«Петрунинские кукляшата»: так тепло, так по-русски!

Новости Москвы 
0
556
Время на чтение 7 минут
post thumbnail

Воистину не бывает в искусстве жанров плохих или хороших, значительных или пустяковых - все дело в свете, который нам дарит художник. Суть дела - в любви. Если ее нет, то ничто не имеет значения - ни размах деяний, ни уровень профессионализма.

Оказывается, можно не воздымать грандиозных бронзовых творений подобно монструозному памятнику Петру Великому в центре Москвы, а достигать проникновенных высот на очень маленьком пространстве.

Валентина Петрунина лепит свои фигурки «малых форм» (она называет их «мои куклы») из теста, с одними ей известными добавками, размером примерно от 7 до 18 сантиметров. На наш взгляд, мастерица создала прямо-таки галерею русских национальных характеров, словно простирая свою сердечную приязнь из наших дней в прошлое Руси, в ее широкие раздолья. Вот такое происходит слепление - соленым тестом - нас, сегодняшних, с нашими корнями, с тем, что делает нас русскими.

Всякий раз, когда сталкиваешься со столь ярким феноменом, останавливаешься, словно ошарашенный: ну откуда, как и почему земля, космос открываются нам с такой силой именно в этом человеке, где гнездится этот дар? Нет ответа. Но, конечно же, нас распирает любопытство: кто же этот человек, что его окружает в жизни, где он возрос, что он любит? В результате знакомства тайна, может, и приоткроется в какой-то мере.

Валентина Петрунина - из семьи учительской. Родилась в селе Богоявленском (ныне Долгово) Пензенской области, где и жила до 4-го класса школы, потом - на левом берегу Дона, в Батайске, закончила архитектурный факультет инженерно-строительного института в Ростове-на-Дону. После защиты диплома работала на Соловках («Роднее этого места для меня нет», - говорит Валентина), там она и теперь старается бывать чуть ли не каждый год, там же вышла замуж. В 1986 г. переехала в Москву, тогда же и стала пробовать лепить из теста. Для заработка, чтобы помочь своей семье. Продолжает создавать фигурки по сей день, правда, уверяет, что не так много, как прежде.

В конце 1990-х волной прокатился журналистский интерес к творчеству В. Петруниной, были публикации в журналах, сюжеты на ТВ, однако ни конструктивного делового развития, ни положительных эмоций это автору не принесло. Архитектуру Валя выбрала после школы, потому что умела рисовать. Мечтала иллюстрировать детские книжки, но для этого учиться нужно было в Москве, а в Ростове подходящего вуза не было.

Валентина иногда совершает паломнические поездки по православным местам. То по Подмосковью, то в Дивеево. «Много где бывала, а главное - у Гроба Господня в Иерусалиме удалось побывать чудесным образом», - делится она. А в Великий пост 2009 г. отправилась с подругами далеченько - в Верхотурье, на поклон ко святому праведному Симеону Верхотурскому (1607-1642), небесному покровителю уральской земли. Валентина вздыхает: «Этот край еще не испорчен новшествами пластиковой цивилизации, и весь городок - практически одноэтажный и деревянный, чудесный! Правда, народ местный в церковь почти не ходит, на службах было по 10-15 человек, храмы огромные, красивые, тихие, там даже «Верую» поют шепотом; это зимой, летом, говорят, уже паломники приезжают».

Всматриваясь в лица «петрунинских человечков», дивишься: автор создал целую поэму о русском человеке или цикл лирических малых скульптурных новелл. Немыслимо, как можно в таком материале добиваться такого психологизма и лиризма! В самом деле, каждая куколка у Петруниной - со своим характером и светится изнутри, и все это - русское, узнаваемое и родное до слез.

«Валентина, все ваши работы - настоящие шедевры мирового искусства!» - потрясенно восклицает кто-то в интернет-комментариях, ахнув, как и мы. Охотно согласимся. И не потому, что работы В. Петруниной обитают и в Историческом музее, и в художественных салонах. Наша современница всякий раз дает своим скульптурным персонажам новое приращение - «лица необщее выраженье». Эти «кукляшата» - словно персонажи произведений великой русской литературы, неслучайно названной Т. Манном святой.

Автор зовет их иногда очень поэтично, песенно, изобретательно, а иногда просто. Всмотришься, а за каждым ликом - если и не судьба, то точно ухваченное эмоциональное состояние. «Уж ты, Ванькя кудряватый, холост, не жанатый» - подписана одна из работ. Тут-то и вспомнишь, что художница очень любит не только слушать, но и распевать казачьи песни.

А вот тверская девушка в кокошнике - задумчиво платочек к щечке притулила, знать, мил-дружка вспомнила или просто приулыбнулась.

Своих куколок Валентина Петрунина делает вручную, и, хотя иногда и по две красавицы в день нарождается в руках мастерицы, понятно, что много их не произведешь. Да и не надо, считает художник, плохо, когда они появляются всюду.

Мастер-классов Валентина не проводит. На вопрос о недолговечности материала, в котором создает своих подопечных, отвечает строго: «Все зависит от того, как хранить. Если знать, каким лаком покрыть, если не бросать в ванну и не выставлять на мороз, они сохраняются прекрасно. У меня есть куклы, которым больше 15 лет, в отличном состоянии. На выставке восточных искусств я видела сценки из жизни, кажется, японские, выполненные из такого же материала, так им более 2000 лет, правда, они все были под стеклянным колпаком».

В общем, и эти «кукляшата» - тоже «вечные ценности». Как пел наш известный бард о труде музыканта - «из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, из какой-то там фантазии, которой он служил...». «Из муки, соли и воды!» - улыбается создательница своего неповторимого мира Валентина Петрунина. «Из соленого теста?» - не унимаются обомлевшие зрители. «Можно и из сладкого, с добавлением пищевых красителей, правда, немного проще получаются, зато съедобные. Это все слеплено, но можно и одевать в ткань, дело вкуса».

Похоже на глину, но не глина. Тесто легко расписывать, уверяет мастер, особенно если акварелью, - «затеки» по соли придают естественность и фактурность, по глине так не получается.

Люди смотрят на эти персонажи, находят среди них то портреты своих близких, то припоминают какие-то свои состояния, и слова рождаются самые нежные, идущие из сокровенных глубин.

Кто-то восклицает: «Ой... а это... я». И получает ответ автора: «Они живут сами по себе, и на кого хотят, на того и похожи, а я только посредник... Но - всё по настроению! Помните песенку: «если кукла выйдет плохо, назову ее дурёха...»? Все говорят: на детей моих похожи (правда, дети уже выросли)».

Спрашивают:

- Валентина, в связи с чем приходит желание создать тот или иной образ?

- Да по-разному. Иногда задумаешь что-то определенное, а выйдет совсем другое, и уже вписываешь в то, что образовалось... Иногда попадаешь, куда хотел, в нужный образ, а краски и костюм продумываешь заранее. Да и то не всегда, садишься порой, а голова не работает - руки сами что-то делают...

- Да уж, все куклы с характером... Вы просто мастер своего дела!

- От меня мало зависит... Каждый кусочек теста диктует свое, а я только помогаю!

Не знаю, как кого, меня особенно потрясла своим внутренним состоянием девчушка (романтичная особа!) в работе «По грибы». Возможно, потому, что я ее увидел первой.

Но и не она одна. И героиня сказки «Морозко» («Тепло ль тебе, девица?»), что со снегирьком, и мальчишка с лыжами, и мальчонка с вербою, и вот эта девчушка, и эта, и та, и вон та... Птички-синички-снегирята, посаженные то на шапку, то на рукав человечку, удивительно помогают раскрыть и характер персонажа, и дорассказать нам о его авторе.

Дорого яичко ко Христову дню! Целый ряд «петрунинских кукляшат» появился на свет к русским праздникам. Вот и дамочка, почти кустодиевская, держит на подносике куличи, а вот и девушки с пасхальными яичками. Одна из работ называется «На полку». Не все помнят, что всегда следует оставлять освященное в церкви пасхальное яйцо и хранить на полке или в шкафу (оно ведь не портится), а в случае пожара, как учили наши бабушки, его надо бросить в полымя, и пожар угаснет.

Тончайшие подробности, детали прорабатывает автор и в одеждах своих персонажей. Достоверными оказываются и фактура тканей с поразительными узорами, и прически, и калошки на валеночках, и простенький платочек, поддетый под теплый зимний, и светящиеся огурчики (в работе «Не хотите солененьких?»), и блинчики в руках у парнишки, и варенички и всё-всё-всё. А уж как автор достигает психологических глубин, поставив на лице героя несколько точечек (глазки-бровки-губки-румянец), уж и вовсе непостижимо! «Я была осчастливлена держанием их в руках! - говорит подруга Валентины. - Их потом никак не хочется из рук выпускать! Ощущения - ребеночьи. Смотришь на них, и в голове рождается какая-нибудь маленькая история. Такая уютная-уютная! Потому что они все очень уютные».

«Монах с иконой» в ветхих и мокрых одеждах укрывает святыню от дождя под полой. Холодно, ветер. «Сельский батюшка» держит Образ Богородицы Владимирской, а не какой иной, а девушка, идущая «Крестным ходом», сняв белы варежки, несет икону Христа Спасителя и поет. Должно быть, повсеместную песню крестоходов: «Го-осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми-илуй нас!».

Человек, создающий такую светящуюся красоту, должно быть, в эти минуты-часы сам преображается, и лицо его ближние не узнают. Просто в эти мгновения он отчетливо воплощает заповеданное: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Матфей 18:3)». Важно: быть, как дети. Это не значит быть инфантильным, но означает, что нужно сохранять в себе первозданный свет. Как тот игравший мальчик (впоследствии ставший святым), которого спросили, а что бы он делал, если бы завтра приблизился конец Света. Мальчик ответил: «Я продолжал бы играть».

Какая красота, Валентина, прямо душу греет и в сердце радостью отзывается! Правильно говорится, что Бог проявляется через людей в их творениях. Так и из глаз ваших «деток» видны глаза Бога!

Аминь.

http://rusedin.ru/2011/05/21/petruninskie-kuklyashata-tak-teplo-tak-po-russki/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ульяна Дроздова
Николай Ге: «Христос умер за меня»
К 190-летию русского живописца
02.03.2021
В поисках «волшебного слова»
К 125-летию со дня рождения писателя Виталия Бианки
12.02.2019
Все статьи Ульяна Дроздова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11