти три недели. А завершился конкурс не только награждением
победителей и гала-концертами в Москве и Санкт-Петербурге, но и письмом к
... Владимиру Путину. Это послание в Интернете составили представители
музыкальной общественности, разочарованные решением жюри в конкурсе
пианистов. Впрочем, право Даниила Трифонова на первую премию и золотую
медаль в письме не оспаривается - молодой музыкант заслуженно получил
свою награду.
Трифонов родился в Нижнем Новгороде, родители его живут
в Подмосковье, а сам он фактически американец - большую часть времени
Даниил проводит в Кливленде, где учится в Институте музыки в классе
Сергея Бабаяна. Две трети наших выдающихся педагогов после развала СССР
покинули страну и теперь «поднимают культуру» в США, Великобритании,
Германии, Италии, Испании - везде, только не дома. Обеднение громадное -
вслед за педагогами тянутся и талантливые ученики. Музыкальное
образование в России находится в плачевном состоянии - и это, увы,
свершившийся факт. Вот и прославленный скрипач Виктор Третьяков (III
конкурс, первая премия) ныне - профессор Кельнской высшей школы музыки.
Он утверждает, что «русская скрипичная школа лучшая, но она уже не в
России». Ему вторит профессор Венской консерватории Борис Кушнир: «То,
что все меньше и меньше появляется исполнителей мирового класса из
России - прямой результат разрушения системы образования. И общий
уровень конкурса им. Чайковского по сравнению с советскими временами
очень изменился».
Зато выдающихся успехов на музыкальном поприще
добиваются представители Южной Кореи. На XIV конкурсе им. Чайковского
они завоевали пять призовых мест! Ничего удивительного в этом нет - в
Корее, Японии, Китае уделяют огромное внимание классическому искусству.
Знать и любить музыку там почетно и престижно. В том числе и в денежном
выражении. Преподаватель музыки из Омска рассказывает в Интернете о
своей жизни в Корее, где она работает по контракту, обучая юных
пианистов. За год она заработала на квартиру, за второй - на рояль, за
третий - на автомобиль: «Теперь могу и домой возвращаться!». В родном
городе ее зарплата на двух работах (в вузе и колледже вместе) составляла
11 тысяч рублей...
Что ж, подведем некоторые итоги. Несмотря на все
усилия Валерия Гергиева и его команды, наш главный музыкальный турнир
пока далек от своей славы 50-летней давности. Разрушения, произведенные в
ценностной ориентации общества, невозможно устранить так же быстро, как
отремонтировать Большой зал консерватории. Вот почему к нам пока не
спешат ехать восходящие звезды из Европы - особая аура «загадочной
России», где жил и творил Петр Чайковский, кажется навсегда утраченной...
Потому европейцы предпочитают музыкальные конкурсы с более надежной
репутацией. Но первые шаги - к открытости, к прозрачности работы -
оргкомитетом сделаны.
Настоящая проблема конкурса им. Чайковского,
конечно, в другом: нужны ли России сегодня таланты и «профи»? Звезды
исполнительского искусства, выдающиеся педагоги, одаренные дети? В
советское время ответ на этот вопрос был однозначным - «да». Что
касается дня сегодняшнего, то здесь мы можем видеть гигантский разрыв
между официальными декларациями и реальным положением дел. И потому
громадным утешением стала игра на конкурсе молодых исполнителей. Они
верят в красоту и в победительную силу правды, и потому за этими
вдохновенными тружениками - будущее... В добрый путь, лауреаты XIV
Международного конкурса имени П.И. Чайковского!