День памяти жертв фашизма - это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского нечеловеческого эксперимента. В 1962 г. мировое сообщество приняло решение считать каждое второе воскресенье сентября (месяц начала и окончания Второй мировой войны) Международным днем памяти жертв фашизма. В этот, 49-й раз, день приходится на 11 сентября.
Сказано до нас: самая страшная идеология та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил, так и тем, кто ей противостоял. В день памяти в каждой стране, принявшей участие во Второй мировой, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ, братских могил.
Симптоматично: в наши дни в Международный день памяти жертв фашизма ежегодно в Москве проходят траурные митинги-акции именно у посольств Эстонии, Латвии, Литвы и Украины. Участники акций возлагают цветы к зданиям дипломатических представительств и зажигают свечи. Не секрет, что в странах Прибалтики теперь с победными маршами проходят ветераны СС, а ветераны-освободители сброшены в деклассированные социальные слои. Дикие метаморфозы!
Страшные симптомы неофашистских рецидивов демонстрирует сегодня и Украина. А ведь это страна, население которой предназначалось Гитлером к почти полному истреблению и которая реально вынесла, вместе с Белоруссией и частью России, тяжелейший период оккупации.
Но не забудем и том, что в 1941 г. «вместе с колоннами «хорьхов», «мерседесов», «опелей» (здесь и далее - выражение М. Загребельного. - У.Д.) в обозе плелся Буковинский куринь. Наступала, по словам О. Вышни, «укроуна». Фашисты... Укроуновская титульная нация, «чухраинцы» 29 сентября залили кровью невинных жертв киевский Бабий Яр». И это украинские головорезы были преобладающим числом среди карателей белорусской Хатыни.
* * *
У слободского Харькова свои счеты с германским нацизмом. Первый в мире процесс против немецких военных преступников состоялся в Харькове в декабре 1943 г. Он стал прообразом грядущей правовой кары фашизму, создал юридический прецедент, закрепленный позже Нюрнбергским трибуналом: «Приказ не освобождает от ответственности за геноцид». В Харькове судили трех гитлеровских офицеров и одного коллаборациониста, виновных в массовом уничтожении жителей города. В присутствии 40 тыс. харьковчан преступники были повешены на Благовещенском рынке, где раньше оккупанты сами проводили массовые казни.
Харькову привелось стать первым в страшном гитлеровском деле умервщления: в январе 1942 г. на улицах города появился специальный автомобиль с герметичным кузовом, предназначавшийся для уничтожения людей - газваген, прозванный в народе «душегубкой». Туда загоняли до 50 человек, впоследствии погибавших в жутких мучениях из-за отравления угарным газом.
Мемориал в Дробицком Яру
Этот яр менее знаменит, чем киевский Бабий. Если в Бабьем Яру германские нацисты уничтожили около 150 тысяч мирных жителей (преимущественно евреев), то в Дробицком, что на окраине Харькова, - «всего лишь» в шесть раз меньше евреев, выводившихся на расстрелы партиями по 350 человек из бараков станкостроительного завода и знаменитого некогда Харьковского тракторного завода (ХТЗ), которые располагались тогда на окраине города, по Московскому проспекту. Как гласят немецкие архивы, вместе с харьковскими евреями были расстреляны «и 14 украинских мародеров». На самом же деле эти 14 были жителями окраинного села Малая Рогань, пришедшими на выстрелы и крики. Но наци свидетелей своих преступлений в живых не оставляли.
За годы оккупации было полностью истреблено еврейское население Харькова, составлявшее до войны 19,6 % населения города. Писатель А. Толстой, участвовавший в работе комиссии по расследованию преступлений нацистов в Дробицком Яру, написал: «Немцы начали свое хозяйничанье тем, что в декабре 1941 г. убили, свалив в ямы, поголовно все еврейское население, около 23-24 тыс. человек, начиная от грудных младенцев. Я был при раскопках этих ужасающих ям и удостоверяю подлинность убийства, причем оно было произведено с чрезвычайной изощрённостью, чтобы доставить жертвам как можно больше муки».
Раскопки могил в Дробицком Яру. Харьков. 1943 г.
О создании Мемориал-музея жертвам нацизма «Дробицкий Яр» мне рассказал Праведник Мира Станислав Иосифович Ищенко - украинец, вместе со своим отцом спасший от уничтожения в с. Вересы на Житомирщине в 1941 г. 312 евреев. Тогда Станиславу было 14 лет.
Авторами мемориального проекта являются архитектор Ю. Лейбфрейд и скульптор А. Савинков. Идентифицировано более 4 тыс. имен расстрелянных, они выгравированы теперь на 160 плитах белого греческого мрамора - в зале памяти Дробицкого мемориала. В 1994 г. произошло освящение строительства. Его провели главный раввин Харькова и православный священник. 13 декабря 2002 г. была открыта первая очередь мемориала, 22 августа 2005 г., ко дню освобождения города, на мемориале открылся траурный зал с Чашей скорби.
«Мы не должны забывать, в каком обличье явился миру гитлеризм, - говорит С. Ищенко. - Сегодня не было бы улыбок на нашей земле, если бы фашисты тогда взяли верх. Ведь Гитлер на нашей территории собирался уничтожить сто процентов евреев и восемьдесят процентов украинцев. И намеревался оставить в живых только здоровых женщин, чтобы прислать сюда «истинных арийцев» - «размножаться» и заселять территорию.
Мемориал в Дробицком Яру. Харьков
* * *
Не следует забывать, что гитлеровско-геббельсовская доктрина предполагала уничтожение и коренного славянского населения.
В большом харьковском лесопарке есть Мемориал Славы, открытый в 1977 г. Он увековечил подвиг советских людей в борьбе с фашизмом. Здесь, у северной черты города, близ Белгородского шоссе, гитлеровцы казнили десятки тысяч советских военнопленных, партизан, подпольщиков, патриотов, которые не покорились врагу.
Три памятные стелы с ниспущенными литыми знаменами рассказывают о том, что харьковчане вместе со всем советским народом стойко сражались с врагом. В боях с фашистами харьковчане проявили беспримерную храбрость и героизм. 230 харьковчан были удостоены звания Героя Советского Союза, десятки тысяч награждены орденами и медалями.
На Мемориале Славы. Харьков. 9 мая 2008 г.
А по уровню разрухи Харьков уступил лишь практически уничтоженному Сталинграду, и по относительному числу потерь был вторым городом в СССР - после блокадного Ленинграда. Постоянное население города уменьшилось минимум на 700 тыс. человек. С беженцами - более чем на один миллион. К августу 1943 г. население города составило всего около 190 тыс. человек.
Надпись на одной из стел Мемориала Славы напоминает о тех, кому сегодняшние и грядущие поколения обязаны жизнью: в боях за Харьков смертью храбрых пали 186306 советских воинов. В центре мемориального комплекса - величественная стела, она рассказывает о борьбе, страданиях и радости Победы. Рядом с Вечным огнем застыла в скорбном молчании Мать-Родина.
* * *
У меня есть автобиографическая привязка к одному из памятных мест. В Харькове, на ул. Социалистической, стоял домик с подвальчиком, где жили на рубеже 1950-1960-х мои молодые родители и где теперь стоит какая-то вышка, в двух шагах располагается угол спортшколы, а вверх, вверх, вдоль стадиона «Трудовые резервы» уходит улица Афанасьевская. 30 сентября 2004 г. в пяти шагах от вышки установлен совсем свежий гранитный вертикальный камень с такой надписью: «В цоьму місці поховані останки тисяч радянських війсковополонених - в`язнів нацистського концтабору, який містився на території Холодногірської в`язниці в 1941-1943 роках» («В этом месте похоронены останки тысяч советских военнопленных - узников нацистского концлагеря, который располагался на территории Холодногорской тюрьмы...»). И ниже - по-русски: «Пусть всех Вас, непрославленных нами в былом, / Ангел славы посмертной коснется крылом. Е. Евтушенко». Так и выбито золотыми буквами: «Вас» - с заглавной. Эпитафия написана известным поэтом специально для этого памятного знака.
Стела в Харькове на ул. Социалистической
* * *
У железнодорожного полотна, по которому движутся из Харькова поезда южного направления, за Карачевским переездом, к 9 мая 2010 г. железнодорожники вместе с городским руководством открыли мемориальную гранитную дугу темно-кирпичного цвета с золотыми буквами. На украинском языке на ней написано: «Погибшим пленным красноармейцам». Траурное полукольцо, появившееся к 65-летию Победы, - это новый мемориальный комплекс погибшим советским военнопленным - на том самом месте, где в феврале 1943 г. в железнодорожной казарме гитлеровцы заживо сожгли более 200 военнопленных (прежде считалось, что 120). Прежний, небольшой памятный знак, стоявший в глубине лесопосадки, тоже сохранен.
Ветераны, просившие мэра Харькова установить монумент поближе к железнодорожному полотну и сами выполнившие эскиз обелиска, оказались правы: новый монумент хорошо виден из проезжающих мимо поездов.
Памятный знак погибшим пленным красноармейцам у Карачевского шоссе
Здешняя трагедия произошла во вьюжные февральские дни 1943 г. Для расчистки дорог от снежных заносов фашисты использовали население и пленных из Холодногорского концлагеря. Рано утром 16 февраля гитлеровцы на четырех машинах вывезли голодных, плохо одетых людей в направлении Мерефы на работы; выбивавшихся из сил - пристреливали. Вечером на обратном пути эсесовцы затолкали пленных в железнодорожную будку № 195 у Карачевского переезда, забросали окна гранатами, а потом облили будку бензином и подожгли. Двум-трем военнопленным удалось выбраться, они и рассказали в близлежащем поселке об этой расправе.
Аналогично гитлеровцы поступили в армейском сортировочном госпитале по ул. Тринклера. 5. 13 марта 1943 г. после второго захвата Харькова солдаты дивизии СС «Адольф Гитлер» живьем сожгли здесь 300 раненых красноармейцев. А за несколько последующих дней расстреляли остальных раненых, оставшихся в госпитале ,- всего более 400 человек.
Помнят харьковчане и расстрел душевнобольных пациентов Сабуровой дачи и то, что двор гостиницы «Интернационал» («Харьков») был местом массового расстрела заложников.
* * *
Однако не все страницы страшной истории уничтожения славян оккупантами известны и сейчас. Считаю своим долгом снова и снова рассказывать о еще одном страшном месте Харькова.
В 2002 г. тиражом 500 экз. вышла брошюра Анатолия Ревы «Трагедия в Сокольниках» (http://library.khpg.org/files/docs/reva.pdf), поведавшая в рассказах, документальных свидетельствах, картинках и фотографиях о детском концлагере, находившемся в харьковских Сокольниках, на рубеже лесопарка, в котором оккупанты содержали сотни детей с целью отбора у них крови для переливания летчикам люфтваффе. Мне привелось неоднократно беседовать с А.И. Ревой в период подготовки рукописи к изданию. В книге собраны воспоминания людей, переживших фашистский режим в приюте в возрасте от 4 до 10 лет. «Трагедия детского лагеря в Сокольниках Харькова, - пишет в предисловии к книге А. Ревы один из последних оставшихся на тот момент в живых узников лагеря, - безоговорочно является преступлением против человечности, одним из многих, совершенных нацистами в оккупированном Харькове».
Один из документов, попавших в руки освободителям города после 23 августа 1943 г., свидетельствует: до июня 1942 г. смертность детей в сокольническом лагере была 17, 19, 50 человек в день!
Ограничимся здесь лишь одним свидетельством Л. Стрекоколовой (Ивановой), после войны проживавшей в Белгороде (стиль воспоминаний намеренно сохранен автором-составителем книги): «Летом 1942 г. пришли эсэсовцы, и началась расправа над нашим детдомом. Приехало много машин-душегубок. Детей грузили «кататься» в эти душегубки, и больше мы их не видели. Они не возвратились. Переводчица Инесса успела сказать, что это душегубки, и многие дети убежали подальше в лес. Оставшихся, которые не хотели кататься, стали строить - девочек в одну сторону, мальчиков - в другую. Я с братиком не хотела разлучаться. От переводчицы мы узнали, что эсэсовцы всех мальчиков убивают об камень. На братика воспитательница надела платьице (он был с длинными кучерявыми волосиками) и хотела так его спасти. Но эсэсовец снимал трусики при проверке. И когда подошла наша очередь, он снял с Виталика трусики и, конечно, сразу потащил к камню. Братик сильно кричал, я бежала за ними. Тогда немец схватил его за ножки и со всей силы ударил его об камень, а потом начал колоть его тельце штыком... Там было уже много убитых мальчиков. Я плакала, кричала, и воспитательница оттащила меня в корпус и закрыла. А однажды нас погнали смотреть на расправу с партизанами. Собралось много немцев с собаками. Часть партизан была уже повешена прямо на деревьях, остальные копали два параллельных рва для себя. Потом их со связанными руками положили на землю и расстреляли».
* * *
Прошло семь десятилетий, и теперь кое-кто из нашего поколения, вроде бы воспитанного в известное антифашистское время, начинает «почитывать» «Майн кампф» Гитлера: «А что! Много умных мыслей!» Российские телепередачи, по меткому замечанию актера и режиссера Н. Губенко, подают нацистскую немецкую верхушку как людей утонченных, любителей музыки, одаренных акварелистов и т.д.
А что творится на Украине - не поддается никакому здравому пониманию. Понятно, конечно, что дети-внуки-правнуки коллаборационистов, сросшихся в свое время с СС и обагривших руки в крови не только «москалей-жидов-ляхов-белорусов», но и тысяч своих соплеменников, уже почти генетически проникнуты человеконенавистнической идеологией. Но странно, недопустимо, что этому никак не противостоит официальная власть, даром что представляющая восток Украины.
Если мы забудем понесенные нами в Великой Отечественной войне многомиллионные жертвы, если предадим их светлую память, то грош нам всем цена, и мы непременно получим жестокий бумеранг в виде торжества нацизма на нашей земле. Следует знать, что большая часть из официально подсчитанных 27 миллионов наших потерь в Великой войне - это уничтоженные гитлеровцами мирные жители и военнопленные, погибшие и умерщвленные в немецких концлагерях.
Неужели пепел наших погибших и умученных не стучит нам в сердца?