Св. Лука не брал денег, чем нажил множество врагов в медицинской среде. Те, кто видят в медицине только доходное ремесло, не терпели св. Луку и писали на него доносы.
Св. Лука родился в Керчи в 1877 году. Работал врачом и в русско-японскую войну 1904-1905 годов и в мирное время. В Первую мировую войну 1914-1918 годов заведовал госпиталем для раненых. Докторскую диссертацию по медицине успешно защитил в 1916 году. Профессором стал в 1920 году в Ташкенте, где руководил крупной больницей.
В.А. Лисичкин, внучатый племянник архиепископа Луки, будучи председателем комитета Государственной Думы и членом девяти российских и иностранных академий, добился в 2000 году официальной реабилитации св. Луки, рассекречивания дел ОГПУ-НКВД.
Антирелигиозную комиссию ЦК РКП(б) возглавлял Троцкий. Его подчинённые наметили ссылать епископов и священников, верных Патриарху Тихону: «в первую очередь» в Зырянский край, как пустынный и отдалённый, и в Хиву, выбранную «по своим географическим и этнографическим свойствам» (Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. Новосибирск-Москва, 1997, с. 281-282, 321, 324-325, 340).
Хивинское и Бухарское ханства в XIX веке, до русского завоевания, были гнёздами ростовщичества и работорговли. Бухаре принадлежала и Самаркандская область. Именно под Самарканд, в город Пенджикент, сослали двух православных епископов - Василия Суздальского и Даниила Болховского. Они рукоположили во епископа св. Луку 18/31 мая 1923 года, а уже 10 июня он был арестован ОГПУ.
Его обвинили в получении письма от племянника-белоэмигранта и от друзей, высланных в 1922 году в США (Лисичкин, с. 109, 398, 407).
Но сами гонители были связаны с американским сенатором Кингом, предлагавшим «значительную материальную поддержку» православным, если они объединятся с обновленцами (Политбюро и Церковь, с. 423).
Поясню, что сенатор Кинг, член богатой секты мормонов, влиял на дела в Вашингтоне с 1917 по 1940 год. Св. Лука отвергал примирение с обновленцами, и в этом - ещё одна причина гонений со стороны троцкистов. Владыка провёл в тюрьмах и ссылках 11 лет. Находясь в Красноярской ссылке и узнав о начале Великой Отечественной войны, св. Лука предложил свою помощь раненым, заявив, что после готов вновь отбывать ссылку. В Красноярских госпиталях св. Лука оперировал ежедневно. Осенью 1942 года был возведён в сан архиепископа. Ссылка закончилась в 1943 году.
Архиепископ Лука. 1942 год
В начале 1944 года св. Лука был назначен в Тамбов. Архиепископом Тамбовским и Мичуринским св. Лука пробыл более двух лет - до мая 1946 года. В Тамбове и области на 1 июня 1944 года находилось 45 военных госпиталей на 25 450 коек. В начале 1944 года руководителю областного отдела здравоохранения позвонил нарком (=министр) здравоохранения РСФСР Третьяков и сказал: «К Вам приедет из Красноярска хирург, профессор, примите, создайте условия. Одновременно он будет служить в церкви архиереем» (Г. Шевченко. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный. СПб., 2-е испр. изд., 2009, с. 523-524).
Как видим, Сталин уже всё решил, а нарком только передал приказ нижестоящим. Тамбов, прифронтовой город с 1941 года, подвергался налётам немецких бомбардировщиков. Но тамбовские оборонные заводы продолжали работать. Из тамбовцев создали целую дивизию, 323-ю Тамбовскую стрелковую, и истребительные батальоны для борьбы с танками и мотопехотой врага. Знаменитая героиня Зоя Космодемьянская (+1941) - внучка тамбовского священника.
Тамбовцы собрали деньги на танковую колонну «Тамбовский колхозник», на торпедные катера для флота. Отстраивали пепелища Сталинграда, Воронежа, Донбасса. Немцы, отступая, взорвали и затопили шахты Донбасса. Поначалу шахты откачивали вручную - вёдрами. Позже советские инженеры, направленные руководством страны, вывезли из разгромленной Германии трофейное горное оборудование, а немецких военнопленных заставили работать в ими же взорванных шахтах.
К моменту перевода св. Луки в Тамбов, город находился в глубоком тылу наступавших на запад советских войск, готовивших освобождение Белоруссии. В Тамбов направлялись эшелоны с ранеными. В Тамбовской области сосредотачивались стратегические резервы Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК).
Поэтому Патриарх Сергий (Страгородский) (+1944), следивший за сводками с фронтов, и назначил св. Луку в Тамбов, а Патриарх Алексий I (Симанский) (+1970) оставил на Тамбовской кафедре. Алексий I (Симанский), герой обороны блокадного Ленинграда, прекрасно разбирался в тонкостях военного дела (см. мою статью «Патриарх Алексий I (Симанский) - воин и дипломат. Родословное древо Симанских» //«РВ», 2010, № 3).
Патриарх Алексий I (Симанский) направил в Тамбов и старого епископа Мануила (Лемешевского), тоже, как и св. Лука, борца с обновленчеством. Правящим Тамбовским архиереем был св. Лука, а Владыка Мануил считался пребывающим на покое. «Преосвященный Лука принял его (епископа Мануила. - Н.С.) радушно и дозволил ему совершать службы не только в праздники, но и по будням. А временами они встречались друг с другом и беседовали о разных церковных делах» (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Митрополит Мануил (Лемешевский). СПб., 1993, с. 186-187).
За труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» архиепископу Луке была присуждена общегосударственная, Сталинская, премия 1-й (высшей) степени в размере 200 тысяч рублей. По тем временам это очень большая сумма. Сейчас замалчивают обмен телеграммами между Владыкой Лукой и Сталиным. Владыка написал: «Генералиссимусу И.В. Сталину. Прошу Вас, высокочтимый Иосиф Виссарионович, принять от меня 130.000 рублей, часть моей премии Вашего славного имени, на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов». Сталин ответил: «Тамбовскому архиепископу Луке Войно-Ясенецкому, профессору хирургии. Примите мой привет и благодарность Правительства Союза ССР за Вашу заботу о сиротах, жертвах фашистских извергов» («Журнал Московской Патриархии», 1946, №3, с. 44; далее - «ЖМП»).
Архиепископ Лука много помогал нуждающимся из остатка премии. Вся Сталинская премия, присуждённая ему, так или иначе, была потрачена на цели христианского милосердия.
В мае 1946 года Патриарх Алексий I (Симанский) перевёл архиепископа Луку в Крым, в Симферополь. Очевидно, надо было, чтобы стратегически важным полуостровом занялся иерарх-патриот. Крым был выжжен немцами.
В июле 1944 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), член Чрезвычайной Следственной Комиссии по расследованию немецко-фашистских преступлений, застал ужасающую картину: «Известная панорама Севастопольской обороны 1853-1856 гг. сожжена; памятник адмиралу Корнилову на Малаховом кургане увезен немцами в Германию, а пьедестал разрушен; памятник Тотлебену обезглавлен... Расхищены экспонаты Исторического музея...». Древнегреческий Херсонес - «доказательство бессмысленной и тупой немецкой злобы». Херсонес (древняя Корсунь) «изрыт траншеями, исковеркан», разграблен. «Множество женщин, стариков и детей вывезено ими (немцами. - Н.С.) в море и потоплено... Военнопленных сжигали на баржах». Защитники Аджимушкайских каменоломен «удушены газами и уморены голодом». Всюду «разгромлены музеи с драгоценными образцами античной культуры». Митрополит Николай назвал гитлеровцев «вандалами и людоедами ХХ века», «немецкими зверями» («ЖМП», 1944, № 8, с. 4-11).
Из немецко-румынских штабных документов видно, что все преступления совершались с педантичным варварством. 9 апреля 1944 года оккупанты утвердили подробный «план разрушений» Крыма. 8 марта 1944 года немецкий командующий признал: «... в конечном счёте, все национально сознательные русские люди считают нас захватчиками в их стране». Поэтому предлагал создать марионеточное «местное правительство» с участием крымских татар, неназванных «русских, украинцев», чтобы все карательные и грабительские распоряжения исходили бы от этого «правительства», что «ценно также из пропагандистских соображений» (Г.А. Литвин. Е.И. Смирнов. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 г. - май 1944 г.). М., 1994, с. 65-67, 82-84).
Сегодня это приходится напоминать. Один псевдо-православный «публицист» весной 2011 года, выступая перед богатыми либералами, рассуждал о «мифологии» празднования Дня Победы, опасности «сохранения и культивирования образа врага» и «героизации войны». Получается, что для либералов фашисты не враги, а св. Лука (Войно-Ясенецкий), Алексий I (Симанский) и миллионы участников Великой Отечественной войны - не герои.
Св. Лука призвал казнить военных преступников, отданных в руки Нюрнбергского трибунала, и осудил лицемерие папы Пия XII, стремившегося к их помилованию. Св. Лука привёл богословские и нравственные аргументы в статье «Возмездие свершилось» («ЖМП», 1946, № 1, с. 28-29): «По праведному суду Божию тяжелое горе постигло развращённый нацистами германский народ, и страшная казнь - виновников этого развращения».
Международная нацистская сеть не забыла статьи «Возмездие свершилось» и десятилетиями очерняет память св. Луки.
В Крыму затаились немецкие агенты, губившие советское подполье ещё в годы оккупации: «Причины провалов полностью выяснены не были... Иногда нужны годы, чтобы распутать все нити таких предательств». В Симферополе гестапо занимало дом 12 по улице Студенческой. Немцев выбили из города 13 апреля 1944 года. Неизвестные, пользуясь суматохой, проникли в опустевшее здание гестапо и вычеркнули «целые фразы» из предсмертных записей патриотов, указавших на стенах камер, кто их предал (И.А. Козлов. В крымском подполье. М., 1948, с. 353, 357-359).
Прибыв в 1946 году в Симферополь, архиепископ Лука провёл, как он писал в отчёте за 1947 год Патриарху Алексию I (Симанскому), «...генеральную чистку духовенства» (Лисичкин, с. 341). Местный уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви в 1949 год докладывал: «Многие из них (священников. - Н.С.) называют его «деспотом», что он хороший хирург, но плохой архиепископ, так как за малейшее нарушение так называемых канонических правил со священниками он расправляется жестоко: лишает сана, увольняет за штат, переводит из одного прихода в другой и т.п., не считаясь ни с какими их желаниями и оправданиями. Так, за время его нахождения в Крымской епархии с мая 1946 года состав духовенства переменился примерно на 80%» (В. Марущак. Святитель-хирург. М., 2010, с. 239).
Владыка Лука был честным архиепископом. Подобным образом поступал и митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов): «Строгих мер потребовало также очищение рядов духовенства от разного рода самозванцев, занимавших священнические места по назначению немецких комиссаров» (Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947, с. 408).
Владыка Лука опубликовал статью «К миру призвал нас Господь» («ЖМП», 1948, № 1, с. 61-64), резко выступив против планов США подвергнуть СССР ядерным ударам и установить мировое господство. Эти намерения ничем не отличались от гитлеровских. Суть американской пропаганды: «... всякого не по-фашистски мыслящего причисляют к коммунистам». Св. Лука писал: «...у нас (в СССР. - Н.С.) невозможно благословение священников на участие в контрреволюционных или террористических бандах, как это было в Загребе».
Поясню: речь шла о Степинаце, католическом архиепископе Загреба, фашисте-иезуите, осуждённом в Югославии за «благословение» массовых убийств православных сербов в 1941-1945 годах. Американцы тотчас после суда объявили его «жертвой коммунизма» - ведь он был терпим к другим общинам Боснии, Герцеговины, Сербии. Даже в Южной Америке, в Перу, в 1954 году экзальтированные католики маршировали в «защиту» Степинаца - по приказу фашистского диктатора генерала Одриа, связанного с транснациональными корпорациями. В 1998 году папа Иоанн Павел II провозгласил Степинаца «блаженным». Его именем названа крупная улица в Чикаго и католическая семинария Нью-Йорка.
В июле 1948 года последовал пасквиль против св. Луки в парижской газете «Русская мысль». Патриарх Алексий I (Симанский) посоветовал Владыке игнорировать нападки (Лисичкин, с. 355).
«Русскую мысль» основали по указанию масонской ложи «Великий Восток Франции»: «А программу будет, нащупывая настроение в ложах, стряпать старый и опытный, но совершенно беспринципный политический «кок» Маклаков...». «Русская мысль» - «католически инспирированная». В «Великом Востоке Франции» Маклаков имел 33-ю степень масонства. «Я знал, что циан-калий для Распутина был добыт и передан Феликсу Юсупову именно им» (И.А. Ильин. Письма. Мемуары (1939-1954). М., 1999, с. 184-186, 340-341).
В январе 1958 года архиепископ Лука говорил уполномоченному, что так называемые «истинно-православные» грозились и пытались убить его, так как он был женат и якобы безблагодатен. В Ростове они же «... под квартиру епископа подложили бомбу замедленного действия, но благодаря тому, что это было своевременно обнаружено, епископ остался жив» (Лисичкин, с. 374-375).
Предполагаю, что покушение готовилось на митрополита Вениамина (Федченкова), в 1951-1955 годах управлявшего Ростовской епархией. Владыка Вениамин, твёрдый патриот, борец с Ватиканом и фашизмом, переписывался со св. Лукой и гостил у него в Крыму.
Мнимые «истинно-православные» - это «катакомбники». Владыка Лука правильно назвал их невеждами: и в царской России, и при св. Тихоне, Патриархе Всероссийском (+1925), и в Греции и Сербии, вдовые священники постригались в монашество и рукополагались во епископы. «Катакомбники» Ростова знали минно-подрывное дело, - значит, среди них были диверсанты, агенты абвера и гестапо, иезуиты «восточного обряда». К концу 1940-х годов нацистов завербовали разведки НАТО. В Ватикане ставят в «епископы» из безбрачных ксёндзов. Страсть «истинно-православных» к таким «епископам» указывает на папский след.
Итак, Владыку Луку ненавидели на Западе очень многие - от иезуитов до масонов-либералов. Стоит ли удивляться, что ряд церковных лавок не продают и «не ожидают поступления» книг о святителе Луке.
Н. СЕЛИЩЕВ,
член Русского Исторического Общества