Как святой Никола по Руси ходил

0
164
Время на чтение 5 минут
Несколько лет назад я был приглашен в Саранск, где 4 часа рассказывал учителям о том, что такое жития святых как литературный жанр и исторический источник. После лекции одна из слушательниц задала мне вопрос: «Правда ли, что святитель Николай и Санта Клаус - это один и тот же человек». Из всего богатства житийной литературы и множества православных святых эта женщина захотела узнать лишь об одном подвижнике. Поразительным образом на Руси именно святитель Николай, живший задолго до появления нашей родины на карте совсем в другой части планеты, стал для русского человека самым родным христианским святым. О нем слагали легенды и сочиняли сказки, он был помощником и покровителем «всех усталых в чужом краю».

Н.К. Рерих. Святой Никола, 1916 год
Н.К. Рерих. Святой Никола, 1916 год

Народное сознание во все времена складывает  причудливые истории о святых, в которых  христианство тесно переплетается с языческими мотивами, а историческая достоверность приносится в жертву  народным чаяниям. Легенды о святителе Николае не имеют ничего общего с его житием, записи этих бесхитростных историй рисуют нам образ не епископа, который мудро управляет Церковью, а простого человека, готового всегда прийти на помощь в трудную минуту.

Один из самых известных фольклорных сюжетов рассказывает о том, почему у святителя Николая два праздника в году (22 мая и 19 декабря), а у Касьяна (Иоанна Кассиана - одного из основателей западного монашества, жившего в IV-V вв.) - 1 раз в 4 года (29 февраля).

Осенью у мужика в деревне ломается колесо на телеге, и она застревает в грязи. Мимо проходят двое святых - Касьян и Никола. Мужик просит их помочь вытащить воз, но первый отказывается помочь крестьянину, поскольку боится запачкать «райскую одежду»,   а Никола, зайдя в самую грязь, вызволяет нехитрое богатство просящего. После этого оба святых  возвращаются на небо, встречаются с Богом и пересказывают Ему эту историю, а Господь награждает их в соответствии с проявленным милосердием.

Перед нами типичный сказочный сюжет «чудесной помощи», который  пытается объяснить причину столь разного почитания двух праведников христианами. Примечательно, что исторические прототипы этой легенды являются почти современниками (Иоанн Кассиан рождается в 350 году, а святителю Николаю житие приписывает участие в I Вселенском соборе 325 года). Но для  тех, кто рассказывает эту историю, важна не историческая или христианская подоплека событий, а конкретный поступок каждого из героев,  по которым они противопоставляются друг другу.

Еще более интересное сопоставление предлагает нам история о святителе Николае, пророке Илье и мужике, который почитал Николу, но не почитал Илью. Раздосадованный Илья-пророк трижды пытается навредить крестьянину, но трижды терпит поражение от мужика, которому подсказывает Никола. Сперва Илья хочет побить поле мужика градом, но тот успевает его продать священнику Ильинской церкви. Затем  Илья, исправляя свою ошибку, дарует на том поле богатый урожай, но мужик успевает выкупить поле за полцены у попа обратно. Далее Никола советует мужику молотить не больше одного снопа зараз, и тот, вопреки стараниям пророка Ильи, получает с поля высокий урожай.  Кончается это сказание тем, что двое святых под видом странников идут по Руси и встречают того самого крестьянина, который несет большую свечку для Ильи Пророка, и совсем меленькую для Николы.  Илья сменяет гнев на милость, и человек начинает жить в богатстве, почитая обоих святых.

Эта легенда показывает,  что любимые народом святые спокойно могли ходить по русской земле и, подобно античным богам и героям, вмешиваться в ситуацию и менять судьбу человека. За каждым персонажем были закреплены определенные функции: Никола  - первый заступник, с мужицкой хитринкой и способностью выкручиваться из любой ситуации, Илья - строгий, но справедливый герой, ревностно следящий за своим почитанием и наказывающий или награждающий человека по своему желанию.

Иногда святитель Николай становится в легендах совсем простым и сказочным персонажем.

Существует сказание о жадном попе Никольской церкви, который ударил икону святителя Николая ключами от храма и потребовал увеличить его доход. После этого поп запер церковь и пошел странствовать. Ему повстречался старичок, с которым они вместе отправились в дальнейший путь. По дороге странники решили перекусить, и у старичка оказались чудесные просфорки, которые никогда не исчезали. Ночью священник тайно их съел, затем долго не признавался в содеянном, даже перед лицом смерти. Священник неудачно лечил царскую дочь, и его должны были повесить, если бы не заступничество старичка. Лечение заключалось в том, что царевну сперва рубили на куски, потом промывали их в чане с водой, а затем старичок соединял части воедино, и принцесса становилась здоровой. При этом поп в легенде брал большее вознаграждение за исцеления, а в случае неудачи все сваливал на спутника. Лишь в самом конце рассказа,  после чудесного спасения от смерти поп признается в краже. Это происходит только тогда, когда старичок начинает делить заработанные деньги на троих (себе, попу и тому,    «кто просвирку съел»). После мягкого вразумления спутник отдает священнику все деньги и призывает не бить образ святителя Николая ключами.

Даже в сказках с исцелением царевен Никола остается помощником человека, причем это заступничество оказывается недостойному попу, который не вразумляется в самых разных ситуациях. Эта история плохо сочетается с житийной легендой о пребывании святителя Николая на Вселенском соборе и заушении им Ария, но зато полностью соответствует народному представлению о Николе, которое сохраняется до сих пор.

Святитель Николай заушает Ария на Вселенском соборе.
Святитель Николай заушает Ария на Вселенском соборе

Отдельно стоит сказать об имени святителя Николая в сказаниях. Чаще всего он передается обрусевшей формой «Никола» («Мыкола» - в украинских вариантах). Здесь мы можем наблюдать влияние старообрядческого представления о том, что Николай - есть кощунственное искажение имени святого, поскольку последний слог «лает» на подвижника.  

Что же касается ответа на вопрос о Санта Клаусе, то когда-то это образ действительно был связан со святителем Николаем. Из жития святителя Николая известно, что он творил тайную милостыню и  помог отцу выдать замуж трех дочерей. В Европе милостивый святой Николай, превратившись в Санта Клауса, стал приносить подарки. Постепенно образ Санта Клауса стал терять христианское наполнение, превратившись в рождественского деда, а затем в символ предрождественских распродаж и одной крупной компании по продаже напитков.  В наши дни уже мало кто связывает дедушку с  эльфами, оленями и окладистой бородой со скромный епископом Мир Ликийских, который стал для русского человека не просто почитаемым святым, но настоящим членом семьи, чей образ висит почти в каждом доме.

Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай Чудотворец

http://www.taday.ru/text/1362428.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Зайцев
Все статьи Андрей Зайцев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14