Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести

0
213
Время на чтение 6 минут

Разговор о совести - один из самых непростых. И это потому, что хотя все мы в жизни испытываем угрызения совести, но не все реагируем на них одним и тем же образом.

Почему же люди не всегда позволяют совести заговорить? Одни потому, что слишком пристрастились к каким-то грехам, привязаны к ним и любят их ради того грубого удовольствия, которое они доставляют. Другие потому, что сбиты с толку какой-нибудь идеей или теорией и думают, что зеркалом добра и зла служит что-то иное, а не наша собственная совесть. Такой человек подстраивает свою совесть под распространенные в обществе мнения или модные поветрия, в которых отражаются новейшие идеологии. И если для совести христианина зеркалом является Евангелие Христа, сам образ Христов, сокрытый в глубинах его сердца с минуты крещения, то мирской человек определяет свои жизненные ориентиры, думает и ведет себя, следуя духу мира сего, повсеместно господствующему в наше время.

Мирская, или ложная, совесть, называемая то «моральным», то «гражданским», то «политкорректным» сознанием, - это то, что сегодня так навязывается нам, прежде всего через масс-медиа, популяризацию науки и индустрию развлечений. Эта псевдо-совесть - самый страшный противник умственного здоровья и счастья современного человека.

Несколько лет тому назад я был крайне удивлен тем, какие извращения совести способны произвести идеологии наших дней. Разговорившись в Голландии с одной местной девушкой, я вдруг понял, в чем причина все более ширящегося принятия гомосексуализма на Западе. Бедная девушка хотя и признавалась, что гомосексуалисты и лесбиянки вызывают у нее чувства брезгливости и отвращения, но твердила, что эти чувства примитивны и она должна настойчиво бороться с ними, пока полностью не избавится от них. Потом я обнаружил, что часть молодежи начинает отстаивать гомосексуализм по той же причине: эти идеи им внушали с малых лет, так что в конце концов в их уме утвердилась мысль, будто это безумие является чем-то нормальным и даже желательным.

В целом почти вся нынешняя философия жизни разрабатывает и пропагандирует такие концепции, которые сводят совесть современного человека к псевдо-совести разума, вынужденного думать иначе, чем это свойственно сердцу или голосу Божию в человеке.

А в результате?

Если человек не выполняет того, что ему диктует сознание, зомбированное идеологией прав и удовольствий, он чувствует себя несчастным - даже если у него нет недостатка ни в чем, что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым. Если же он следует духу мира сего, думая, что так обретет свое счастье, то начинает все сильнее ощущать какую-то горесть в душе - по сути дела, пустоту, оставленную в душе грехом, - и угрызения своей подлинной совести.

Так, к примеру, многие женщины, избравшие жизнь ради семьи и родившие нескольких детей, чувствуют себя обделенными из-за того, что не состоялись профессионально или не «нагулялись» вволю, потому что «пожертвовали» своей жизнью семье. Это говорит им ум, вскормленный теориями и веяниями времени, - хотя сердце их и отдыхает рядом с детьми и супругом, в тепле домашнего круга. Эти идеи, словно компьютерные вирусы, начинают свою атаку, заставляя поверить, будто она несчастна, и могут даже довести до всяческих конфликтов с мужем и детьми.

Однако подобный случай все-таки счастливый! На противоположном полюсе мы видим другую женщину: ради того, чтобы реализоваться профессионально, она откладывает создание семьи, она не упускает случая, чтобы получить как можно больше удовольствий - по возможности таких, «как в кино».

Можно встретить и таких мужчину и женщину, уже женатых, но отказывающихся от того, чтобы родить ребенка (или еще одного ребенка), из-за тех удовольствий, которых они могут лишиться, отдав свое время его воспитанию. Хотя эти двое могут иметь все, что в телефильмах афишируется как необходимое для счастья, их сердца все больше гложет чувство какой-то бессмысленности всего происходящего вокруг. Голос совести твердит им нечто совершенно иное, чем то, что говорит ум и что они стараются продемонстрировать другим, показывая, что у них все как надо. Они чувствуют себя несчастными... Отсюда депрессии, отсюда пьянство, наркотики или телевизор - как обезболивающие против тоски, разрывающей душу, когда они остаются наедине с самими собой.

Это драма современного человека, и здесь кроется причина большей части психических или соматических болезней, которыми он страдает. Ум, пораженный вирусом информации от масс-медиа или нездоровым воспитанием, путает добро со злом, выбирая, таким образом, нечто наперекор сердцу - то есть природе человека, каким его создал Бог. Эта шизофрения, этот глубокий разрыв между умом, зараженным безбожным рационализмом идеологий времени сего, и сердцем выражает не что иное, как нашу оторванность от Христа.

Что же мы можем сделать?

Естественно, мы должны вернуться к истине, ибо только истина делает нас свободными и счастливыми. А это можно сделать только в Церкви, только во Христе. Но беда в том, что сегодня становится все больше таких людей, которые часто посещают храм и даже исповедуются, однако ничуть не становятся лучше. Наоборот! Их жизнь мало отличается от самых что ни на есть маловерующих: нескончаемая вереница несчастий, внутренняя неудовлетворенность, конфликты, депрессии, впадение в большие грехи, разводы и прочее. Глядя на них, другие с какой-то удовлетворенностью заключают: «И что пользы им от того, что они были верующими?»

Проблема вот в чем: наш ум, наши понятия, наш образ мыслей и чувств, отношение к миру и людям, окружающим нас, сообразованы не с Евангелием Христовым, а с духом мира сего, в котором многие из нас выросли и которым дышали, пока не грянули те испытания, которые привели (или вернули) нас в Церковь. Разум, приученный к вседозволенности, гордый, накрепко перевязанный всякого рода фантазиями и атеистическими жизненными философиями, не дает направить себя в русло истины, того смиренномудрия, которое прислушивается к голосу совести и заповедям Божиим. Тем более когда человек уже пристрастился к порочному образу жизни, погрузился в него!

Так что одно только присутствие телом в святых храмах не сможет помочь нам, нужны перемена ума и отказ от страстных предпочтений - к которым, к сожалению, некоторые привязаны больше, чем к собственным детям, больше, чем к своей семье и здоровью, больше, чем к Христу.

Итак, нужна искренность и решимость противостать мирскому образу мыслей - идеологиям, которые через телевидение и Интернет внедряются в нашу душу. Разрываясь между миром и Богом, мы не сможем иметь спокойную совесть, не сможем состояться как люди и христиане.

Конечно, к этому труду по очищению и обновлению ума нехорошо приступать в одиночку. Нужно сначала как можно чаще ходить в церковь, чтобы приобщиться Духа Божия в святых тайнах. И не только обращаться к Господу в молитвах, но и - и это существенно необходимо - как можно больше питать свой ум живительными словами Евангелия, житий и писаний святых отцов. Они обладают великой силой просвещать умы, они помогут нам взглянуть на мир, в котором мы живем, другими глазами и переосмыслить жизнь, уже прожитую нами.

Важнее же всего найти опытного духовника, свидетеля нашей совести и слова Божия, обращенного к нам. Ибо для того, чтобы распутать узлы страстных мыслей и желаний, сдавливающих наш ум и душу, мало одного торопливого и поверхностного исповедания нескольких грехов, вроде того: «Я ничего не украл, никого не убил и не прелюбодействовал!» Этим мы лишь усыпляем свою совесть той мыслью, что якобы исполнили и свой религиозный долг - ничего существенного, однако, не изменив в своей жизни. Более того, этой своей двоедушностью мы можем и прогневать Бога...

Не происходит ли большинство ссор и разводов в нашем мире как раз по той причине, что хотя супруги и живут вместе, но ум и сердце одного из них или даже обоих пребывают где-то далеко, в совершенно другом месте? Если же и люди не желают с легкостью мириться с подобной ситуацией, огорчаются, страдают и расходятся через какое-то время, то насколько же больше должен огорчаться Бог, когда ум наш витает где-то далеко, а сердце прелюбодействует со всякого рода удовольствиями, хотя мы и называем себя самодовольно «христианами»?

Те, кто искренен и решителен, проходят путь от ума к сердцу за несколько недель, другие - за несколько месяцев или лет, в зависимости от того, как далеки они были от Бога. Есть еще и такие, кто, всю жизнь простояв на паперти церковной, борются все с теми же немощами, что и вначале, - и их страстная вирулентность проявляется все сильнее и сильнее с прибавлением прожитых лет. Причина тут одна: если мы не станем трудиться над тем, чтобы очиститься от духа мира сего, а будем лишь без конца искать извинений и оправданий нашим «маленьким» удовольствиям и совершенным грехам, мы никогда не сможем исполниться Духа Божия, никогда не сможем стяжать Его мир.

Итак, выбираем здесь мы - а не Бог, будто бы посылающий нам ту или иную судьбу! Наша жизнь, еще в мире сем, является наглядным выражением нашей решимости или нерешимости любить всем сердцем, всей душой и всем разумением своим Бога (см.: Мк. 12: 30).

Перевел с румынского Родион Шишков


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49907.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Георгий Фечору
Все статьи Георгий Фечору
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06