Как ни гляди на политическую, общественную, духовную ситуацию Русского Мiра, совершенно понятно, что сражение идет по самой главной линии, составляющей наш стержень - Православие. Умный враг Бжезинский прав: Православие для наших извечных оппонентов осталось последним не взятым редутом. То есть последней скрепой, соединяющей восточных славян в цельный особенный мир со своими ценностями, со своим уникальным внутренним космосом.
Потому именно в эту точку они, наши закадычные враги, и будут продолжать бить и бить в надежде достичь своей неизменной цели: повергнуть нас окончательно.
В новейшей истории они изрядно преуспели: холодная (читай информационная) война нами проиграна, СССР распался в одно мгновение, и грош нам всем цена: мы великую страну не уберегли. Я говорю не о ценностях коммунистической идеологии и даже не о системе существовавшего политического режима. Я говорю о том великом и нередко обоюдно возвышающем объединении народов, о даже в чем-то более справедливом, чем нынче, распределении материальных ресурсов меж членами социума, о нашей общей силе и значимости (как у веника из притчи). Вражеские посылы нейролингвистического программирования, надо признаться, мы заглотили с каким-то самозабвенным восторгом, чисто по-русски, с разрывом ворота рубахи. Теперь барахтаемся в этих нечистотах - вседозволенности, распущенности и разнузданности во всех сферах жизни - культурной, социальной, духовной, материальной. И теперь, частично посыпая головы пеплом, мы зацитировали не то философа Зиновьева, не то писателя Максимова, сказавших: целили в коммунизм, а попали, увы, в Россию. Вспомнив нашу трагическую историю - хоть на век взглянуть назад, хоть на два, следует признать, что мы метим в эфемерные цели, а попадаем всегда в Россию.
Но и сегодня, Слава Богу, все еще остается прописанным для нас на Небесах наше единое высокое Отечество - Святая Русь.
Кое-кто считает, что такой взгляд является ретроспективным, дескать, это жизнь с головой, повернутой назад. Ничуть! К счастью, все больше проявляют себя персоны и сообщества, руководствующиеся напутствиями наших православных духовных отцев, утверждавших, что без Святой Руси как общей духовной, исторической константы на этой территории не будет России. А она ведь должна непременно быть!
Совершенно очевидно, что геополитический религиозный разлом пытаются осуществить как внешние силы, так и черпающие в них вдохновение внутренние. И линия огня проходит, как нам понятно, через колыбель Святой Руси, территорию, называемую ныне Украиной.
Идет самая настоящая духовная распря, словно в образовавшуюся брешь вставлен огромный лом-рычаг, на который приходится гигантское вражеское давление. Тут и «полигон для сект», коих насчитывается на Украине сегодня не один десяток, тут и набирающие силу римские католики, тут и предатели с полутысячелетним стажем, греко-католики (униаты, парадоксальным образом якобы сохраняющие греческий православный обряд, а духовно окормляемые папой Римским; и что этот духовный винегрет значит, как это так сталось, и как это всё вообще может быть, понять решительно невозможно), тут и драматическое дробление русского украинского православия в виде отпавших самосвятов-раскольников, уводимых во ад «киевским патриархом» Филаретом (Михаилом Денисенко, УПЦ КП), а также в виде самоназванной «автокефальной» церкви (УАПЦ). Надо сказать, что и автокефалы, в свою очередь, раздроблены сегодня на два лагеря, о чем жалеть не станем.
Но дело не ограничивается ими. К сожалению, тенденции к отколу от большого, единого православного русского корабля обнаруживаются все отчетливее в канонической церкви - Украинской православной церкви Московского Патриархата. Причем тенденции эти существуют не в пастве, не в широкой православной общественности Украины, решительно остающейся в духовном поле и под омофором Московского патриархата (о чем свидетельствуют десятки тысяч верующих, стекающихся во время визитов на украинские земли Патриарха Московского и Всея Руси), а в молодом епископате УПЦ, ищущем, по всей видимости, не духовных подвигов, а власти и славы земной.
Украинская православная общественность была взбудоражена сообщением, что на готовящемся впопыхах к 8 июня Архиерейском соборе (а за ним, в тот же день, и Соборе Украинской Церкви) в Киеве имеется намерение определенных сил изменить Устав УПЦ МП и даже назначить местоблюстителя Престола УПЦ. Подогрев накануне Архиерейского Собора (а последний, исторический, прошел в 1992 г. в Харькове, на котором и был избран Митрополитом Киевским и Всея Украины Блаженнейший Владимир) усилился тем, что прямо накануне Собора был отлучен от церковного общения председатель Союза Православных Братств Украины В.Б. Лукьяник - человек, с именем которого связана защита в начале 1990-х Киево-Печерской Лавры от УНА-УНСО, возвращение Церкви 20 храмов и т.п. Сегодня этого человека запрещено пускать в храм до публичного покаяния. По официальной версии - «за политическое православие и хулиганство», а реально, как понимают все, за борьбу с оранжевым лобби в церкви.
Некоторые православные общественные организации выступили с публичными обращениями, в которых внятно и остро поставили проблемные вопросы и выдвинули требования, которые, по их мнению, следовало учесть Собору в своей работе.
В связи с Собором, который проходил в формате Поместного, было много тревог. Вызывала опасение поспешность его созыва (по уставу полагается длительное обсуждение кандидатур делегатов, выдвижение их от епархий и прочее; здесь же все было сделано в «пожарном» темпе). Все понимали и понимают, что партия сторонников автокефалии в руководстве УПЦ продолжает «мутить воду», потому православные общинники, примерно триста человек, вышли стоять возле Лавры с плакатами. Причем на территорию Лавры они допущены не были, и с архиереями никто из них побеседовать не смог.
Пункт о местоблюстителе на Соборе все-таки не поднимался, однако все равно остается ряд тем, которые сильно тревожат православную общественность не только Украины, но и всего православного Русского Мiра.Формально в решении Собора говорится, что УПЦ МП выступает за сохранение нынешнего статуса - широкой автономии, находящейся в единстве с Московской Патриархией. Однако, как сообщил информагентству «Новый Регион» один из участников заседания от Одесской епархии, новую редакцию Устава принимали без необходимого обсуждения, не пояснялось, в чем заключаются правки: «Все бумаги с поправками были на руках лишь редакционной комиссии. Обсуждение попросту заболтали. Я не могу сказать, что такой процесс можно назвать «соборностью». Просто проехались катком - такова была процедура принятия. В результате в новом варианте Устава УПЦ остаются все подвохи, о которых говорилось раньше. В некоторых местах не упоминается Московский Патриарх и т.п.».
По его словам, Собор также подтвердил предыдущие решения Синодов об осуждении «политического Православия» - как правило, под этот пункт попадала пророссийская деятельность православных братств.
Вот мнение православных «низов», к нему нужно прислушаться. Ю. Егоров, лидер православного братства Александра Невского, организатор стояния у Лавры, заметил: «Мы считаем, что оптимальным является возвращение к статусу экзархата РПЦ на Украине. Нынешний автономный статус был принят УПЦ под давлением политиков и вопреки мнению народа».Остановимся на незыблемом и не подлежащем сомнению тезисе: общая вера - последнее, что нас объединяет (государства наши уже обрели черты разноаспектных различий, и мера обратимости дискуссионна).
Православные активисты правы, когда говорят: «Православная общественность уверена, что нерушимое единство Русской Православной Церкви как нельзя лучше обеспечивает успешную жизнедеятельность УПЦ в обществе, защищает православный народ Украины в условиях активного негативного воздействия на него со стороны западной цивилизации. Как известно, это проявляется в экспансии со стороны католичества, тоталитарных сект, пропаганде через СМИ чуждых православному народу ценностей, культур и традиций. Многие украинские политики, множество различных центров и фондов, финансируемых Западом, ведут на Украине соответствующую работу, в том числе через принятия законов Евросоюза, насаждающих в нашем обществе антихристианские правила жизни. Особенно негативно проявляется эта деятельность в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, формируя у него антихристианское мировоззрение».
Если разрушится общее каноническое духовное пространство, произойдет ревностный дележ истоков, «разойдутся» церкви, если мы утратим общую веру, то мы не устоим - возможно, что окончательно и бесповоротно. Ибо, как помним, не устоит царство, разделившееся само в себе. А мы продолжаем и продолжаем «дробиться».Если в самом деле продолжается работа над редакцией Устава УПЦ (главой комиссии назначен Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион), то следует рассмотреть и такие предложения православных активистов: «1. В пункте 3 главы I: «Українська Православна Церква є самостійною і незалежною у своєму управлінні та устрою» следует удалить два последних слова, которые правомерны только для автокефальной Церкви. 2. В пункте 4 главы I не указано, как было в предыдущей редакции Устава, что «Українська Православна Церква отримує святе міро від Патріарха Моськовського і всієї Руси». 3. В пункте 6 главы I отсутствуют слова о том, что «Загальноцерковний суд та суд Архієрейського Собору Руської Православної Церкви є церковними судами вищої інстанції для Української Православної Церкви». Их надо внести, этот раздел уже вызвал массу нареканий со стороны епархий.
Необходимо прямое заявление, что УПЦ МП была и остается неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В противном случае при желании Устав может толковаться как угодно кем угодно. Уместно также было бы Устав иметь на двух языках - на русском и украинском.
На наш взгляд, возможно также внимательно присмотреться к требованиям, в частности, крымских казаков, призвавших к введению прямого Патриаршего правления на Украине и переименованию УПЦ в «Русскую Православную Церковь на Украине».
Церковное единство в пределах РПЦ и под омофором Патриарха всея Руси путает карты украинским сепаратистам, утверждающим наличие отдельной от русского народа «украинской нации». Поэтому они будут делать всё, чтобы создать автокефальную украинскую «церковь», и давно готовы, не задумываясь, перешагнуть через церковные каноны.
Наша же задача - удержать, сохранить то последнее единое, что делает нас общностью и на Небе, и на Земле. В противном случае мы превратимся в разрозненные атомы бывшего Русского Мiра, в придаток «золотого миллиарда» (читай всемирной закулисы), чего и добиваются наши недруги.