Невероятные приключения елки в России

0
372
Время на чтение 5 минут
Во второй половине 20-х годов прошлого века в советских газетах считалось хорошим тоном под Новый год печатать стихи и статьи, призывающие не праздновать Рождество и Новый год. В качестве альтернативы буржуазной елке предлагался здоровый поход с детьми на горку или лыжная прогулка в лес.

«Скоро будет рождество,
Праздник мерзкий, буржазный
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный

В лес придет капиталист
Косный, полный предрассудков
Срубит ёлку топором
И отпустит злую шутку».

Нужно сказать, что Новому году вообще как то не очень везло на русской земле. Впервые Новый год первого января решил отмечать Петр I. 20 декабря 1699 года царь издает указ, в котором призывает вместе с Европой вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и отмечать новолетие «по примеру всех христианских народов» не 1 сентября, а 1 января.

Петр I повелел украсить общественные здания и дома хвойными деревьями или хотя бы ветками снаружи. Это нововведение было принято не слишком охотно, и почти до середины XIX века украшали на Новый год здания елками лишь кабаки. Деревья эти стояли круглый год, и только через 365 дней на место одних елок приходили другие. В результате народ стал звать питейные заведения «елками», а русский язык обогатился елочными фразеологизмами, обозначающими процесс и результат выпивания. Так продолжалось до 40-годов XIX века, когда рождественская ель за 10 лет завоевала Москву и Петербург, а затем и остальную Россию.

Постепенно менялись традиции празднования Рождества: во второй половине XIX века дети в конце праздника разрушали елку, а до начала празднования хвойное дерево украшали втайне от ребят, не давая им возможности увидеть главный праздничный атрибут. Постепенно ель становилась больше, переместилась в центр комнаты, и появился обычай водить вокруг нее хороводы и не разламывать ее после праздника.

 

 

Судьба елки была непростой и до октябрьского переворота: ревнители старины называли ее «неуклюжей, немецкой и неостроумной выдумкой», а Церковь считала ее иноземным и языческим обычаем. В начале ХХ века против обычая украшать в домах хвойные деревья выступили и защитники природы, среди которых был и Антон Павлович Чехов, писавший, что «русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи». Впрочем, большинство горожан приняло новый способ празднования Рождества, приносивший столько радости детям. Лишь крестьяне долгое время смотрели на обычай украшать елки как на чужой праздник или способ заработать: под Рождество цены на срубленные деревья и елочные игрушки взлетали до небес, и бедные люди не могли себе позволить такой праздник.

В начале прошлого столетия крестьяне постепенно стали ездить в город на заработки, продавая елки. Традиция эта не прекратилась даже в начале 1920-х годов, когда большевики еще не боролись с елью, но люди жили так тяжело, что никто не покупал срубленные деревья, и мужики уезжали в деревню, практически ничего не заработав. Корней Чуковский в своем дневнике рассказывает, каких трудов стоило детям устроить рождественский праздник в 1920 году: «Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в гимназии, сушили их - и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой - как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!».

 

 

Примерно в это же время на обычай украшать хвойное дерево обратила внимание и новая власть. Все началось с перехода на новый стиль, в результате чего Рождество, отмечаемое Церковью по старому стилю, оказалось после Нового года. В результате в стране тут же появились люди, отказывающиеся праздновать «большевистское» новолетие, и в России стали отмечать старый новый год 13 января. Несмотря на то, что переход России с юлианского на григорианский календарь предлагался и в XIX и в начале ХХ века, на эту реформу решились только в 1918 году. Церковь осталась верна старому стилю, а потому у верующих до сих пор возникают сложности с празднованием Нового года.

В 1922 году большевики попытались использовать елочку в своих целях, и на несколько лет появились комсомольские елки и комсомольское рождество, которые представляли собой смесь грубых кощунств с попыткой театрализованного антиклерикального «просвещения» народа. Эта затея была не слишком удачной, и в 1924 году в газетах стали появляться антиелочные стихи и статьи, в которых говорилось о том, что елка - это религиозный пережиток, позволяющий попам и буржуям влиять на детские головы. Окончательно празднование Рождества и Нового года запретили в 1929 году: Рождество стало рабочим днем, а по улицам ходили комсомольцы и смотрели, чтобы никто в домах не наряжал елочку, не светились бы в окнах новогодние огни. До 1935 года елка в домах была опасным предметом, и праздники справляли тайно.

 

 

28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Этот призыв обозначал реабилитацию зеленой красавицы, и новогодняя елка стала стремительно завоевывать сердца взрослых и детей, превратив Новый год в главный семейный праздник: в конце 40-х годов 1 января объявляется выходным, появляются кремлевские елки для детей, и почти в каждой семье в конце декабря появляются украшенные деревца. Но приключения елочки на этом не окончены.

В конце прошлого - в начале нового тысячелетия с елкой и Новым годом стали бороться отдельные представители Церкви. Теперь некоторые считают елку безбожной советской традицией, которая мешает православным достойно встретить Рождество, поскольку страна на неделю погружается в беспробудное пьянство. Конечно, в России и СССР на Новый год всегда пили, милицейские протоколы советского периода рассказывают о том, как рабочие напивались 31 числа на службе и выкидывали из окон бюсты Ленина и Сталина. 

Но не все в нашей стране так плохо: значительное число людей любят этот праздник за возможность посидеть с близкими за хорошим столом у нарядно украшенной елки и сказать им те слова, на которые, быть может, не хватало времени целый год, некоторые при этом даже ходят на новогодний молебен. За свою трехсотлетнюю историю в России елка и Новый год доказали свое право на существование.

http://www.taday.ru/text/1382043.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Зайцев
Все статьи Андрей Зайцев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14