itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Конкурс Чайковского: «Счастливое ощущение до конца жизни»

Новости Москвы 
0
317
Время на чтение 8 минут
post thumbnail

30 июня в Москве были объявлены результаты XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, одного из крупнейших музыкальных форумов, самого ожидаемого и обсуждаемого события русского музыкального мира. А 1 и 2 июля состоялись гала-концерты лауреатов в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в Петербурге и был объявлен обладатель Гран-при - 20-летний русский пианист Даниил Трифонов.

Уже стало традицией «пытаться возродить былую славу» конкурса, сделать его «честным, открытым». На этот раз за реформацию самого престижного отечественного музыкального форума активно взялся Валерий Гергиев, ставший председателем оргкомитета конкурса. Маэстро начал с того, что разделил конкурс на два города - Москву (фортепиано и виолончель) и Санкт-Петербург (скрипка и вокал). Он собрал мощную судейскую бригаду во всех номинациях, пригласив в жюри знаменитых музыкантов. Михаил Воскресенский, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев судили пианистов; Анне-Софи Муттер, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Виктор Третьяков - скрипачей; Марио Брунелло, Кшиштоф Пендерецкий и Давид Герингас - виолончелистов; Рената Скотто, Владимир Атлантов, Ольга Бородина и Елена Образцова - вокалистов.

У памятника П.И. Чайковскому возле Московской
государственной консерватории

Генеральным директором конкурса был назначен известный музыкальный менеджер Ричард Родзинский (США). Он внедрил новую для конкурса Чайковского систему оценивания «Scores of Harmony»: оценки членов жюри теперь анализирует компьютерная программа. Списки участников, прошедших в следующий тур, «выдаются» в алфавитном порядке, т.е. даже члены комиссии не знают, сколько баллов набрал каждый из конкурсантов. Программа устроена так, что очень высокие или очень низкие оценки жюри, которые явно противоречат мнению большинства судейской коллегии, усредняются. Таким образом, один человек не может решить конкурсную судьбу исполнителя.

Тем не менее снова не обошлось без скандалов. Началось с того, что после отборочного тура пианистов был отсеян ряд потенциальных фаворитов. Несмотря на то, что официальный список подавших заявки опубликован не был, ни для кого не секрет, что к участию не были допущены Юрий Фаворин, лауреат конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе, не уступающего по престижу конкурсу Чайковского, а также лауреаты международных конкурсов любимцы публики Андрей Гугнин, Илья Рашковский, Андрей Коробейников и другие. Эти факты неоднократно вспоминались во время I тура конкурса, в котором некоторые исполнители выглядели не очень профессионально.

Уже во время конкурса пресса и музыкальные интернет-форумы буквально разрывались от возмущения в связи с тем, что не прошел в финал всеобщий любимец Александр Лубянцев, лауреат третьей премии предыдущего конкурса Чайковского. Все, кто присутствовал в зале или смотрел интернет-трансляцию объявления промежуточных результатов, могли видеть, как публика окружила расстроенного и ошарашенного Лубянцева и еще долго ему аплодировала. В прессе ситуация многократно была названа «вопиющей ошибкой судейской коллегии», члены жюри обвинялись в коррумпированности, нечестности и т.д. Однако не все так очевидно и однозначно. Трактовки А. Лубянцева, музыканта весьма одаренного, были весьма спорными и стилистически однообразными: звучание как классиков (Бетховена и Моцарта), так и Скрябина, Шопена, Листа, Дебюсси было сведено к стеклянному постукиванию, лишенному живого интонирования. Безусловно, Александр - яркая индивидуальность, в его игре есть пульс, внутренняя сила и магнетизм, однако называть его безоговорочным лидером конкурса, на наш взгляд, некорректно. Надо добавить, что фавориты публики, не дошедшие до финала, несмотря на их выдающиеся достоинства, допустили серьезные недочеты, за которые и поплатились.

Играет Александр Лубянцев

Член жюри пианист Питер Донохоу остроумно прокомментировал появившиеся в соцсети Facebook обвинения в коррумпированности, необъективности и глупости судейской коллегии: «Возможно, мы действительно в глазах кого-то бываем иногда глупы, но могу с ответственностью заявить, что коррупции нет - это уж точно». Впрочем, есть мнение, что наличие споров между публикой/прессой и судейской коллегией - это признак жизни, признак горячего интереса общественности к музыке.

В связи с «праведным гневом» обличителей стоит вспомнить, как на форумах и в кулуарах весьма жестко критиковали в течение двух туров небесталанного Филиппа Копачевского, студента Московской консерватории, ученика С. Доренского. Звучали высказывания, что отборочный тур был подстроен «под него», что его «ведут» на премию, как бы он ни играл. Однако, несмотря на подобные прогнозы, Филипп в финал не попал.

В этот раз была реформирована и структура конкурса: введен дополнительный тур, в котором конкурсанты исполняли концерты Моцарта. А количество участников, допущенных к I туру, сократилось до 30-ти в каждой из четырех номинаций (на прошлых конкурсах конкурсантов в первом туре было вдвое больше).

Собственно Чайковского на конкурсе стало меньше. Петра Ильича не только «изгнали» с эмблемы конкурса (теперь вместо него пестрят какие-то разноцветные спирали, символизирующие не то волны эфира, не то фрагменты скрипичного грифа), но и в программах участников стало значительно меньше произведений великого композитора. Такие исторические «хиты» конкурса, как Фа-мажорные вариации и Большая соната в этот раз не звучали вообще. В общей сложности в сольной (двухчасовой) программе каждого из участников-инструменталистов музыке Чайковского было отведено не более 15 минут. Также не был предусмотрен приз за лучшее исполнение произведения Чайковского, что удивительно и странно. Но, конечно, финалисты сыграли концерты Чайковского с оркестром.

В конкурсе скрипачей первая премия не присуждена, точнее, по словам жюри, первая и вторая премии были разделены между двумя исполнителями - Итамаром Зорманом из Израиля и россиянином Сергеем Догадиным, которому, кстати, специально к конкурсу была выдана из Госфонда скрипка Страдивари. На 3-м месте - кореянка Джехье Ли.

Среди вокалистов были присуждены только по две премии: победителем стал представитель Южной Кореи, бас Чжон Мин Парк, вторым - баритон из Монголии Энхбат Амартувшин. У женщин первую премию получила кореянка Сун Янг Сео, а третью - Елена Гусева (Россия).

В номинации «виолончель» конкурс вышел самым «международным». Так получилось, что 5 финалистов представляли 5 стран и впервые в истории конкурса среди лауреатов не было россиян. Все пятеро были достойны победы, однако жюри распределило их таким образом: первую премию получил Нарек Ахназарян (Армения), студент Московской консерватории и «Консерватории Новой Англии» в Бостоне. Лауреатом второй премии стал 17-летний француз Эдгар Моро, третью премию получил 18-летний белорус Иван Каризна.

Играет Иван Каризна

Исполнительский уровень конкурса был высок, но в целом сложилось впечатление, что время «титанов» закончилось. Победителем теперь становится не тот, кто талантливей, а кто в состоянии стабильно сыграть все туры (теперь их фактически четыре). То есть появился элемент некоторой марафонской спортивности. Несмотря на присутствие ярких индивидуальностей, сохранялось ощущение, что музыканты «не дотягивают» до тех вершин, которые конкурс открыл в былые времена. И если бы в условиях этого года не было прописано, что «первая премия вручается обязательно», возможно, золотых медалистов конкурс не досчитался бы.

Пианисты, участники II тура (слева направо):
Даниил Трифонов, Александр Лубянцев, Филипп Копачевский,
Алексей Чернов, Александр Романовский, Сенг Чжин Чо,
Сара Данешпур, Йол Юм Сон

Как всегда, главное внимание публики было приковано к пианистам. Даниил Трифонов в течение одного сезона стал лауреатом трех крупнейших международных конкурсов: триумфатор на конкуре Чайковского, он победил на конкурсе им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве (за две недели до конкурса Чайковского) и стал лауреатом III премии на конкурсе Шопена в Варшаве осенью 2010 г. Победа Д. Трифонова - это торжество поэтизированного пианизма. Не так уж часты случаи, когда в конкурсе побеждает не боец, не «крепкий пианист», а лирик, проникновенно и пылко исполняющий прежде всего романтическую музыку.

За роялем - Даниил Трифонов

Второй у пианистов стала кореянка Йол Юм Сон, продемонстрировавшая блестящую виртуозность и совсем не женскую мощь в игре. Третье место занял ее земляк, 17-летний Сенг Чжин Чо, феноменально одаренный музыкант, по нашим впечатлениям, надежда мирового пианизма. Кажется, Чо являет собой музыканта новой эпохи - совершенно естественно высказывающегося без избыточных всхлипов и страданий, пребывающего не столько в борьбе, сколько в гармонии.

На наш взгляд, пианиста Чо и виолончелиста И. Каризну можно отнести к открытиям конкурса. Эти молодые музыканты отличаются от большинства коллег естественностью музыкального дыхания, высоким мастерством, а также адекватностью, душевным здоровьем. Их подход к музыке лишен истеричности и избыточной экзальтации, которыми, к сожалению, грешат многие исполнители.

Александр Романовский (Украина), ставший обладателем четвертой премии, получил также специальный приз памяти своего выдающегося земляка-харьковчанина, пианиста Владимира Крайнева, скончавшегося в апреле этого года, победителя конкурса Чайковского 1970 г.

Интересный феномен явил лауреат пятой премии Алексей Чернов, служащий искусству честно, откровенно, изо всех сил. Он выглядел на фоне остальных участников «не мальчиком, но мужем» (28-летний педагог Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, отец троих детей), противопоставив вдумчивость и серьезность юношескому обаянию подавляющего большинства конкурсантов. Многие слушатели были благодарны А. Чернову за убедительное напоминание о традициях русского пианизма.

Статистически можно говорить о сохраняющейся - вопреки распаду империи, падению культуры и экономическому кризису - силе русской фортепианной школы. 15 пианистов из 29 в первом туре (и 7 из 12 во втором) конкурса Чайковского представляли Россию! На последнем конкурсе Шопена в Варшаве среди 8 финалистов было 5 россиян, и победила россиянка Юлиана Авдеева. И на конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии (2010) победил россиянин Денис Кожухин.

Почетным председателем жюри на конкурсе Чайковского стал знаменитый Ван Клиберн, «осенявший» своим присутствием финальные прослушивания (в работе жюри не участвовал) и телевизионные комментарии. Надо отметить, что взаимная любовь пианиста и русской публики не угасла, слушатели стоя встречали почетного гостя, а Клиберн в интервью не уставал повторять, как он благодарен России.

Вспоминая атмосферу первого конкурса Чайковского (1958), на котором американский пианист стал победителем, и сравнивая ее с нынешней, музыкант обратил внимание на то «...что здесь не изменится никогда - это увлеченность и страстность конкурсантов, а также и невероятная концентрация и глубокая вовлеченность публики в конкурсный процесс. Я сохраню это счастливое ощущение до конца жизни».

Ван Клиберн на конкурсе Чайковского в 1958 году

Ну что же, по слову поэта, «всё меняется не очень»: как и полвека назад, публика, слава Богу, активно стремится заполнить Большой зал консерватории (теперь уже отреставрированный) и все так же спрашивает лишний билетик у памятника великому русскому композитору, по-прежнему глядящему с постамента вдаль и протягивающему к новым поколениям свою, хоть и бронзовую, но неизменно живую руку.

http://rusedin.ru/2011/07/10/konkurs-chajkovskogo-schastlivoe-oshhushhenie-do-konca-zhizni/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Минакова
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
20.08.2019
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
13.04.2019
На Божьих часах
Поэзия Анны Минаковой в рубрике Павла Крючкова
06.12.2017
Все статьи Анна Минакова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59