«Православные монастыри пребудут до скончания века, несмотря на все гонения на них...»

0
515
Время на чтение 5 минут

Фраза эта - из книги «История Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Саратове», написанной настоятелем монастыря епископом Петровским Дамианом (Говоровым) и изданной в Саратове в трагическом 1918 году. Благодаря автору мы можем увидеть прошлое этого святого места.

...Стоящий за городской чертой, на возвышенной местности у подножия Алтынной (Лысой) горы, век назад саратовский Спасо-Преображенский монастырь с величественным соборным храмом был виден издалека. Примечательно, что первоначально монастырь находился совсем в другом месте - там, где Соколовая гора спускается к Глебучеву оврагу. Основанный в восьмидесятых годах XVII века, в 1811 году он был уничтожен пожаром. Новое строительство было начато в 1814 году на землях, отведенных под монастырь городскими властями, и закончено к началу 20-х годов XIX века. При этом незадолго до его окончания городские власти практически утроили количество переданной монастырю земли, отдав в том числе и прекрасные лесные угодья. В мае 1922 года Архиерейским чином было совершено освящение главного храма обители - собора в честь Преображения Господня.

Величественный Спасо-Преображенский собор, построенный в византийском стиле, был одним из самых больших в Саратове. Он был увенчан пятью куполами; торжественный вид строению придавали фронтоны и колонны. Помимо главного престола, в соборе имелись два придела - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного князя Александра Невского. Внутри собор был прекрасно расписан - в том числе орнаментами с изречениями из Священного Писания и молитвословий. В монастырских записях хранилось свидетельство о том, что «саратовский помещик надворный советник Устинов из своего усердия для славы Божией поднялся собственным коштом написать 44 иконы в трех иконостасах и святых евангелистов под средним куполом храма». Одновременно с собором был построен храм во имя святых великомученика Димитрия и великомученицы Екатерины с приделом во имя святой мученицы Параскевы, где богослужения совершались в зимнее время.

Для братии монастыря были возведены два больших каменных двухэтажных корпуса, оштукатуренные и снаружи, и внутри и покрытые листовым железом. Каждый корпус имел два входа - парадный и черный, оба с каменными лестницами. В первом корпусе было 16 комнат для братии, на втором этаже - покои настоятеля, канцелярия и кухня; парадная лестница в этом корпусе была «из белого камня». Во втором корпусе тоже было 16 комнат - только уже на верхнем этаже; на нижнем же располагались 10 комнат, большая братская трапезная, расписанная масляными красками, и школьное помещение. На территории монастыря имелись также «людская изба» и добротные хозяйственные постройки - погреба, амбары, каретные сараи; на излете зимы монахи набивали снегом монастырские ледники, которые в течение почти всего знойного саратовского лета исправно сохраняли свежесть провизии, необходимой для пропитания братии, воспитанников детского приюта и многочисленных богомольцев. Примечательно, что почти четверть необходимой на постройку монастыря суммы была предоставлена по распоряжению саратовского губернатора Алексея Давыдовича Панчулидзева.

В начале XX века на территории монастыря была построена пятиэтажная колокольня со шпилем. Она была возведена на пожертвования потомственных почетных граждан Саратова - братьев Иоакима Александровича и Петра Александровича Никитиных, которых мы знаем как основателей первого стационарного российского цирка. Земля под колокольню была отведена постановлением Cаратовской городской думы в 1903 году; проект выполнял Петр Митрофанович Зыбин - известный саратовский архитектор (автор проекта здания храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове). Летом 1903 года, после Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе, которую совершил епископ Гермоген (Долганев), состоялась закладка колокольни. А ровно через год будущий новомученик и исповедник Российский Гермоген в новопостроенной колокольне совершил освящение храма во имя святой мученицы Иулиании (в память супруги жертвователя) и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Под храмом (он располагался в нижнем этаже колокольни) была устроена усыпальница Иоакима и Иулиании Никитиных. Иоаким Никитин умер в начале 1917 года. Через полгода со дня его кончины в верхнем этаже колокольни был освящен храм во имя праведных Иоакима и Анны.

Кроме церкви-колокольни (за которую ее создатели были удостоены ордена Святой Анны 3-й степени) на территории монастыря в начале XX века были построены еще два храма. При монастырских приюте и школе в 1907 году «усердием иеромонаха Иоасафа и при помощи благодетелей» была устроена и в 1908 году освящена епископом Гермогеном (Долганевым) деревянная церковь. А в 1912 году на территории монастыря был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». «Раньше здесь была часовня, устроенная вместе с монастырем. Здесь схимонах Парфений, отличавшийся духовной жизнью, молился 40 лет, перебирая четками. Проезжающие останавливались, ставили свечи перед иконой Знамения и пили воду из источника, который был в самой часовне»,- читаем мы в книге епископа Дамиана.

Напротив входа в Спасо-Преображенский собор располагалось монастырское кладбище. От остальной монастырской территории оно было отделено оградой - где каменной, где деревянной. Около самого собора был похоронен основатель обители архимандрит Савва, отошедший ко Господу в 1824 году. На кладбище Спасо-Преображенского монастыря (которое считалось лучшим в Саратове) покоились многие известные саратовцы, в их числе - представители родов Столыпиных и Устиновых (среди них - саратовский купец Михаил Андрианович Устинов и герой Отечественной войны 1812 года Афанасий Алексеевич Столыпин, внучатым племянником которому приходился великий русский поэт М.Ю. Лермонтов), видные общественные и государственные деятели, духовенство Саратова, преподаватели Духовной семинарии, братия монастыря.

Разорение обители началось в первые же месяцы после государственного переворота. За недостатком средств уже в сентябре 1917 года был закрыт монастырский приют для мальчиков. В начале мая 1918 года новая власть реквизировала весь хозяйственный инвентарь, в том числе земледельческие орудия. Монахи в тот год успели засеять только три десятины ржи (монастырю принадлежали пахотные земли, дача на Увеке, сенокосные участки на Курдюмском и Чардымском займищах), а когда она созрела - им не позволили убрать ее; не дали воспользоваться представители новой власти ни сенокосом, ни лесом - хотя все причитающиеся за это налоги монастырем были вовремя внесены. В конце мая того же года был разграблен алтарь соборного храма... Попыткой сохранить монастырь стало учреждение в 1918 году Братства при Спасо-Преображенском монастыре. Согласно Уставу Братства, в которое вошли братия монастыря и миряне-богомольцы, деятельность должна была вестись духовно-просветительская...

Что произошло дальше - мы с вами знаем. В начале 30-х годов XX века монастырь был разрушен. От величественного собора не осталось ни следа: сегодня практически невозможно даже указать точное место, где он когда-то возвышался. В это же время была взорвана колокольня, причем момент взрыва с поистине садистским удовольствием новая власть зафиксировала на фотопленке. В застойные советские годы на плацу, над закатанными в асфальт могилами, маршировали курсанты военного училища...

...Автор брошюры, выпущенной Издательством Братства Спасо-Преображенского монастыря, об этом не узнал: на его календаре был 1918 год. Жизнь рушилась, но монастырь еще стоял. «Отношение верующих к монастырю особенно ясно выражается в праздновании храмового праздника Преображения Господня,- писал настоятель разрушаемой обители.- К этому дню собираются десятки тысяч народа, сходятся крестным ходом с приходов градских; молящимися наполняется вся монастырская площадь». Мы верим: придет время, и монастырская площадь снова заполнится десятками тысяч верующих. «Православные монастыри пребудут до скончания века, несмотря на все гонения на них..»

Подготовила Маргарита Крючкова
Фото из архива редакции

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56791&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Маргарита Крючкова
Все статьи Маргарита Крючкова
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35