itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Об одном мотиве в житии Александра Невского

0
444
Время на чтение 8 минут

Текст так называемой Первоначальной редакции Жития святого благоверного князя Александра Невского содержит фрагмент, в котором рассказывается о намерении короля католического Севера (Швеции) пленить землю Александрову и о восприятии известия об этом намерении русским правителем: «Се же слышавъ король части Римьскыя от Полунощныя страны таковое мужество князя Александра и помысли в собе: "Поиду и пленю землю Александрову". И събра силу велику, и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в силе тяжце, пыхая духомъ ратным. И прииде в Неву, шатаяся безумиемь, и посла слы своя, загордевся, в Новъгородъ къ князю Александру, глаголя: "Аще можеши противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою".Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александръ же, слышав словеса сии, разгореся сердцемъ, и вниде в церковъ святыя Софиа, и, пад на колену пред олътаремъ, нача молитися съ слезами: "Боже хвалный, праведный, Боже великый, крепкый, Боже превечный, основавый небо и землю и положивы пределы языком, повеле жити не преступающе в чюжую часть". Въсприимъ же пророческую песнь, рече: "Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щитъ, стани в помощь мне"» (Библиотека литературы Древней Руси СПб., 2000. Т. 5. XIII век. С. 360).

Поведение и помышления Александра предстают исполненными справедливости: он осуждает намерение неприятеля вторгнуться на Русь как в чужую для шведов землю, как готовность начать несправедливую войну, противоречащую установленным самим Господрм границами между государствами и народами. По замечанию немецкого исследователя Ф.Б. Шенка, «деяния Александра оказываются героическими, поскольку он смог отразить переход через границу чуждых сил, в телеологическом смысле воспринимаемый как несправедливость, и поэтому вел bellum iustum, справедливую войну. Это выражалось <...> в молитвах Александра в храме Святой Софии перед Невской битвой <...>. Перед битвой со шведами Александр просил Всевышнего о заступничестве, поскольку тот отвел народам границы и "повеле житии, не вступая в чужую часть". Переход границы врагом представлялся нарушением ,божественного порядка. <...> Победы Александра, таким образом, оказывались триумфом смирения над гордыней и могли быть оправданы теологически» (Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263-2000) / Авториз. пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. М., 2007. С. 61, курсив оригинала).

Действительно, в Житии святой князь - защитник веры и земли осмысляет границы между странами как богоустановленные, так же, как «природное» разделение между небом и землей- сушей, проведенное Господом в дни творения.

Богоустановленность границ между странами не является сугубо личной, индивидуальной мыслью агиографа и/или изображенного им святого. Как на источник этого представления указывалось на стих Книги Бытия: «Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языковъ по числу аггелъ Божиихъ» (Второзак. 32: 8). (Это указание принадлежит Ю.К. Бегунову; см., например: Бегунов Ю. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного князя. М., 2003. С. 193.) Не оспаривая справедливости этой параллели, замечу, что мотив установления границ и запрета на вхождение/вторжение в чужую землю трижды представлен в таком почти несомненно известном агиографу памятнике, как Повесть временных лет. Первый раз об этом говорится в так называемом космографическом введении - в рассказе о разделении земли между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом: «Симъ же, и Хамъ и Афетъ, разделивше землю, и жребии метавше, не переступати никомуже въ жребий братень, и живяху кождо въ своей части» (Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1. XI - начало XII века. С. 64. Текст по Ипатьевскому списку, курсивом в издании выделены исправления, внесенные по другим спискам). Так как летописец трактует трех братьев как прародителей всех народов, разделение ими земли мыслится как событие архетипическое, как образец и модель.

Второй раз этот же мотив встречается в завещании Ярослава Мудрого сыновьям, в погодной записи под 6562 (1054) г.: «В лѣто 6562. Преставися великый князь рускый Ярославь. И еще живу сущю ему, наряди сыны своя, рекы имъ: "Се азъ отхожю света сего, а вы, сынове мои, имейте межи собою любовь, понеже вы есте братья одиного отца и единой матере. Да аще будете в любви межи собою, и Богъ будеть в васъ и покорить вы противныя подь вы. И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавистьно живуще, вь распряхъ, которающеся, то и сами погибнете, и землю отець своихъ и дедъ погубите, иже налезоша трудомъ великомъ; но послушайте братъ брата, пребывайте мирно. Се же поручаю в себе место столъ свой старейшому сынови своему, брату вашему Изяславу - Кыевъ, сего послушайте, якоже послушасте мене, да ть вы будеть вь мене место. А Святославу - Черниговъ, а Всеволоду - Переяславль, а Вячеславу - Смолнескь". И тако раздели городы, заповедавъ имъ не преступати предела братня, ни сгонити, рекь Изяславу: "Аще кто хощеть обидити своего брата, то ты помогай, егоже обидять". И тако наряди сыны своя пребывати в любви. Самому же болну сущю и пришедшю ему к Вышегороду, разболеся велми. Изяславу тогда в Турове князящю, а Святославу вь Володимере, а Всеволодъ тогда у отца, бе бо любимъ отцемь паче всея братья, егоже имяше у себе» (Там же. С. 202).

В третий раз этот же мотив встречается в погодной статье 6581 (1073) г.: «В лето 6581. Вьздвиже дьяволъ котору вь братьи сей Ярославличихъ. И бывши распре межи ими, быста сь себе Святославъ со Всеволодомъ на Изяслава. И изииде Изяславъ ись Кыева. Святослав же и Всеволодъ внидоста в Кыевъ месяца марта вь 22 и седоста на столе на Берестовомъ, преступивша заповедь отню. Святослав же бе начало выгнанию братню, желая болшая власти, Всеволода бо прельсти и глаголя, яко «Изяславь сватается сь Всеславомъ, мысля на наю; да аще его не вариве, имать насъ прогнати». И тако взостри Всеволода на Изяслава. Изяслав же иде в Ляхы со имениемь многимъ и сь женою, уповая богатьствомъ многымь, глаголя, яко «Симь налезу воя». Еже взяша у него ляхове, показаша ему путь от себе. А Святославъ седе в Кыеве, прогнавъ брата своего, преступивъ заповедь отьню, паче же и Божию. Великъ бо есть греъ преступати заповедь отца своего: ибо исперва преступиша сынове Хамове на землю Сифову, по 400 лет отмьщение прияша от Бога; от племени бо Сифова суть евреи, иже избиша хананейско племя, вьсприяша свой жребий и свою землю. И пакы преступи заповедь Исавъ отца своего и прия убийство; не добро есть преступати придела чюжаго» (Там же. С. 220, 222)В год 6581 (1073). Возбудил дьявол распрю в братии этой - в Ярославичах. И были в той распре Святослав со Всеволодом заодно против Изяслава. Покинул Изяслав Киев, Святослав же и Всеволод вошли в Киев месяца марта 22-го и сели на столе в Берестовом, преступив отцовское завещание. Святослав же был виновником изгнания брата, так как стремился к еще большей власти; Всеволода же он прельстил, говоря, что «Изяслав сговорился со Всеславом, замышляя против нас; и если его не опередим, то нас прогонит». И так восстановил Всеволода против Изяслава. Изяслав же ушел в Польшу со многими ценностями и с женой, рассчитывая на богатство, говоря, что «этим найду воинов». Все это поляки отняли у него и выгнали его. А Святослав сел в Киеве, прогнав брата своего, преступив заповедь отца, а больше всего Божью. Велик ведь грех - преступать заповедь отца своего: ибо в древности покусились сыновья Хамовы на землю Сифову, а через четыреста лет отмщение приняли от Бога; от племени ведь Сифова пошли евреи, которые, избив хананейское племя, вернули себе свою часть и свою землю. Затем преступил Исав заповедь отца своего и был убит, не к добру ведь вступать в предел чужой!».

Как установил С. Франклин, сюжет о разделении земли между сыновьями Ноя с запретом вступать в чужие владения восходит не к Книге Бытия, а к одному из двух текстов: либо к 27-му вопросу и ответу Анастасия Синаита (содержащемуся, в частности, в Изборнике 1073 года), либо к источнику компилятивного хронографа - Летописца Еллинского и Римского (Franklin S. Some Apocryphal Sources of Kievan Russian Historiography // Oxford Slavonic Papers. 1982. Vol. 15. P. 5-10. Непосредственным источником, как доказывает Франклин, должен был послужить Изборник 1073 г. или его источник. Ряд дополнительных соображений о механизме включения этого сюжета в текст Повести временных лет см. в работе: Timberlake A. «Не преступати предела братняя»: The Entries of 1054 and 1073 in the Kiev Chronicle // Вереница литер: К 60-летию В.М. Живова. М., 2006. C. 102-111). Соответствующие тексты - в Изборнике Святослава 1073 г. («Клятву имъ повелевъ дати отьць, якоже никому же не поступати на братьнь жребии. Прlступаюштемоу же клятьвеное же заповедание погубити в клятве рекоша вьсе семя въступаюштааго на земьлю брата своего» (Симеонов сборник (по Светославовия препис от 1073 г.): В 3 т. София, 1991. Т. 1. Изследвания и текст. С. 472) и в Летописце Еллинском и Римском («Сим убо языком сице от треи сыновъ бывшимъ и натрое миру трем сыномъ разделену <...> клятву имъ повел дати отець, яко никомуже поступити на братень жребии. Преступающему же клятвенное заповедание погубити, рекша въступающаго на землю брата своего, насилие творящее брату своему». - Летописец Еллинский и Римский / под ред. О.В. Творогова. СПб., 1999. Т. 1. Текст. С. 7).

Фрагмент Жития Александра Невского в одном отношении обнаруживает большее сходство со стихом из Второзакония, чем с записями Повести временных лет и их источниками: Житие, как и ветхозаветный текст, сообщает прямо о богоустановленности «пределов» между странами. Житие отличает от летописных сообщений и от текстов Изборника 1073 года и Летописца Еллинского и Римского отсутствие мотива разделения земли между братьями: Александр, очевидно, не мыслит шведского короля ни своим сородичем, ни - как «латинянина» - братом во Христе. Тем не менее и между Житием и этими сочинениями обнаруживается существенное сходство: во всех них в отличие от стиха из Второзакония, содержится именно запрет на вторжение в чужие пределы.

Таким образом, Александр Невский, следуя

древнему завету, повторенному его предком Ярославом Мудрым, предстает в Житии хранителем исстари заповеданной традиции.

Интересно, что в истории бытования Жития молитва Александра с упоминанием о богоустановленности границ между странами могла терять свой изначальный смысл, - очевидно, это происходило из-за потери семантической связи с ее прообразами. Так, в одной из редакций Жития, созданной, согласно Ю.К. Бегунову, в третьей четверти XVI в., этот фрагмент пробрел следующий вид: «И то слышав князь Александр, идее в церковь святыа Софеи и паде на колену пред олтарем Господним, и нача молится Богу с слезами и рече: "Боже хвалный и предивъный, Боже вечный, Боже благый, создавый морей пределы, и повеле житии не престаа"» (Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 354. По характеристике В.И. Охотниковой, это «светская обработка» Первоначальной редакции. Для нее характерны «сокращения и поновления слога» (Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. I (XI - первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. С. 361). Это фрагмент, несомненно, был испорчен в результате неумелого сокращения (ср. выпадение фрагмента между «житии» и «не престаа» и изъятие концовки молитвы после «не престаа», исконно: «не преступающе»). После такой редакторской правки фрагмент приобрел неожиданный смысл, как бы говоря об условиях вечной жизни/вечного мира, завещанных Богом и природе - морям и их «пределам», и людям.

http://www.portal-slovo.ru/authors/139.php

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Ранчин
Все статьи Андрей Ранчин
Последние комментарии