Фригийская шапочка и шведские археологи
Скандинавские трактаты XIV века «Какие земли лежат в мире» и
«Описание земли III» помещали «Великую Свитьод» в «Великой Азии»: от
Индии до Фригии, Каппадокии, Вифинии, Киликии, Ликии и «Грикланда»
(Греции): «в той части мира находится Европа, и самая восточная /её
часть/ - Великая Свитьод. Туда приходил крестить апостол Филипп. В том
государстве есть /часть/, которая называется Руссия, мы называем её
Гардарики» (Е.А.Мельникова, Древнескандинавские, с. 65, 96).
Думаю, «Великую Свитьод» нужно искать в Малой Азии, а
упоминание Руссии («Гардарики») - вставка из более поздних,
средневековых, источников. Ведь Европа в представлении древних греков
имела два значения: 1) часть света с неясными границами; 2) небольшой
край, примыкавший с запада к узким проливам Боспор и Дарданеллы
(Геллеспонту). Рядом - Малая Азия с Фригией.
Рассуждая, как древние греки (термин Европа заимствован у
них), не найдёшь противоречия у скандинавов: «Великая Свитьод» - часть
«Великой Азии», Малой Азии, и - восток Европы. Только потомки тех, кто
жил в древней Малой Азии, могли запомнить эту географическую ориентацию.
К нашей среднерусской, или восточноевропейской, равнине «Европа»
предков викингов никакого отношения не имеет.
Скандинавы сохранили память об Азии: там 406 стран и 27 языков (Мельникова, с. 65, 96).
Знаменитый профессор В.В.Болотов (+1900) в «Лекциях по
истории Древней Церкви» (СПб., 1907; репринт: М., 1994, т. 2, с.
244-246, 250-253) писал, что на протяжении веков менялся смысл
географических названий - Эфиопии, Индии, Скифии. Сказания о
деятельности апостолов в Малой Азии, в римской империи, «...покоятся на
более исторической почве. Она твёрдо засвидетельствована церковными
преданиями. На «Филиппа, одного из 12 апостолов, почившего в Иераполе»
(фригийском), и на «Иоанна, почившего в Ефесе», ссылается в 191 году
Поликрат, епископ ефесский (Euseb. V, 24, 2.3)». Euseb. - это «Церковная
история» Евсевия Памфила (+340).
Французская тарелка
Апостол Филипп был распят в Иераполе Фригийском, столице Великой Фригии, юго-западной и центральной части Малой Азии. В конце июля 2011 года мир облетела весть - итальянская археологическая миссия во Фригии, работающая с 1957 года, нашла в Иераполе руины христианской церкви и гробницу с надписью по-латыни - «могила мученика». Профессор Ф. д'Андриа, ведущий раскопки, заявил: найдена гробница апостола Филиппа.
Иераполь, расположенный в горах на высоте около тысячи метров над уровнем моря, первоначально, до греческой колонизации в III веке до Р.Х., был городищем фригийцев с их оргиастическим культом Кибелы. К несчастью для римлян, они в период империи восприняли самые низменные азиатские влияния, в том числе и культ Кибелы. Вероятно, апостол Филипп погиб из-за враждебности жителей Иераполя.
Раз скандинавские трактаты связывали «Великую Свитьод» с проповедью апостола Филиппа, то «Великая Свитьод» - в Малой Азии. К такому выводу я уже приходил, анализируя эпос, собранный в XIII веке Снорри Стурлусоном.
Немцы, американцы, французы и итальянцы раскапывают Фригию, не жалея средств. Кажется, на Западе решили: «Великая Свитьод» - в Великой Фригии.
Фригийский (высокий с узким верхом, загибающимся вперёд) колпак - эмблема масонов-революционеров во Франции. На их подарочной тарелке - фригийский колпак, дата 1790 год, масонское рукопожатие, слово la Liberte («свобода») и странный знак, напоминающий английскую букву w («дубль-вэ») (см. фото). Но во французском языке почти нет слов на w. Знак w - это финикийская буква «шин», означавшая «солнце» - бога Ваала. Финикийский алфавит разгадал нумизмат Ж.Бартелеми, работавший при дворе королей Людовика XV и Людовика XVI. Людовика XVI в 1789-1790 годах лишили власти, оклеветали, затем убили в 1793 году. Однако террор обошёл Бартелеми - знатока финикийского. Ведь в основе «Великого Востока Франции» - древняя финикийско-фригийская общность, враждебная христианству.
В начале II века после Р.Х. во Фригии некто Монтан, бывший жрец богини Кибелы, внешне принял христианство, быстро объявил себя «пророком», близких к нему женщин - «пророчицами», в экстазе получающими будто бы откровения свыше. Монтанисты заявляли, что обладают «гораздо более высокими тайнами», чем Св. Евангелие, называя себя spirituales («духовными»), а Православную Церковь - «отсталой». Обряды монтанистов были аналогичны культам египетской Исиды и фригийской Кибелы. Своё гнездо, городок Пепуза, они назвали «Новым Иерусалимом». Их тайная организация, несмотря на преследования православных греков, просуществовала во Фригии шестьсот лет - по VIII век. Ересь проникла в Причерноморье, Фракию, Северную Африку, Рим и Галлию (Францию), где галльские епископы отнеслись к ней примирительно (В.В. Болотов, т. 2, с. 351-367).
Как видим, Фригия - жизнеспособный оплот оккультизма, менявшего маски, но не сущность.
Фригийцы, как и другие малоазиатские варвары, носили «тиары» (Геродот, V, 49). Ф.Г. Мищенко, член-корреспондент Императорской Академии Наук, пояснял: остроконечные прямые шапки-тиары носили только персидские цари, а шапки с загнутым верхом - простолюдины. Такие же шапки мы видим на статуэтках викингов и их бога Фрейра (см. фото ниже).
Английский разведчик-востоковед Л. Вэдделл (1925 год) изучал барельефы древней Малой Азии и признал тесную связь фригийского колпака с персидским культом Митры и готами севера Европы, говоря о «готском или фригийском колпаке». «Фригийский колпак» сохранился и в немецком - phrygische Mutze (над «u» - умлаут).
Фрейр, бог фаллического культа
«По словам македонян, фригияне /фригийцы/ назывались бригами до тех пор, пока жили в Европе по соседству с македонянами, а после переселения в Азию переменили вместе со страною и имя бригов на фригиян» (Геродот, VII, 73). Ф.Г.Мищенко считал несомненным «глубокую древность поселений фригиян внутри малоазийского полуострова». Замечание Геродота о переселении фригийцев в Азию «...должно понимать в смысле обратного движения части фригиян из Европы уже после Троянской войны». Троянская война - это XIII век до Р.Х. Фригийцы жили в Малой Азии задолго до Троянской войны, переселялись в Европу, но вернулись.Искажая Геродота, громоздят теории: фригийцы - ветвь фракийцев, фракийцы - родичи германо-скандинавов, а славяне либо неведомо где, либо приложение к викингам. Так все всем вдруг стали родственниками - в духе единой Европы, где руководит Германия.
Но Геродот чётко различал фригийцев и азиатских фракийцев (III, 90; IX, 32). Со времён фараона (царя) Псамметиха I «...египтяне считают фригиян древнее себя, а себя древнее всех остальных» (II, 2). Армяне - выходцы из Фригии и, сражаясь за Персию против греков, имели фригийское вооружение (VII, 73).
Итак, если какое-то племя из Европы и осело во Фригии, то утратило имя и растворилось среди очень древнего населения - вот смысл сведений Геродота.
Международный Финикийский Исследовательский Центр в США (http://phoenicia.org/hittitephoenicians.html) считает хеттов и финикийцев родственниками и разместил более-менее верную карту: Фригия и Финикия входили в хеттское царство, распавшееся в XII веке до Р.Х.
Старофригийская письменность Малой Азии не расшифрована. Французы, работающие в современной Турции, собрали коллекцию фригийских надписей. История Фригии записана и лувийскими (не путать с ливийскими!) иероглифами, применявшимися хеттами наравне с финикийским языком. Фригийские памятники раскопаны и в хеттской столице Хатуссе. У хеттов было 58 основных богов. «Большой курган» во Фригии датируется XIII-VII веками до Р.Х., а храм близ Гордиона, столицы фригийского царства, - VI веком до Р.Х. Кроме курганов, найдены скальные гробницы, в том числе так называемая «львиная могила». Шведская экспедиция вела раскопки храмового центра «бога-воителя» VI века до Р.Х. в области Кария, в городе Миласе, куда собирались разные малоазийские народы (Источниковедение истории Древнего Востока. Редактор В.И.Кузищин. М., «Высшая школа», 1984, с. 170 - 182).
Фригия в скандинавских пергаментных рукописях - Frigia и Frigida (Мельникова, с. 62, 86, 105, 112, 118, 143). Фригг (Фригида) - главная богиня, жена Одина. Одину и Фригг было предсказано, что «его /Одина/ имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков». «Страна Турков» - в Азии, в Трое (Младшая Эдда. Л., «Наука», 1970, с. 10-11). Троя находилась в Троаде, или При-Геллеспонтской Фригии, рядом с Великой Фригией. Получается, что племена Одина - выходцы из Фригии.
Шведы уже 63 года (с 1948-го!) раскапывают часть Фригии - Карию, горное местечко Лабраунда близ средиземноморского города Миласа. Всё оплачивают щедрая академия наук и богачи, связанные, через банки, и с авиационным концерном «Сааб» (см. о нём ч.1).
Культ Лабраунды с богом молний, вероятно, древнейшего, хеттского происхождения. В IV-III веках до Р.Х. жреческое государство Лабраунды использовало труд рабов, но возглавлялось одной семьёй, передававшей власть по наследству. Греки разгромили царство жрецов (см. шведский сайт www.labraunda.org).
В.Шейдель из Стэнфордского университета США пришёл в 2005 году к выводу: власть народа у викингов - миф, всё решала «элита». Она держала в руках капиталы и сохраняла пропасть между свободными и рабами. Множество порабощённых и работорговые рынки были не только в Скандинавии, но и на землях, захваченных викингами, например, в Ирландии.
Мне кажется, викинги унаследовали обычаи малоазийской деспотии, а шведские верхи этим тайно гордятся.
Милас, притягивающий шведов, и Иераполь Фригийский - в бассейне реки Меандр. Милас - святилище трёх соседних родственных малоазийских народов: карийцев, мисийцев и лидийцев. Карийцы, известные мореплаватели и пираты, - родичи фригийцев. Лидийцы - предки этрусков в Италии. Поэтому фригийская и этрусская версии происхождения викингов близки.
Склепы малоазийцев, как и этруссков Италии, сооружались в скалах. По данным профессора В.И.Модестова, высекались продолговатые, четырёхугольные или квадратные могилы, обложенные внутри каменными плитами со скульптурными и живописными изображениями. На фронтоне или внизу у входа - львы, сфинксы, кентавры.
Бронзовый котёл с севера Дании, из болота в местечке Мосбэк, датированный примерно 300 годом до Р.Х., - сделан этруссками (http://oldtiden.natmus.dk/udstillingen/aeldre_jernalder/guntestrup_...).
А примитивные львы викингов, по признанию западных историков (см. ч. 3), «импортированы» - возможно, из Малой Азии. Так что шведским археологам, работающим в Миласе, есть что искать. Может быть, прародина викингов, «Великая Свитьод» уже найдена - для «посвящённых»?
Один имел жену Фрею, или Фриггу, богиню воздуха и неба, рождения, посевов, жатвы, её культ был у древних скандинавов и германцев (Шантепи де ля Сосей, т. 2, с. 457, 459). «Младшая Эдда» называла богиню Фрею столь же почитаемой среди скандинавов, как и Фригг (с. 33).
Думаю, Фригг/Фригида и Фрея - это два сходных слившихся культа.
Английский историк Дж. Грин считал, что английская пятница Friday - от богини плодородия Фреи, а среда Wednesday - от Вотана (Одина) (История английского народа. М., издание К.Т.Солдатенкова, 1891, т. 1, с. 15).
Наверняка и немецкая пятница Freitag - тоже от Фреи. Родство немцев и англичан хорошо известно: до VI века после Р.Х. англы, саксы и юты жили на севере Германии и в Дании (Ютландии), откуда морем переселились в римскую Британию, истребив или вытеснив коренных жителей - бриттов.
Широчайшее распространение культа Фреи, о котором, по мнению Шантепи де ля Соссея, почти ничего не сохранилось, - думаю, говорит о седой древности, миграции очень многих народов.
В датском и норвежском языках имя Фреи (Фригги) - Frigg. Однокоренных слов нет, и, видимо, Frigg - остаток древнего языкового пласта племён Малой Азии, из Фригии. Там процветал местный культ Кибелы, богини любви и плодородия. Греческий язык в эпоху античности стал общим языком Малой Азии, поэтому греческие названия и закрепились. В греческом слове Фригия - ударение на «ги». Греческий звук «г» очень сильный, гораздо сильнее нашего, и, передавая его, викинги поставили удвоенное латинское gg - Frigg.
Другая причина удвоить согласную - ещё одно, тоже греческое, название Фригии - Фрикс (на конце согласная, читающаяся «кс»). Фрикс означало и «фригиец». Спустя века произношение изменилось, и Frigg сейчас по-датски - «фрек».
А другие «Великие Свитьод»? Скандинавский трактат «Какие земли лежат в мире», ссылавшийся на «древние книги», выводил шведов из... Фракии (Мельникова, с. 59-65).
Во Фракии греческие колонии возникли в XI веке до Р.Х. Во второй половине V веке до Р.Х. окрепло государство во главе с фракийским племенем одриссов - до Геллеспонта (Дарданелл), черноморского побережья и Дуная. Цари одриссов женились на гречанках. В VI-V веках к югу и северу от устья Дуная, на западном берегу Чёрного моря, в нынешних Болгарии и Румынии, появились греческие города-порты.
Они процветали и на черноморском побережье бывшего СССР, например, Ольвия в устье южного Буга (между Очаковым и Николаевом), - «торжище борисфенитов», или праславян-земледельцев, живших по обоим берегам Днепра (Борисфена), рекам Ворскле, Тетереву, до среднего Днестра. Через Ольвию праславяне вывозили зерно, закупая греческие вино и масло в амфорах, красивую столовую посуду, изделия из бронзы и серебра (Б.А.Рыбаков. Геродотова Скифия, с. 65, 76, 142 - 149).
В 1948-1954 годах в центре Болгарии раскопали столицу Одрисского царства конца IV - конца III веков до Р.Х. Город с мощными каменными стенами назывался по-гречески - Севфополь, в честь основателя, фракийского царя Севфоса III. Планировка греческая: в центре - «агора», или рынок, кварталы широких параллельных улиц, в жилых домах - развитая канализация.
Фракийцы писали по-гречески и реже по-латыни. И будь предки викингов из Фракии, они тянулись бы к эллинской цивилизации. Но этого у них не было, даже дренажных систем, известных фракийцам. Фракийскую версию происхождения викингов надо отвергнуть.
Но почему память о Фракии сохранилась в Скандинавии? Ответ - в сложной истории морского пиратства Малой Азии, Причерноморья и Северной Африки.
Н. СЕЛИЩЕВ,
член Русского Исторического Общества