Когда
патриарх Макарий воздвигал Животворящий Крест Христов, св.царица Елена
и множество верующих, будто воочию увидев на нём распятого Спасителя,
пали со страхом и благоговением ниц и воззвали едиными устами: «Господи
помилуй!» Как нам, подобно тем христианам, обрести благоговение и
страх Божий, слёзы покаяния о грехах и недостатке любви ко Господу,
размышляет священник храма Воскресения Христова Георгий ПИМЕНОВ.
- Апостол Павел сами страдания Христа называет крестом,
говоря, что Иисус «вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест»
(Евр.12,2). Почему?
- Крест - и Христов, и крест христианина - это не только физические
гвозди, терзающие Плоть Спасителя, или пули красноармейцев, которые
летят в тела новомучеников. Крестом для Христа является и упрямство
человеческой природы, и неспособность учеников веровать, и нежелание
грешников каяться. А разве легко было видеть Сыну Божиему любые
противления евангельской проповеди, коими становились, например, споры
между учениками, жаждущими первенства? Крестом стало для Христа и
переживание за иудейский народ, который так и не обратился весь ко
Христу. Крест надо понимать более широко, нежели физические страдания.
Что касается радости... Это - радость Богообщения, радость пребывания в
Тайне Святой Троицы. Ибо трудно представить, чтобы у Святой Троицы было
что-то, помимо радости и любви, - там не может быть мук и страданий.
Подумайте: ведь если бы Христос не воплотился в Человека и не пришёл в
мiр - Его ждала бы радость на Небеси. Вместо этой радости Он выбрал
Крест, чтобы искупить грехи Его Творения - человека - и показать ему
путь спасения.
- Слышала выражение, что крест бывает наружный и внутренний. Как это правильно понимать? И не едины ли эти два креста?
- В деле нашего искупления, совершённом Иисусом Христом, одинаково
имели силу два креста - наружный и внутренний, под которыми разумеются
душевные и телесные страдания и смерть. И так как Бог Сам нёс на Себе
наружный крест на Голгофу, то очевидно, повелевая Своим последователям
взять крест и идти за Ним, имел в виду тот и другой кресты. Думаю, под
наружным крестом можно понимать социальные неустройства и скорби -
повышение цен, увольнение с работы, теракты, стихийные бедствия... А
внутренний крест - это могут быть страдания, борения, сомнения, которые
часто не зависят от того, что происходит снаружи. Образно говоря,
снаружи может цвести весна, а внутри человека - лютая стужа зимняя. Но
может быть и так, что один зависит от другого. Я недавно был в
психбольнице на Пряжке. Несчастные люди! К их внутреннему кресту -
тяжкой болезни - присоединяется ещё и наружный крест - неволя,
заточение в больнице, лечение.
-
Пророк Исаия, увидев Бога, воскликнул в ужасе: «Горе мне! погиб я! ибо
я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа
Саваофа» (Ис.6,5). Тогда один из Серафимов прикоснулся к его устам
горячим углём и сказал: «...беззаконие твоё отъемлется, и грех твой
очищается» (Ис.6,7). А для нынешних христиан что служит таким углём
очищающим - крест, Причастие?..
- У Исаии-то было мистическое видение - Господь в окружении Серафимов.
Но он был пророк, - мы, грешные, недостойны подобного лицезрения. И
это хорошо, иначе мы, поражённые видением, были бы не в состоянии
ничего делать, а многие впали бы в прелесть, решив, что они избраны
Богом, раз сподобились такого видения. Для того и даны пророки, чтобы
доносить до нас откровения Божии. А нас это спасает от самомнения и
самовозвышения. Для простых смертных - меня, моих близких, прихожан -
всё может быть спасительным: и крест, и исповедь, и помазание елеем, и
Причастие. А вот когда, через какое Таинство коснётся человека Господь -
Одному Богу известно. Бывает, что даже Причастие не переживается
человеком так сильно, как покаянная исповедь. Так же мощно, очищающе
может подействовать паломничество, разговор с духовным человеком,
поклонение мощам... Всё это - тайна спасения каждого отдельного человека.
- «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми» (Лк.9,23). В чём в наше время состоит отвержение, т.е. отречение от себя?
- Крест - величайший символ любви к людям Бога Отца, но также
свидетельство нашего послушания. Мы должны согласовать свою волю с
волей Божией, ибо невозможно работать Богу и маммоне. Так, отвержение
монахов - это отвержение ими мiра и уход в пустыню, в монастырь.
Отвержения же мирян не видно, ведь человек по-прежнему остаётся в своей
семье, живёт на той же улице, работает. Перемены происходят внутри -
отречение от услад, от мечтаний, затей и желаний сердечных, от
самолюбия. Конечно, мы должны трудиться, чтобы кормить семью, учить
детей... Просто не надо мерить всё деньгами, не надо прилепляться к
вещам. А вот мне, стыдно признаться, даже снится моя машина - снится! -
потому что вечно ломается, требует ремонта, ухода, вложений. А ведь
мне о другом думать надо, - я священник, пастырь.
Интересное наблюдение: когда человек приходит к вере - он ищет личной
встречи с Богом, которая и становится, кстати, углём очищающим. Но вот
человек крестился, отрёкся от грехов, покаялся, а дальше со многими
происходит необъяснимое: их затягивает, обволакивает, как паутиной,
церковный быт своей налаженностью, правильной чередой... И человек
успокаивается, перестаёт искать Бога - Его заменяет церковный быт,
внешняя обрядность. Что делать? - Возвращаться к истокам, убегая от
своего безчувствия, отрекаясь от бытообразного христианства.
- Поразило изречение свт.Григория Нисского: «Взирать на крест - значит всю жизнь свою соделать как бы мёртвою и распятою для мiра». Но я более склонна радоваться жизни и не могу 24 часа в сутки думать о смерти. Я плохая христианка?
- Свт.Иоанн Златоуст говорил: «Если намереваешься идти на Небо и
получить там Царство, не спрашивай тогда, нет ли трудностей на этом
пути... Хотя бы там были все человеческие бедствия: злословия, обиды,
безчестия, меч, огонь, железо, звери, потопления, голод, болезнь... все
беды, какие случаются в жизни...»
Меня в своё время поразило, что монахи - очень жизнерадостные люди.
Хотя уж если кто и распят для мiра, так это они. Но и монахи не 24 часа в сутки думают о смерти. Иначе невозможно было бы жить.
Поэтому доля житейской жизнерадостности - это нормально. Владыка
Антоний Сурожский говорил, что память смертная - это не о смерти
постоянно думать и бояться её, а быть готовым к тому, что в любой
момент жизнь может прекратиться. Смерти как небытия нет, - есть
последующая жизнь во Царствии Небесном, которое есть радость. Я читал,
что там даже Ангелы возрастают, познавая Бога. Значит, и мы не
прекращаем совершенствоваться после смерти, но продолжаем возрастать,
развиваемся дальше как личность. Поскольку Бог безконечен, то и
приближение к Нему безконечно.
Мёртвыми и распятыми мы должны быть для мiра грехов и страстей, но не
для мiра - создания Божиего, который готов привести нас к Богу даже из
грехопадшего состояния своей красотой.
- Прп.Исаак Сирин писал: «Есть два способа взойти на крест: один - распятие тела, другой - восхождение в созерцание». Как это понимать?
- Первый бывает следствием освобождения от страстей. Например, пост -
это тоже своеобразное распятие тела. А второй - следствие действенности
дел Духа. Восхождение в созерцание может быть через молитву, чтение
богословских трудов. Но мне думается, второй способ не для всех, - он,
как мистическое откровение, не каждому по силам. Ну, всякий ли человек
способен вместить и понять, что Святая Троица - это и единство, и
Троица одновременно, или что Бог был убит? Это - антиномия. Для
человеческого ума эти понятия неподъёмны, непонятны до конца. В
человеческом понимании Бог не может быть убит, а Троица не может быть
Единицей. Но в Божественном понимании всё логично. Поэтому надо просто
вслед за Сократом смиренно сказать себе: «Я знаю, что ничего не знаю», -
и дать место в наших сердцах, душах и умах Богу, без Которого мы
ничего не можем. Единственное чувство, достойное христианина, - чувство
покаяния. А искать созерцаний и озарений - это есть жадность духовная,
несмирение, гордыня.
Вера в Христа, в Его Крест, в Его единственную жертву - спасительный якорь наш на все времена, в любых бедах и испытаниях.
Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел.316-00-93