«Основание и существование монастыря Валаамского с достоверностью относится к глубокой русской древности. Преподобный Авраамий, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, пришёл ещё язычником в Валаамскую обитель в 960 году после Рождества Христова, там крещён и пострижен в монашество. В Софийской летописи сказано: «Лета 6671 (1163 г. после Рождества Христова) обретены были мощи и перенесены преподобных отец наших, Сергия и Германа Валаамских», - писал свт.Игнатий Брянчанинов. Другой летописец упоминает, что в 1192 году игумен Мартирий построил каменную церковь на Валаамском острове. Местное предание, подкрепляемое подобными дошедшими до нас скудными ведениями, признаёт прпп.Сергия и Германа греческими иноками, современниками равно-апостольной княгини Ольги.
Варенье из смоковницы
Наша группа паломников прибыла на остров незадолго до обеда. Сложив
вещи в гостинице, поспешили в Спасо-Преображенский собор, благо служба
ещё не закончилась. В храме было сизо от ладана, а на душе ладно от
молитв и слаженного монастырского хора. Но долгий путь и усталость
сыграли плохую шутку. Я почувствовала, что голова закружилась, поплыла.
«Надо выйти на воздух, - мелькнула мысль. - Не раз слышала, что
одержимые не выдерживают службы в храме, душит их запах ладана... Вдруг
подумают, что я - такая?» Я плавно соскользнула по стене на пол.
Очнулась от хлопков по щекам. Открыла глаза - некто в чёрном тянет за
руку: «Пошли, сестра, на свежий воздух. Не переживай, тут часто теряют
сознание. Ремонт идёт, окна маленькие, жара...» На улице представился:
«Василий. Я тут трудником весну и лето. У меня небольшая келейка.
Идёмте, я покормлю вас, трапеза ещё не скоро». Не дожидаясь согласия,
он быстрым шагом пошёл по дорожке. Мы с дочкой засеменили следом.
Плюхнув перед нами миски с гречневой кашей, щедро сдобренной маслом,
наш благодетель заварил чай и налил в тарелку какое-то диковинное
варенье.
- Евангелие-то читали? - спросил он дружелюбно. - Помните, там
упоминается о плодах смоковницы? Так вот, это варенье - из смокв.
Последняя баночка. - Глянув на наши удивлённые лица, пояснил: - Тут у
нас гостинником служил македонец о.Мефодий Петров.
Оно, конечно, не просто быть ответственным за приём гостей-паломников
тому, кто ушёл от мира и людей в монастырь. Но послушание есть
послушание. Так этот монах творчески подошёл к делу: завёл традицию
встречать гостей у входа, объяснять внутренние правила и угощать. Стол у
гостинника всегда был накрыт - сласти, фрукты, орехи и непременно
варенье из смокв. Его варили и присылали родители о.Мефодия. Какие
пути-дороги привели македонца на Валаам - Бог весть, рассказывают
только, что около дома о.Мефодия в Македонии было небольшое поселение
валаамских русских монахов, которые спасались за границей от
большевистских гонений. Там и поныне сохранилась могилка старца
Панкратия. Видимо, бегал к монахам о.Мефодий, будучи мальчонкой, слушал
рассказы о Валааме, ну и прикипел душой...
Вот так необычно встретил нас Валаам. Вечером мы навестили Василия,
принесли ему гостинцы - лимон, чай, сгущёнку, яблоки. Ведь долго ещё -
до поздней осени - будут приезжать паломники, и Василию будет чем их
угостить-утешить. Постучали в дверь - тишина: то ли ушёл куда, то ли
молился. Из соседней кельи выглянули, посоветовали оставить приношение у
двери.
В скиту Прп.Александра Свирского
Утром другого дня небольшой катерок оторвался от причала, увозя нас на
соседний Святой остров, в скит Прп.Александра Свирского - первого
обитателя этого пустынного островка. Проводник Дарья Червочкина читала
наизусть отрывок из воспоминаний свт.Игнатия Брянчанинова о Валааме:
«Великолепна буря на Ладожском озере, когда при ясном небе, при сиянии
солнца порывистый ветер передвигает влажные холмы по поверхности
глубокого, широкого озера. Смятённое бурею озеро представляется
одушевлённым». Небо и впрямь ясное, солнце сияет, и катер прыгает с
одного влажного холма на другой. А вот буря нам ни к чему.
Наконец ступили на землю острова. Не все дерзают проникнуть в пещеру.
Стоим у входа, заглядывая внутрь, слушаем рассказ монаха: «В этой
пещере, по легенде, спасался прп.Александр Свирский. А вот этот
каменный крест поставлен был в 1854 году над могильной ямой, чтобы
увековечить могилу, которую для памяти смертной своими руками ископал
прп. Александр Свирский во дни постных подвигов своих на этом острове.
Мнение, что пещера - жилище преподобного, бытовало в монастыре в XIX
веке, а до того времени пещера считалась местом отшельничества
прпп.Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В 1777 году
путешественник Я.Мордвинов нашёл на острове деревянную часовню и
пещеру, которую описал так: «Проход в неё тесен, и я проходил на
коленях. Вошед в пещеру, можно стоять двум человекам. В оной стоит
деревянный небольшой крест и лежат небольшие два камня. В пещере
спасались преподобные». Возможно, св.Александр Свирский жил здесь после
основателей монастыря Сергия и Германа. Возвращались мы
умиротворённые, будто повстречались с самим преподобным и услышали от
него сердечные слова напутствия.
От звона колокольного яблоки вкуснее
Мы идём по лесной дороге, не зная, куда она приведёт. Всюду гранит,
поросший пушистым мхом и спелой брусникой. Вдруг тропинка торопливо
вильнула влево, и нашему взору открылись Никольский скит и сад рядом.
Все слышали об одном из чудес света - висячих садах Семирамиды. Но
истинное чудо - это фруктовые сады, выращенные валаамскими монахами.
Ибо Валаам с малыми островами не что иное как цельный, поднявшийся из
Ладожского озера камень, возвышенностями которого образуются скалы,
горы и утёсы. Однако полтора века назад стараниями отшельников этот
северный остров напоминал субтропики: здесь росли даже виноград и
арбузы. Увы, в 1980-х годах монастырь оказался на грани гибели:
150-летние деревья были повреждены вредителями, ослаблены болезнями,
угрюмые сосны и ели уверенно вытесняли нежные яблони и груши. На помощь
монахам пришли учёные из Мичуринска: они вывели особые виды фруктовых
деревьев, которые могут расти на камнях и выдержать суровый климат.
Слой земли на скалах Валаама всего 20 сантиметров, поэтому в монастырь
приходят от доброхотов посылки с... землёй. Мичуринский аграрный
университет отправил в монастырь сотни саженцев с горизонтальными
«веерными» корнями, приспособленными к каменистой почве. А не так давно в
обитель доставили пчёл для опыления садов и увеличения урожайности.
Звонарь о.Серафим уверен, что колокольный звон благотворно влияет на
природу острова, а яблоки от церковного благовеста становятся вкуснее и
сочнее.
И вот вся эта красота и немалый труд - физический и молитвенный - ныне
под ударом. Правительство Карелии намерено строить здесь...
мусороперерабатывающий завод. Предлог - туристы оставляют бытовые
отходы. Но неужели отходов так много, что требуется завод по их
переработке, или на монашеский остров будет свозиться мусор и с других
мест, чтобы завод не простаивал? А ведь ещё потребуются рабочие, жильё
для них, школы для их детей... Не проще ли наладить вывоз мусора? Быть
может, по молитвам прпп.Сергия и Германа Валаамских беда обойдёт
стороной святой остров? Уберегут его святые, как уберегли от шведского
нашествия сотни лет назад, как уберегли в советское лихолетье.