На скамье подсудимых оказались именно те, против кого были найдены конкретные обвинительные документы или показания живых свидетелей преступлений. Признавший свою вину генерал Пауль Шеер, руководивший охранной полицией и жандармерией генерального комиссариата «Киев», в своем слове «не допускал, чтобы партизаны могли прибегнуть к уничтожению своего национального культурного памятника». Комментаторы давно задаются вопросом: какая же мотивация могла быть основанием для взрыва у немецкой стороны?
Во-первых, некоторые исследователи верно полагают, что уничтожение Успенского собора вполне укладывается в рамки нацистской политики пренебрежения и притеснения национального сознания, религиозных чувств и патриотизма местного населения. Начальная «либеральная оккупационная ситуация под временной военной администрацией» очень быстро, уже с первых недель и месяцев, изменилась на воплощение политической концепции «новой Европы» под лозунгом «разделяй и властвуй». Начальные «национальные реверансы» нацистских бонз теперь заключались в эту людоедскую формулу. К тому же акт разрушения храма вполне перекликается с приказом генерал-фельдмаршала фон Рейхенау «О поведении войск на Востоке», где, в частности, говорится о необходимости искоренения азиатского влияния на европейскую (читай: нордическую, арийскую) культуру и утверждается, что «никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют никакого значения».
Немецкий ученый Ф. Хайер утверждает, что за взрывом в лавре, скорее всего, стояли руководитель партийной канцелярии Мартин Борман и рейхскомиссар Эрих Кох, которые считали необходимым лишить Украину ее идеологического центра, поскольку даже возобновленный храм мог побудить исторические воспоминания. В мемуарах «Внутри Третьего Рейха» бывшего нацистского министра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера, летом 1942 г. посетившего Киев, отмечается: «Мне сказали, что при Советах тут находился склад боеприпасов, который потом по неизвестным причинам взлетел на воздух. Позднее Геббельс рассказал мне, что в действительности рейхскомиссар Украины Эрих Кох решил уничтожить символ ее национальной гордости и приказал подорвать церковь...» Б
ывший технический управляющий инспектор по вопросам войны Эдвин Грюцнер, находившийся во время описываемых событий в Киеве, впоследствии вспоминал: «Намного позже мы узнали, что церковь была взорвана по распоряжению Рейхскомиссариата в Украине (под командованием Эрика Коха). Символ того, что украинское национальное достояние должно быть ликвидировано, как само понятие». Некоторые полагают, что взрыв древнего храма был предназначен для использования немецкой стороной в качестве козырной карты в антисоветской пропаганде, в русле «разрушения большевиками культурных достопримечательностей Киева».
Одной из возможных причин разрушения Успенского собора могла быть также глубоко законспирированная борьба между конкурирующими нацистскими ведомствами, направленная на дискредитацию соперника и перераспределение политического влияния. «Покушение» на Тисо в таком контексте могло быть осуществлено СС - с целью доставить серьезные неприятности службе безопасности и контрразведке. В киевском отделении военной разведки главенствовала мысль, что взрыв осуществлен эсэсовцами под командованием обергруппенфюрера Пруцмана. Намерение политической провокации проглядывает из послевоенных воспоминаний отдельных фашистских вождей. По воспоминаниям того же А. Шпеера, акция якобы вызвала возмущение Геббельса, что свидетельствует о ее несогласованности с высшим руководством Рейха, что она была составной частью тайного корпоративного плана отдельной нацистской группировки. Разрушение храма могло иметь и полицейский характер как повод для репрессий, поскольку взрыв произошел в канун годовщины Октябрьской революции. За неделю до 7 ноября в городе раздавались взрывы (в частности, 1 ноября сгорел дом горисполкома на Крещатике), и они стали поводом для массового расстрела заложников, введения комендантского часа с 16.00, усиления облав и прочих репрессивных мер.
Убедительно выглядит и мотив заметания немцами следов разграбления культурно-исторических ценностей, чем они занимались весьма интенсивно. Кстати говоря, известно мнение о том, что немцы ждали взрыва собора, чтобы вывезти золото куполов, что впоследствии и сделали. Существует версия, что после первых взрывов в Киеве немецкие саперы все же обнаружили под храмом заложенную взрывчатку, но обезвредить неизвлекаемую мину не смогли. Многие киевляне, пережившие оккупацию, утверждали, что немцы даже предупредили жителей города о готовящемся взрыве, в том числе и через местные газеты предлагали жителям соседних с лаврой домов укрепить оконные стекла и принять другие меры предосторожности на случай детонации. Одним из серьезных аргументов в пользу версии о преднамеренном взрыве собора немцами считается пристальная фиксация взрыва немецкими хроникерами. Е. Кабанец и И. Колесник в исследовании «Трагедия Успенского собора» подробно исследуют фотоснимки, полученные Печерским заповедником от профессора Айхведе весной 1995 года. Это серия черно-белых фотографий, сделанных немецким офицером и обнародованных лишь в начале 1990 годов его вдовой, не пожелавшей разглашения имени.
Последовательная нумерация негативов прослеживается частично лишь в подборке лаврских сюжетов (14 снимков - №№ 63-81). Немецкий офицер много и старательно фотографировал в монастыре и окрестностях, с разных ракурсов. Последние отпечатки, с последовательными стадиями взрыва, снятые с низководного автогужевого моста через Днепр, а также передвижение и реакция охраны анализировались в прессе неоднократно, многие склоняются к тому, что немцы взрыв ожидали.
Есть
версия и о случайном характере взрыва, вызванном включением
электричества: якобы подложенные под помещением мины были соединены с
электрической сетью и ее включение привело в действие заряды.
Многими
анализировались виды взрывных средств, которые могли быть в принципе
использованы при разрушении Успенского собора. Судя по мощности взрыва -
под Успенский собор было заложено большое количество взрывчатки - не
менее 3-х тонн.
* * *
Руины Успенского собора длительное время служили немым укором посещавшим лавру киевлянам и гостям столицы Украины. В 1962-1963 годах остатки взорванного храма были законсервированы, а взорванная часть закатана под асфальт.
В 1984 году был утвержден проект восстановления Успенского собора в том виде, в котором он сохранился к началу XX столетия. Но начались споры касательно типа фундаментов, которые должны были так или иначе уничтожить культурный слой. 7 сентября 1991 года Кабинет министров Украины принял постановление о воссоздании Успенского собора. В 1999 году началось восстановление храма в новых материалах. Благодаря восстановлению храма грандиозный лаврский ансамбль приобрел прежний целостный вид. 24 августа 2000 года Успенский собор был освящен.
На памятном камне около восстановленного собора надпись: «В 1941 году взорван варварами ХХ столетия».
И у восстановленного Успенского храма Киево-Печерской лавры творятся чудеса. В день праздника Феодосия Печерского (16 мая по нов. ст.) над куполами собора появляется красочная радуга-гало и сияет в небе.
Как видим, бывало и так, что Свято-Успенскому собору лавры, нашей «Великой церкви», просуществовавшей восемь с половиной веков, доводилось лежать в руинах и по нескольку столетий. Благо в новые времена эти сроки сократились. Быть может, просто ускорилось время. По счастью, у нас с вами сегодня есть возможность, приезжая в Киев, «мать городов русских» и «удел Пресвятой Богородицы», приходя в лавру, любоваться благолепием этого храма и всей обители, бывать здесь на храмовых службах, прося Богородицу и святых отцев Киево-Печерских ходатайствовать за нас пред Престолом Божиим.
http://odnarodyna.com.ua/articles/4/2154.html