В конце февраля 2010 года, выступая в телепрограмме «Репортаж из Берлина», Ангела Меркель на вопрос о том, будет ли Германия оказывать Греции финансовую помощь, категорически ответила: «Нет, ни в коем случае». По ее словам, договор о создании Евросоюза запрещает «выкупать долги» отдельных стран. «В данный момент, мы можем помочь Греции наилучшим образом, лишь недвусмысленно сказав: Греция обязана выполнить свое домашнее задание», - пояснила Меркель и добавила, что финансовый кризис в Греции - это «историческое испытание для единой европейской валюты».
Сейчас на улице июнь 2011 года, но «историческое испытание» продолжается. Причем оно дошло до такой стадии, что Меркель вынуждена наступить на горло собственной песне и оказывать грекам финансовую помощь - за счет немецкого налогоплательщика, разумеется, не забывая, правда, о «домашнем задании».
Суть «задания», согласованного на встрече министров финансов ЕС 19 июня, состоит в приватизации всего и вся, что еще остается в Греции в государственной собственности. ЕС требует от Афин сократить госрасходы на 10%, затраты на оплату труда работников госсектора - на треть и выручить 50 млрд. евро за счет приватизации госсобственности.
Договоренности министров финансов подтвердил 23 июня саммит ЕС. «Комплексная программа реформ, принятие греческим парламентом ключевых законов, касающихся бюджетной стратегии и приватизации, должны быть срочно завершены в ближайшие дни. Это создаст основу для определения основных параметров новой программы, которую совместно поддержат страны еврозоны и МВФ, а также позволит выделить очередной кредитный транш, покрывающий июльские финансовые потребности Греции», - говорится в заявлении участников саммита.
Если Афины примут в ближайшие дни предложенную им программу, тогда очередные 12 миллиардов евро из пакета помощи, составляющей в общей сложности 110 миллиардов евро, они получат до середины следующего месяца, чтобы избежать дефолта. Между тем в Афинах успели заявить, что 110 млрд. евро недостаточно, и они нуждаются не просто в очередном транше, но и в новом пакете помощи, объемом в 85 млрд. евро.
21 июня в связи с перестановками в правительстве в греческом парламенте прошло голосование вотума доверия правительству Георгиоса Папандреу. Кабинет министров поддержали 155 депутатов правящей партии ПАСОК, 143 были против, двое не голосовали (парламент насчитывает 300 депутатов).
Призрак «черных полковников»?
Таким образом, дорога к утверждению до конца месяца «домашнего задания» от Евросоюза открыта. Есть только одно «но» - народ Греции, который не желает жить под диктат Берлина. После того, как парламент проголосовал за доверие правительству, больше 20 тыс. манифестантов, несмотря на ночь, собрались на центральной площади Афин. Протестующие закидали стражей порядка камнями и попытались прорваться к зданию парламента. Полиция разогнала их, как обычно, с помощью слезоточивого газа, шумовых гранат и дубинок.
Забастовки и демонстрации происходят в Греции ежедневно. Усиливается не только влияние Компартии, которая активно работает в профсоюзной среде, но и анархистов, опирающихся на учащуюся молодежь. Правительство все больше теряет контроль над событиями в разбушевавшемся обществе. Некоторые наблюдатели вспоминают 1967 год, когда события в Греции развивались сходным образом, а в итоге власть захватила военная хунта, вошедшая в историю под названием «черные полковники».
Если нестабильность продлится, наследники «черных полковников», коих в греческой армии немало, вполне могут под предлогом пресловутой «коммунистической угрозы» попытаться повторить опыт своих «отцов и дедов». Европейские столицы окажутся в замешательстве, зато, как и в 1967 году, найдутся покровители в Вашингтоне. Ведь чем сильнее раздрай в Европе, тем увереннее чувствуют себя хозяева Нового Света.
Когда «финансы поют романсы»
Но не надо думать, что проблемы возникли только у Греции. Ирландия стала второй после Греции страной, которой в конце прошедшего года была предоставлена финансовая помощь, за ней в феврале этого года последовала Португалия.
На подходе Испания. Ее дальнейшее благополучие, вероятно, зависит от России. Стало известно, что на Санкт-Петербургском экономическом форуме премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро во время встречи с Дмитрием Медведевым высказал пожелание, чтобы Москва купила долговые обязательства Мадрида. Предметно вопрос пока не рассматривался, но наблюдатели заметили, что на форуме Россия заключила с испанскими компаниями сделок на 800 млн. евро.
Ныне даже в самых благополучных странах ЕС «финансы поют романсы». Например, Великобритания за последние четыре года удвоила государственный долг. Причем государственные расходы за это время выросли на 7%, а поступления сократились на 1%. В результате бюджетный дефицит в 2010 году достиг 10,4% ВВП. Финансовые проблемы Великобритании обострились настолько, что, вопреки «европейской солидарности», Лондон 21 июня официально отказался от участия в предоставлении Греции очередного транша финансовой помощи.
Испания и Франция за то же время увеличили государственные долги на 40% и 30% соответственно и закончили 2010 год с бюджетным дефицитом в 9,2% и 7% от ВВП. По мнению министра финансов Бельгии Дидье Рейндерса, долговой кризис вполне может распространиться и на Францию.
Принято считать, что образец фискальной дисциплинированности в Евросоюзе - Германия. Однако и здесь дефицит по итогам 2010 г. составил 81 млрд. евро, или 3,3% от ВВП. Вроде бы не так много, но ситуацию обостряет рост государственного долга, который за четыре года увеличился на 18% и достиг 83% от ВВП (критический порог государственного долга - 60% от ВВП). На начало 2011 года государственный долг Германии составлял 2 трлн. евро - самый высокий показатель в ЕС. Вот вам и «мотор Евросоюза»!
То есть речь идет о том, что еще немного и Германия, не рискуя собственной судьбой, не сможет вытаскивать за уши еэсовских должников из омута долгового кризиса. Однако без Германии, действительно мощнейшего государства, ЕС не может быть и евро.
Зона евро может прекратить свое существование
Кстати, аналитики влиятельной исследовательской компании Centre for Economics and Business Research (CEBR), работающей при университете штата Теннеси, пророчат, что зона евро может прекратить свое существование уже к 2013 году. Спрашивается, почему? Да потому, что богатые страны больше не захотят оказывать финансовую помощь своим «бедным родственникам».
Причиной развала станет дальнейшее укрепление евро и сокращение госрасходов, которые помешают экономическому восстановлению стран Южной Европы, и они будут вынуждены вновь и вновь просить финансовой помощи у богатого Севера. При этом в Германии, являющейся «локомотивом» Европы, будет расти недовольство оказанием помощи испытывающим финансовые трудности странам. В итоге пропасть между периферией и ядром еврозоны приведет к разрыву евровалютного союза, полагают аналитики.
Есть ли основания для такого рода предположений? Обратимся к влиятельной немецкой газете «Frankfurter Allgemeine», которая на днях писала следующее: «Германия не для того пережила мучительные реформы и в эпоху глобальной конкуренции вынуждена была отказываться от завоеваний социального государства, чтобы содержать государства и экономики, которые живут не по средствам и предпочитают думать, что вечеринка продолжается. Чем дольше Греция будет опираться на солидарность других стран Евросоюза, тем громче в них будет звучать вопрос - стоит ли отказываться от сокращения налогов, новых детских садов, повышения пенсий ради греков? Экономить ради Афин? И ради Португалии? И ради Ирландии? Кризису сопутствует опасность, лежащая вне границ финансовых рынков. Мысль о том, что Германия получает выгоду от единой валюты евро, скоро потеряет свою политическую силу».
А вот точка зрения газеты «Die Welt»:«Протесты в Греции не сигнализируют ничего хорошего остальной Европе. Создается впечатление, что большинство греков лишились чувства реальности. Да и европейские налогоплательщики проявляют все большее недовольство. Сделка с Грецией непопулярна во всей Европе, и особенно в Германии. Ведь все понимают, что часть предоставленных кредитов Греция никогда не выплатит».
Газеты выражают не собственную точку зрения, а общественные настроения. Например, «Die Welt» попутно сообщает, что в ходе социологического опроса, недавно проведенного институтом исследования общественного мнения Dimap, 57% респондентов назвали планируемое предоставление финансовой помощи Греции «плохим решением». За оказание помощи высказались только 33% опрошенных.
Но так уж сложилось, что в мире «позднего капитализма» решающее слово принадлежит не общественному мнению, а банкирам. Что же думают они?
Сейчас проблема состоит в том, что греческие облигации, в которые вложили средства банки Европы, с каждым днем обесцениваются все больше. «Тонны греческих бумаг», по образному выражению издания «Forbes», находятся сейчас в Европейском центральном банке (ЕЦБ), немецких и французских банках. Если их стоимость будет продолжать падать (а никаких серьезных оснований надеяться на обратное нет), банки уже в ближайшей перспективе понесут гигантские потери. Результатом этих потерь станет минимизация прибыли и падение курса акций.
Банки начинают делать выводы. Например, крупнейшие банки Великобритании Barclays и Standard Chartered отказываются предоставлять кредиты банкам континентальной Европы и сокращают свое финансовое присутствие, например, в Испании. За год объем выданных Barclays кредитов в Испании снизился с 7,2 до 6,4 млрд. фунтов стерлингов - более чем на 10%. В перспективе уход британского капитала может только усугубить кризис в еврозоне - вплоть до ее распада.
http://www.fondsk.ru/news/2011/06/25/istoricheskoe-ispytanie-evro-prodolzhaetsja.html