
Ударная
фраза белой эмиграции «Мы не в изгнании, мы в послании» в новом веке
требует нового осмысления и наполнения. Или отвержения.
Политическая эмиграция, зародившись в 1917-м, завершилась на излёте ХХ
столетия. Но в тот же миг, на излёте века, началась эмиграция разлома,
эмиграция геополитическая. 25 миллионов русских (и миллионы людей,
относящих себя к русской культуре как к родной), не выходя из своих
квартир, вдруг оказались за пределами общей Родины. Если
соотечественники первой волны эмиграции, покидая Россию, ставшую
враждебной их миропониманию, из среды агрессивной попали в среду пусть и
жёсткую, но не враждебную, а иногда и доброжелательную (как в Сербии),
то эмиграция разлома, эмиграция геополитическая оказалась в среде
враждебной той современной русскости, которая сложилась в сердцах за ХХ
век.
Но к этому мы ещё вернёмся.
1. О Белоруссии - с любовью
Говорят,
красота - страшная сила, но телевидение - сильнее красоты. Оно может
дать такую «картинку», которая представит предмет совершенно в ложном
свете. Вот, например, Минск... Отчего-то сюжеты о Белоруссии на украинском
телевидении (и не только) часто сопровождаются показом лишь Дома
правительства. Это здание, построенное в конструктивистском стиле в
начале 1930-х, «выдернутое из контекста города и помещённое на экран»,
выглядит мрачновато и сурово, храня в своём облике дух эпохи. Если перед
журналистом стояла цель представить Белоруссию как «территорию мрака», -
лучшего не придумать. Другое дело, что истине это мало соответствует.
Стоит видеокамере чуть «отъехать», обнаружится, что правительственная
площадь просторна и приветлива, что украшена она многоструйным фонтаном,
что есть сквер и он зелен и хорош, а люди вокруг - улыбчивы.
2. Наше радио
Так сложилось, что пока я добирался до Минска (24 мая, в день учителей Словенских, святых Кирилла и Мефодия), раза три-четыре к ряду был обречён на каком-то музыкальном FM-канале слушать украинские новости. В выпусках присутствовала белорусская тема. Во всех. Любому покажется странным. О братском государстве обычно у нас помалкивают. Не рассказывать же, что в Белоруссии, в отличие от Украины, вся промышленность работает, пенсии-зарплаты растут, сельское хозяйство - живое, ВПК - развивается. На Украине вспоминают Белоруссию, когда там «цветная оппозиция» себя как-то проявит. Иные поводы не интересны. А тут - каждый час!.. Что же там? Из сообщений следовало, что в Белоруссии случился какой-то невиданной силы финансово-экономический кризис, что валюты в обменниках нет, на заправках бензина нет, а в магазинах всё подчистую выметено, уж и спички кончаются... Назойливость диктора весёлого канала наводила на мысль, что против Белоруссии осуществляется некая информационная акция, что, как говорят журналисты в таких случаях, «батьку мочат». Диктор повторял и повторял, будто в потрясении, словно ни с чем подобным, живя на Украине, он никогда не сталкивался.
В день приезда, обменяв деньги (в гостинице принимают украинские гривны и ещё с полтора десятка валют), выяснив, что доллар за сутки провалился раза в полтора (экая невидаль!), мы с товарищем заглянули в магазин. Всё завалено и заставлено всевозможным товаром. Всё «как везде» - хоть в Киеве, хоть в Париже, хоть в Одессе. Возможно, лишь дешевле, чем «везде». Поэтому и покупают более чем обычно, но товары не кончаются... Вскоре оказалось - на лекарства цены в аптеках вполне доступные; общественный транспорт вдвое дешевле, чем на Украине; стоимость такси - такая же. Ну и бензин - совсем не дефицит, тем более спички. На Украине в иные годы подобное «обрушение доллара» трактовали как явление полезное для отечественного производителя. Вот и мы с товарищем поддержали белорусского производителя, книг хороших купив, а в качестве сувениров для близких взяли перед отъездом «Бальзам белорусский» (рекомендован знатоками) и настойку с красивым названием «Бацькова» (добротная штука).
3. Комары
Среди приехавших на Конференцию российских соотечественников отношение к Белоруссии - отменное. Это проявилось даже в шутливом диалоге коллег из Западной Украины: - О, в Минске уже комары появились! - Ничего, для белорусских комаров и крови не жалко.
Кто-то скажет, что со стороны всё иначе выглядит. Мол, вот пожил бы - в «социализме с Лукашенковским лицом», иначе б запел. Спорить смысла нет с теми, кто не жил в «кравчуко-кучмо-ющенковском капитализме с античеловеческим лицом». Со стороны, из Белоруссии, возможно, смотрелось интересно. Но изнутри - в иные годы - жизнь воспринималось как жизнь внутри взрыва. Основная претензия у белорусской интеллигенции (с кем общался), «свободы нет». Вот, мол, побили митингующих, в кутузку посадили. Наивные! Кто-то думает, что за участие в несанкционированной акции в США, или даже в таком оплоте капитализма и демократии, как Грузия, кого-то по головке гладят? Дубиной в череп! Не спорьте, разгон белорусских буянов - это как раз в лучших демократических традициях.
4. Соотечественники - кто такие?
Нас, участников и гостей конференции, возили на экскурсию в глухие партизанские леса. Повсюду память о войне. Вот и я неспешным текстом завёл вас в глушь. Отсюда, с партизанской площадки, и перейдём к заявленной теме. Название Минской встречи: «Региональная конференция российских соотечественников Белоруссии, Молдавии и Украины». Большинство участников, и это понятно, - руководители общественных организаций.
Понятие «российские соотечественники» - расплывчатое, но выстраданное. Кто-то остро воспринимает нынешние государства проживания как обломки Русской земли; кто-то не остро. Или вообще как должное. Некоторые занимаются программой по переселению на территорию современной России, воплощая идею националистов «чемодан-вокзал-РФ». Другие не сомневаются, что рано или поздно всё наладился, как бывало и прежде не раз; иных вообще всё устраивает.
Двадцать лет жизни в разломе для соотечественников были, мягко выражаясь, «разные». Люди искали свою нишу, некоторые находили. Иные ассимилировались: война на уничтожение фундаментальных знаний русского языка (в вузах и школах), промывка мозгов и внушение чувства «неправоты и вины» (на бытовом уровне) делали своё дело. Но по большому счёту - только диву даёшься, когда видишь мощь русского языка и его неохватную огромность. С краёв грызут, а до серёдки - как немцам в 41-м до Урала, - зубы сточатся. На Украине даже и те предпочитают читать на русском, кто был крепко подсажен на оранжевую иглу, впрочем, читают они в основном пока всё те же оранжевые газеты. Но, как говорится, лиха беда начало.
5. Общий знаменатель
Что становилось основой, общим знаменателем, если употребить математический термин, для воссоединения русских земель в прежние времена? Что становилось единым воздухом для наших пространств, пригодным и желанным для всех, для многих, для большинства?
Изначально и это несомненно - Православие, вера православных христиан, тот воздух, что спасает души для жизни вечной со Христом. Лишь в этом и был смысл православного царства и православной империи - облагоприятить народу путь ко Христу. Огромные пространства, распростёртые меж трёх океанов, соединились звоном колоколов. В христолюбивом Русском доме наших предков и другие народы, верующие иначе, были обречены на комфортное самочувствие (в отличие, скажем, от Северной Америки, где идея счастливого личного обогащения, загнала под земляной холм 10 миллионов индейцев).
Общим знаменателем в Русском ХХ веке для наших пространств стала утопическая идея построения идеального общества - коммунизма, рая без Бога; идея, отвергающая Православие, отрубающая его корни. ХХ век вырастил в безбожии несколько поколений людей и в своём атеистическом раже, как алмазным резцом, начертал границы - будущие разломные линии. Воздух коммунизма выветрился, общий знаменатель рассыпался на региональные; границы остались, случился разлом. Вражеские усилия здесь особо примечать не станем, ибо в 1941-м эти усилия были не менее мощны. Русские оказались в новом рассеянии. Причём и те, кто остался на территории РФ, кажется, не в меньшей степени. Другое дело, все ли это понимают. Нынешний вопрос - как глубоко произошло повреждение корней исторической Руси мясорубными ножами, имевшие начертание века - «ХХ»?
6. Мы на гибельной тропе В лихую годину часть Руси оказалась под властью Золотой орды и стала именоваться в документах Византии Великой Русью (Макра Росиа). Часть - в составе Великого княжества Литовского, и стала именоваться Малой Русью (Микра Росиа, по примеру названий «Малая Греция», «Малая Македония», что подразумевало первоначальность). Белая Русь некоторое время сохраняла независимость и от ханов, и от литовских князей; отсюда и название - чистая, свободная, белая. Существуют ли теперь идеи, способные в новых условиях мобилизовать силы для обретения общего знаменателя для наших вновь расколовшихся, гибнущих пространств?..
То что гибнущих - не должно вызывать сомнений даже и при взгляде на устойчиво-бодрую телевизионную картинку. Известно с библейских времён - не устоит царство, разделившись. Не живёт страна, разделённой на государства, в лучшем случае, как может, выживает.
Про Украину пишут, ссылаясь на данные ООН, - численность населения к 2015 году сократится на 20%. Это значит (считая уже от 46 миллионов) - более чем на 9 миллионов. В России - на 11 миллионов. Число жителей Украины за последний год реально уменьшилось на 180 тысяч. России - почти на 250 тысяч, но это число, как показывает статистика, «компенсируется» в РФ тем же количеством мигрантов. И на Белой Руси в последние годы началось заметное сокращение численности населения. В 2008-2009 годы число коренных жителей уменьшилась на 190 тысяч; теперь ежемесячно людей умирает больше, чем рождается: на 2 и более тысяч...
Причины - каждый может увидеть в некоторых открытых источниках. Поражает число убийств, самоубийств, пропавших без вести, жертв аварий и социальных болезней. Если б кто-то вёл тайную войну на истребление - тоньше и не придумать...
7. Чужие успехи Своей цели - объединить Германию - глава Прусского правительства Отто фон Бисмарк и прусский король Вильгельм I добились за 9 лет. В 1871 году, 140 лет назад, Бисмарк провозгласил создание Второго рейха, и Вильгельм I принял титул императора Германии. Их государство во всех смыслах в ту пору выглядело лоскутным одеялом. И поныне немецкие анекдоты строятся на фиксации ментальных различий прусаков, швабов, баварцев... Здесь вспомним, что ныне, наряду с общим немецким языком, в Германии официально признаны и языки национальных меньшинств - датский, фризский, лужицкий; региональным, признанным ЕС, является нижнесаксонский язык (нижненемецкий). Ныне, как и встарь, государство немцев, объединенное вновь после разгрома 1945 года, является одним из мощнейших в мире.
Небезынтересен, конечно, и опыт Италии. 150-лет назад, в 1861 году, Сардинское королевство, наиболее экономически крепкое, кристаллизовало вокруг своей провинции Пьемонт (со столицей в Турине) разобщённые итальянские земли. Премьер-министр Камилло Кавур (который, идя к цели, однажды от отчаяния был готов покончить жизнь самоубийством) и сардинский король-воин, принявший в 1861 году титул короля Италии под именем Виктор-Эммануил II, добились своего - Италия объединилась. Не беда, что воссозданное государство не имело не только единого законодательства и денежной системы, но и единой системы мер и весов. Не стало большим препятствием и то, что жители различных провинций юга и севера, говорившие на разных диалектах, попросту порой не понимали друг друга...
Понимание было в другом: врозь - долгое и унизительное истекание кровью на задворках Европы. В ХXI веке численность населения Италии растёт со скоростью «плюс 200-300 тысяч» в год. Впрочем, не будем завидовать европейскому «счастью», военные события ХXI века пророчат, что Европу поджидают печальные события.
8. Их цель Но что же у нас на Руси?
Кто-то скажет, что у нас процесс зашёл слишком глубоко. Действительно, глубоко. Когда-то Богдан Хмельницкий говорил, что враги наши желают, чтобы и само имя русское не поминалось в земле нашей. К этому пришло. Отчего же Богдан Хмельницкий был русским, а его потомки - стали не русскими?.. Мы видим, как само слово иные готовы взять под запрет, как шарахаются от имени «русский», как в слове «Малороссия» слышат оскорбление... Почему? Поработали специалисты. Можно ли этому противостоять? Если жить захотим - конечно.
Николай Иванович Ульянов (1904-1985) в своём выдающемся историческом труде «Происхождение украинского сепаратизма» писал об «интимной» тайне украинского сепаратизма - его искусственности. Он показал и мнение зарубежных авторов, которые признавали это явление «авантюрой, заговором кучки маньяков». «Не будучи народен, - пишет историк, - он (сепаратизм - авт.) шёл не на гребне волны массового движения, а путём интриг и союза со всеми антидемократическими силами, будь то русский большевизм или австро-польский либо германский нацизмы. Радикальная русская интеллигенция никогда не желала замечать этой его реакционности...» Украинский сепаратизм - «средство для расчленения России». Ну а цель расчленения - мы видим - убийство Руси, освобождение территорий для новых хозяев, несказанно далёких от веры православных христиан.
9. Процесс - длится
Кто-то решит, что мы уже и о конференции в Белоруссии забыли? Ничуть. На всех стойках приёма гостей (не хочется употреблять слово «ресепшен») гостиницы «Минск» разложены политические карты мира. Изготовлены они, как говорят, в Германии. На всех картах территория России до и после Урала окрашена почему-то в разные цвета, как будто это разные государства. Впрочем, слова «Сибирия» там нет. Хотя в других местах - и именно как наименование государства - встречать доводилось. Разрушительные процессы запущены и длятся.
Верующему человеку очевидно: без Православия не интересна Богу Русь. Так устроены наши пространства. Возразят: насильно верить не заставишь, вера - дело личное. Оказывается, нет, не личное. Судьба пространств наших и потомков наших в нашем христолюбии. Пока человек, соотечественник, считающий себя любящим историческую Русь, где бы ни был, утром встав, не осенит себя крестом, всё и впредь будет у нас рассыпаться, как снежный сугроб на ураганном ветру. Оттого и направлены вражьи усилия на церковное единство и на русский язык, что чувствуют: концепция «Русский мир - Святая Русь», выдвинутая патриархом Кириллом как раз и есть тот общий знаменатель, который в любви может соединить расколотые пространства.
Крепостные
стены современного Русского мира, на которые атака за атакой, - русский
язык, единая православная церковь и свободная бронебойная русская
мысль, разрушающая ложь в информационном пространстве. Всюду натиск,
всюду нам ущерб. Наиболее повреждён, представляется, информационный
фронт. Здесь, на партизанской поляне, о восстановлении этой линии фронта
пока только мечтать и приходится...
http://odnarodyna.com.ua/articles/6/1969.html