Православный Тихий Дон...
Казачий гимн
Памятник Матери-Казачке
В конце мая этого года мне довелось побывать в Вёшенской на празднике «Шолоховская весна». Куда съезжаются люди с самых разных краёв и где ещё с раннего утра всё буквально приходит в движение. И когда тут же напротив дома с музеем нашего великого писателя можно увидеть и множество красочных куреней, ярмарочных палаток и таких же ярких казачьих хоров.Однако нельзя было вместе с тем не заметить и кое-чего совсем иного. Как у некоторых, особенно прибывших со Ставрополья и Кубани казаков, пробивалась и какая-то тревога.
А связана она была с сегодняшним неспокойствием вообще на всём Северном Кавказе.
И если Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария как-то укрепились и заполучают огромные денежные суммы, то казакам до сих пор никак не удаётся отстоять даже свои земли. Хотя пострадали они от большевистского переворота и всех их беспощадных преследований гораздо сильнее. Вспомним хотя бы страницы того же шолоховского «Тихого Дона», годы раскулачивания и всевозможных ссылок.
Когда помимо разделения на красных и белых ломался весь старый казачий уклад, рушились семьи и наиболее стойкие, верные казаки зачислялись в бандиты. Как, скажем, приютившие Григория Мелехова в конце его трагического пути бывшие сослуживцы. И когда он всё-таки порывает с ними, отказываясь уже от всякой борьбы и принося себя, по сути, в добровольную жертву.
А вот слова из речи оставшегося до последнего преданным казачеству, вере православной и царской присяге Донского Войскового атамана Каледина: «Большевистское правительство идёт на Дон как на очаг старого строя, восстанавливая против нас население всякими гнусными измышлениями». Подчеркивал он и то, что казачество должно защищать и сплачивать всех остальных жителей области. «Мы стоим на твёрдой почве - быть хозяином в собственном доме, и непрошенного гостя мы отбросим в сторону». В памяти народной сохранилась и такая припевка, которую я записал ещё в свою поездку на Дон в 1991 году.
Ни за Троцкого
Ни за Ленина,
За Донского казака
За Каледина...
Но чтобы представить получше и понять внутреннюю подоплёку сражавшихся сторон, необходимо всё-таки коснуться всей тогдашней обстановки. Ведь донцы добивались по мере освобождения кубанских, терских и астраханских казачьих территорий и признания целой федерации под именем Доно-Кавказского союза. Продолжая оставаться в составе неделимой России и желая лишь сохранения за собою прежних привилегий и особого устройства.
В этом пункте интересы казачества на ту пору совпадали и с главной целью Добровольческой Армии, боровшейся, как известно, под трёхцветным знаменем Единой Великодержавной России, где признавались и права всех других населяющих её народов, независимо от вероисповедания и их бытового уклада.
А.Н. Юдин
На заседании Краевой Кубанской Рады осенью 1918 г. приглашённый туда генерал Деникин произнёс от имени всех белых офицеров следующее: «Не должно быть армии Добровольческой, Донской, Кубанской, Сибирской, должна быть единая Русская армия, с единым фронтом, единым командованием». Он таким образом пытался сохранить преемственность старой Государственной армии. В противовес ему захватившие власть большевики принялись за формирование новых красных частей. Или как они их называли: рабоче-крестьянских. Для этой цели нужно было и какое-то действенное обоснование. «Армия сильна, если она связана внутренней идеей», - говорил Троцкий. И простой народ легко поддался на обещания большевиков, что земля будет его собственностью и что те, мол, защищают самых бедных.«Мы строили не «всенародную» армию, - писал позднее Троцкий, - а Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, которая обеспечила Советской России победу».
Вместо скреплявшего всех Православия насаждалась теперь власть интернациональная. На секретных совещаниях требовали как можно больше смещать русских со всех руководящих постов. Для этого и перекроили всю Россию на множество союзных и автономных республик. Один из лидеров сионистского движения Жаботинский еще на Базельском еврейском конгрессе объявил, что нам нужна отнюдь не Русь Святая, а Россия, состоящая из многих инородческих лоскутков. Только в таком случае евреи могут рассчитывать на преуспевание.
Оттого-то и понадобилось также разделение общества на классы и изгнание многих мыслящих русских учёных, богословов, заводчиков, купцов за границу. И замена их лишь на тех, кто бы слепо исполнял уже волю новых хозяев России. Всё это осуществлялось под выдвинутым Лениным лозунгом «борьбы с великодержавным русским шовинизмом».
К чему всё это привело, стало ясно уже в начале 1941 г., когда доставшаяся от Троцкого классовая армия оказалась не готовой к отражению немцев. Поэтому и пришлось срочно вспомнить о великих русских полководцах, героическом прошлом всего русского народа (включая и Церковь) и воссоздать «общенародную» армию, с погонами на плечах, благодаря которой и одержали победу над гитлеровской Германией, но сегодня тем не менее всё это забыто. И мы видим, как наша армия вновь превращается во что-то совсем далёкое от «общенародной». Похоже, отдельным генералам заманчивее защищать разбогатевших продажных нуворишей, нежели свой брошенный обездоленный народ.
По той же причине никак не хотят до конца реабилитировать и казачество, где больше всего продолжают отстаивать нашу национальную самобытность и прежние духовные ценности. Где не боятся открыто говорить не только о всех страшных преступлениях коммунистического режима и геноцида в те годы, но и о нынешней разрухе, особенно в сёлах и на хуторах, оттоке молодёжи с родовых гнёзд и о всё больше и больше наглеющих исламистских соседях.
После окончания же шолоховского праздника состоялось ещё одно очень значимое событие - открытие памятника «Матери-Казачке» в соседней Елани как раз на том месте, где перед этим был возведён мемориальный комплекс под названием: «Донские казаки в борьбе с большевиками». Памятник, заставивший вновь вспомнить о расколовшей нас некогда братоубийственной бойне, последствия которой нам никак не удаётся до сих пор преодолеть.
Примирение казаков
Ведь даже в Вёшенской всё ещё заметно бросается в глаза прежнее советское наследие. В названиях улиц (Октябрьская, Калининская, Горьковская), в стоящем тут же в центре огромном каменном памятнике Ленину. Сохраняется и улица, прославлявшая первого ревкомовца из казаков Подтёлкова. А у тех казаков, кто считает себя потомками так и не склонивших головы перед большевиками, своя позиция. Они возвращают, словно из небытия, всех забытых, воевавших на стороне белых или оказавшихся затем в многолетнем изгнании за рубежом, причисляя их к героям и действительно к подлинным казачьим наследникам.В Елани, однако, всё происходило под знаком некоторого примирения. Когда обе противоборствующие силы будто забыли об этих своих давних обидах и, несмотря на палящую майскую жару, одеты были по полной казачьей форме. И стояли плотными рядами возле покрытого серым полотнищем бронзового монумента. А сдёрнули полотнище совсем ещё юные казачата в таких же мундирах и брюках с лампасами. Представшая перед всеми почти как живая Казачка-Мать сразу же заставила ещё больше подтянуться. Ибо именно она вынесла на себе не только все тяготы борьбы, но и как бы олицетворяла вечную хранительницу казачьего рода.
- Любо! - раздались тут же громкие восторженные голоса со всех сторон.
А вслед за этим последовали хоть и короткие, но страстные выступления местного батюшки, приехавшей из дружественного Приднепровья поэтессы, казаков с главным устроителем всего этого праздника В.П. Мелиховым.
Но самыми всё-таки болевыми и злободневными были слова исполняющего обязанности временного президента Донской республики А.Н.Юдина. Произнесённые им уже внизу высокого обрывистого берега Дона и в кругу наиболее твёрдых горячих своих сторонников: «Наши сегодняшние правители не знали, не знают и, по-видимому, не хотят знать истории, а потому территория России неуклонно сокращается, население, прежде всего русское, вымирает, и столкновения на Кавказе - это только предвестники межнациональных войн в современной России. Ну разве могли начаться новые Кавказские войны, если бы не были уничтожены казачьи войска Терека, Кубани и Дона? Разве утратила бы Россия свои азиатские земли, если бы не были изгнаны уральские и семиреченские казаки? И разве стоял бы так остро демографический вопрос на Дальнем Востоке и отходили бы острова на Амуре к Китаю, если бы там, как прежде, сохранялись забайкальские, амурские и другие сугубо казачьи поселения?
Но большевики старались искоренить даже память казачью и для этого разрушали храмы, отбирали царские награды, сжигали знамёна и другие наши святыни. А теперь вот те же космополиты с маской «демократов», скрываясь зачастую под русскими именами-псевдонимами, приступили к окончательному уничтожению России, её народов. Поэтому наша задача восстановить также старые линии, общины,.. ведь казаки были искони хозяевами на этой земле. Где каждый куст и каждый насыпанный холмик орошены слезами и кровью наших предков»
Покидал я Дон всё-таки в приподнятом настроении. Потому как именно здесь ещё раз соприкоснулся с нашей воистину исторической Отчизной. И хотя богоборческая советская эпоха выжгла у большинства наших людей душу, сделав её пустой и оторванной от родных национальных истоков, но хочется верить, что всё это наваждение пройдёт скоро и в коренной России. А казаки тоже не станут отгораживаться и замыкаться только в себе. Ведь они всегда были той самой силой, которая веками сберегала Русь и веру православную. Поэтому многие и среди сегодняшних патриотов уверены, что настоящее возрождение начнётся с казаков. Для этого надо только сделать нужные выводы из прошлого, покончить со всей нашей разобщённостью и попытаться всё-таки понять друг друга.
В противном случае у нас по-прежнему кроме споров и всяких унизительных разборок ничего не выйдет. И вместо того, чтобы собраться всем в единый кулак и добиться своего законного признания, мы отдадим себя вновь в руки кровных непримиримых врагов. Оставив тем самым и всех наших детей без достойного будущего. Да и времени для отпущенного нам собственного спасения тоже не столь уж и много.
Анатолий ЯКОВЕНКО,
Член Союза писателей России
Вёшенская-Елань, май 2011 г.