Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«И стояла их церковь такая, что словно приснилась…»

Станислав  Минаков, Фонд "Русское единство"

01.07.2011

29 июня исполняется 450 лет жемчужине русской и мировой архитектуры, неповторимому строению русского зодчества, во всех краях известному, как собор Василия Блаженного. Более правильное его наименование - Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Взятый под эгиду ЮНЕСКО, этот «волшебный каменный цветок русской архитектуры» давно стал главным символическим и градостроительным центром Москвы, одной из самых известных русских достопримечательностей.

Храм построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Авторство приписывают русским зодчим Барме и Постнику, хотя, по некоторым гипотезам, мастер был один - Иван Яковлевич Барма.

 

Символическое воплощение идеи Третьего Рима

Православные мыслители полагают, что Покровский собор является сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он и сам был иконой, запечатленной в камне.

Храм имел в народе характерное название «Иерусалим», видимо, по причине ни с чем не сравнимой красоты, а также в связи с тем, что в Вербное воскресенье Крестным ходом к нему из Успенского собора Кремля сам Патриарх весьма символично шествовал на осляти. (До XVII в. храм был Свято-Троицким.)

Интересно, что Покровский собор символически воспроизведен в шатре-иконостасе храма Христа Спасителя.

 

 

Декоративная роспись интерьера храма

Маститые художники  - Суриков, Кустодиев, Юон, многие другие - не раз запечатлевали собор Василия Блаженного на своих полотнах - в том числе и в трагических сюжетах русской истории. «Услышим» этот храм мы и в музыке Мусоргского «Рассвет на Москва-реке» - увертюре к опере «Хованщина», а также, пожалуй, в финале «Картинок с выставки», а, может быть, и в «Колоколах» Рахманинова.

В ХХ в. русские поэты не раз посвящали свои строки этому «больше чем храму». Если Маяковский в присущем ему рефлективно-амикошонском стиле назвал собор «Блаженным Васькой», то возвышенную и страшную легенду о том, как царь ослепил мастеров, рассказал Дмитрий Кедрин в поэме «Зодчие» (1938):

 

И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

....

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

 

«Житие твое, преблаженный Василие, неложное и чистота не скверна...»

Следует непременно сказать о святом, которому наш православный народ изустно посвятил этот храм. Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, сын Иакова и Анны, родился в 1469 г. на паперти подмосковного Елоховского храма Владимирской иконы Божией Матери, где мать его горячо молилась. В 16-летнем возрасте блаженный Василий начал подвиг юродства. В лютый мороз и палящий летний зной его видели на улицах Москвы обнаженным и босым. Получивший прозвище Нагой, он постоянно обличал ложь и лицемерие и был чуть ли не единственным человеком, обличений которого «яко провидца сердец и мыслей человеческих» боялся сам царь Иоанн Грозный.

 

 

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец.
Икона в храме Покрова на Рву

Когда, незадолго до кончины, юродивый Василий впал в тяжкую болезнь, царь посещал его с царицей Анастасией. А умер Василий Блаженный 2 августа 1552 г. Сам Грозный царь с боярами бояре несли гроб человека, святость коего была открыта всем уже при его жизни. Погребение совершал митрополит Макарий. Василия Нагого похоронили на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь указал вскоре строить Покровский собор, строительство которого было продолжено царем Федором Иоанновичем, тогда же были обретены мощи св. Василия Блаженного.

 

Девять куполов

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было словно символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облаченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы - уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери.

Собор состоит из 8 храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боев за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Все эти 8 церквей (4 осевые, 4 поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершенной шатром с маленькой главкой. Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

 

 

Поэт А. Вознесенский, архитектор по образованию, ярко дебютировавший в 1959 г. в «Литгазете» бунтарской поэмой «Мастера», молодо и холерически соединил великих художников мира в одном ряду - «Микеланджело, Барма, Дант». Образ храма в поэме дан условно, вроде бы собирательно, но и в метафорике поэта храм Покрова на Рву узнаваем:

Здесь купола - кокосы,
И тыквы - купола.
И бирюза кокошников
Окошки оплела.

...

Диковины кочанные,
Их буйные листы,
Кочевников колчаны
И кочетов хвосты.

И башенки буравами
Взвивались по бокам,
И купола булавами
Грозили облакам!

 

Лишь в 1588 г. с северо-востока к собору был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела и дало собору второе, обиходное название.

К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный над местом погребения блаженного Иоанна Московского (вначале был освящен в честь Ризположения, но в 1680 г. переосвящен как Рождество-Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672 г. В 1670-х годах была построена шатровая колокольня. Собор неоднократно реставрировался. В XVII в. были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

 

 

Крыльцо храма Василия Блаженного

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев.

Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян большевиками 23 августа (5 сентября) 1919 г.

 

Подвиг Петра Барановского

При безбожной власти собор уцелел, как и многие другие отечественные храмы, во многом благодаря усилиям подвижников, в частности, архитектора, исследователя, реставратора П.Д. Барановского (1892-1984) - основателя музея в Коломенском и Музея им. А. Рублева в Андрониковом монастыре.

Мы не знаем, был ли воцерковлен этот человек, но чувство восхищения, когда читаешь о нем, не оставляет. Вот - пример человеческой жизни во Славу Божию. Имя Петра Барановского должен бы знать каждый русский школьник. На одной из памятных досок (всего в Москве в память о подвижнике установлены четыре мемориальных доски) написано: «Великому реставратору, радетелю русской культуры П.Д. Барановскому». Лучше не скажешь.

 

 

Памятная доска П.Д. Барановскому в Новодевичьем
монастыре в Москве, на доме, в котором он жил в 1938-1984 гг.

Напомним, что Барановский причастен к спасению от безбожной власти и к реставрации также и древних храмов Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, в частности, знаменитой Пятницкой церкви в Чернигове (конец XII - начало XIII в., зодчий Петр Милонег, реставрация проведена в 1962 г.), Золотых ворот Владимира.

По чертежам Барановского был восстановлен Казанский собор на Красной площади (в свое время его все же не удалось спасти от ликвидации), построенный в память освобождения Москвы от поляков в 1612 г., освященный 4 ноября, в день, который сегодня празднуется в России как День народного единства.

Барановский открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (так называемым хвостам), первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации руин, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки.

Дочь подвижника-реставратора Ольга Барановская делилась своими воспоминаниями: «Он спас около 90 церквей. Он мне рассказывал, как спасал храм Василия Блаженного. Каганович говорит: «Петр Дмитриевич, обмеряйте Василия Блаженного - мы будем его сносить». Или его хотели в Америку продать. И Петр Дмитриевич: «Как!? Какое Вы имеете право!? Да это святыня!» - разного наговорил, вышел из кабинета и хлопнул дверью. Дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти».

Поэт А. Вознесенский тоже оставил в «Литературной газете» воспоминания о том, как был спасен храм Василия Блаженного. Он рассказывал, со слов архитектора Жoлтовского, который входил в комиссию по реконструкции центра Москвы, как его, Жoлтовского, пригласили на заседание в Политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного. Вошел Сталин, все члены Политбюро, был внесен макет Москвы, с  которого Каганович взял макет храма Василия Блаженного и убрал. Якобы «для проезда танков на парадах». Сталин сказал: «Лазарь, паставь на мэсто». Его секретарь Поскребышев как раз перед этим получил телеграмму Барановского и доложил Сталину. А Петра Дмитриевича в 1933-м арестовали по 58-й статье - как врага народа, шпиона. Сидел он в лагере в Мариинске три года. Там он строил музей, который по силуэту напоминает храм. Круглый купол и четверик на восьмерике.

Чтобы допрояснить историческую ситуацию, приведем рассказ самого Петра Барановского: «В 1933 г. прошел слух о плане сноса в Кремле церкви Спаса на Бору. Мы с несколькими известными людьми записались на прием к 1-му секретарю Московского горкома партии Лазарю Кагановичу. Аудиенцию было получить непросто, по такому вопросу еще и опасно. Очень тщательно готовились: чертежи, проект реставрации, история храма. Но Каганович не стал слушать сообщения, а спросил: «Почему вы против сноса этой рухляди? Вы что, против сталинского плана реконструкции Москвы?» Мы стали говорить о том, что это самый древний храм Москвы, что в его стенах бывал Дмитрий Донской. Каганович прервал вопросом: «А кто такой Дмитрий Донской?» (выделено мной - С.М.). Вскоре храм Спаса на Бору был взорван, а на его месте построен гараж для автомобиля Кагановича».

Сегодня храм Василия Блаженного «принимает» наши военные парады в самые праздничные дни, именно к нему устремлены и завершают свое шествие колонны воинов и техники, отдавая честь и храму, и великим патриотам, спасителям Отечества в Смуте начала XVII века - гражданину Кузьме Минину (Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий) и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Здесь же, на его фоне, проходят и молодежные празднования в День России, крупные спортивные презентации, порой и выступления рок-певцов. Специалисты утверждают, что невероятной силы «sound» (звук) разрушает стены древних строений ансамбля Красной площади. Так же не очень понятны пляски фактически на лобном месте, которое называлось в народе Голгофой и расположено, как мы знаем, совсем рядом с Василием Блаженным и памятником Минину и Пожарскому.

Думается, ради сохранения многовекового отечественного наследия следовало бы именно для развлекательных мероприятий подыскать более подходящее место. Ибо, перефразируя знаменитое изречение генералиссимуса, «мероприятия приходят и уходят, а великое наследие должно сохраняться!»

Памятник Минину и Пожарскому.
Скульптор И.П. Мартос. 1818 г. Москва, Красная площадь

http://rusedin.ru/2011/06/29/i-stoyala-ix-cerkov-takaya-chto-slovno-prisnilas/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме