«Хочется все же надеяться...»

Новости Москвы 
0
439
Время на чтение 7 минут

Прошлой саратовской зимой, с ее нечищеными тротуарами и т.п., кто-то из знакомых в сердцах произнес: «Наверное, даже во время Гражданской войны дворники работали!» А я задумалась: работали или нет? Конечно, мы все учили историю: революция, крушение империи, первые годы советской власти... Но много ли мы знаем о том, как жили не «народные массы», а люди - обычные люди - в родном Саратове в далекие годы?

«Город свои дома и улицы не чистит. Получается какой-то невероятный кавардак». Строки эти были написаны в Саратове в 1919 году. Перед нами - страницы честного, как отражение в зеркале, документа первого послереволюционного российского десятилетия - дневник саратовца, три тонкие тетрадки убористым почерком. Они были обнаружены среди архивных документов и подготовлены к публикации писателем-краеведом Юлием Вениаминовичем Песиковым. Автор дневника - обычный среднестатистический горожанин. Юрист, сотрудник госучреждения. Возможно, на работу вы ходите той же улицей, что и он. Кстати, об улицах: увы. Кроме «на улицах крайне грязно и антисанитарно, в воздухе ядовитые испарения нечистот», «город превратился в какую-то клоаку» и т.п. ничего иного по данному поводу обнаружить не удалось. Впрочем, пыль и грязь на саратовских улицах были не самой страшной бедой этих лет...

Первая запись в дневнике сделана зимой 1918 года. «20 января. Время-то такое, что и сам не знаешь, что тебя ожидает даже в очень близком будущем». Через два месяца - продолжение темы. «7 марта. В Саратове эксцессы с фронтовиками. По вечерам опять раздается стрельба». «16 марта. 12-го числа, в праздник революции, в Саратове была провокаторская стрельба, в результате есть убитые. Я попал в самое жаркое место на углу Немецкой и Вольской. По Крытому рынку был дан оружейный выстрел».

«22 мая. 16-18 мая у нас в Саратове было выступление контрреволюции против Советской власти, сопровождавшееся пушечной пальбой по всему городу, от которой пострадали некоторые дома и Дом Советов. Благодаря помощи извне бунт ликвидирован, мятежники наказаны. Как оказалось, в бунте принимали участие (некоторые) части Красной Армии. Теперь спокойно, но в городе военное положение».

Удивимся, что в антисоветском мятеже участвовали красноармейцы. Нас-то в школе учили, что «красные» - это «красные», а «белые» - это «белые». В том, что жизнь - порой «процесс нелинейный», мы сможем еще не раз убедиться, читая этот дневник. Вот, например, запись 1920 года: «30 мая. Троица. Сегодня на новый собор подняли новый колокол в 855 пудов, отлитый в 1914 году на московском заводе братьев Смагиных. Поднятие обошлось благополучно». Новый собор - это Александро-Невский кафедральный собор в Саратове. Удивительно, конечно, читать такое - ведь идет борьба с религией и духовенством. 11 октября 1919 года автор, например, заносит в дневник: «Опять красный террор. Расстреляны <...> священники Шанский, Махровский и другие. Ужасно!». А тут - на колокольню кафедрального собора поднимают новый колокол. Впрочем, власть не надолго отложила устранение этой «недоработки»: Александро-Невский собор был разрушен (на его месте сегодня стадион «Динамо»). «Религии, и в частности, христианству, объявлена война «насмерть». Таковы времена <...> Ударились в антирелигиозную пропаганду, такую глупую, ребяческую. Она успеха не имеет»,- пишет автор в дневнике.

«1923 год. 6 января. Рождественский сочельник. Несмотря на яростную газетную травлю религии, сегодня все церкви полны молящимися». Судя по дневниковым записям, «полны народом» саратовские церкви были не только в начале, но и в конце двадцатых годов. Запись 1926 года: «21 ноября. Сегодня день Архангела Михаила. Вчера на всенощной была масса народу. Служили оба архиерея - Досифей и Андрей. Хор был усилен». Но безбожная власть курс на искоренение религии держала неуклонно. «1930 год. 6 февраля. Горсовет опубликовал постановление о запрещении колокольного звона. Факт большой исторической важности. При царях колокольный звон был запрещен у старообрядцев. Итак, отзвенели русские колокола. Они не сделали мягче сердце человека». Осенью того же года автор запишет: «Снимают главки с церкви - со старого Михаила Архангела (эта церковь стояла на месте нынешнего сквера Первой учительницы - Авт.)», еще через год - «Продолжается снятие колоколов с церквей».

Продолжается после революции и разруха в городе, усиливается голод, и все это - на фоне страха перед завтрашним днем, иллюзий и разочарований. «1919 год. 15 января. Злободневный вопрос - по-прежнему продовольствие. Питаемся хлебом, картошкой, отчасти селедкой. Ничего другого нет». «13 августа. У нас большевизм сильно хромает. Тирания одной партии. Население страдает из-за отсутствия самых элементарных продуктов. С наступлением осени за неимением керосина мы вечерами погружаемся в какую-то ужасную тьму <...>

«1920 год. 1 августа. Вчера я был свидетелем грандиозного пожара в Саратове, от которого были уничтожены целые кварталы северной части «гор». Зрелище с высокой горы было страшное. Погибли люди. Сгорели учреждения, школы, сгорело много имущества, столь ценного в настоящее время. Сегодня целый день по городу развозят имущество погорельцев. Главная причина этого бедствия лежит в общей нашей разрухе, расстройстве пожарных обозов, падении дисциплины среди пожарных и т.д.». «8 ноября. Советская власть входит в четвертый год своего существования. Это факт чрезвычайной важности, который уже нельзя вычеркнуть из истории. Но идея мертва! Вместо всеобщего процветания - во всем большая разруха. То, что обещал социализм, в действительности не осуществляется. Бедные и богатые остались. Все то, чем была черна прошлая жизнь - кумовство, прислужничество, осталось. Теперь высоко держит голову только то, что раньше мелко плавало».

«1921 год. 10 февраля. Живешь просто, чтобы жить и не умереть с голоду. Теперь без пайка жить немыслимо. Не хватает никакого жалованья. Каравай хлеба - 7-8 тысяч, а месячный оклад вроде этого». «10 марта. У нас в Саратове были бурные собрания железнодорожников, теперь успокоились. Арестовано много горожан - представителей «старого мира». «9 июня. Из-за отсутствия дождей нашей Саратовской губернии грозит страшный неурожай. К этой беде присоединяется начинающаяся холера». «25 июня. На фоне дня - холера. В день заболевает до 150 человек. Становится жутко». «1 июля. Холера продолжает косить людей. До сего дня умерло до 2000 человек. В Саратове самый настоящий голод. Хлеба не выдают, а в продаже он стоит 5 000 рублей за фунт. А я за май получил всего 9 300 рублей жалованья. Жизнь понемногу воскресает: открыт Крытый рынок, торгуют базары, лавочки, пирожные. Режим как будто стал мягче. Просыпается кооперация. Это, безусловно, «всерьез и надолго». «14 августа. Власть идет на громадные шаги назад. Восстанавливаются денежное хозяйство, налоги, аренды, всякого рода платы, кассы. Разрешено продавать и покупать ненационализированные дома. Словом, жизнь выравнивается, а революция угасает». «22 августа. Бывшие мастера Филиппова открывают кондитерскую. Это хорошо. Понемногу население переходит к новому порядку. Можно над прошлым поставить крест». «4 сентября. Восстанавливается плата за почтовые услуги, воду, газ, электричество и т.д. Словом, на всех парах - к старым берегам. Повсюду открыты кооперативные лавки всех названий. Торгуют на базарах. Ходит трамвай (но 1 000 рублей за билет), пока только по Московской улице. Но все же жизни не чувствуется. Город почти мертв, особенно по вечерам. На Волге пусто, безжизненно. В Саратове аресты, в Москве ликвидирован Комитет помощи голодающим. На улице много голодных. С впалыми щеками, желтыми лицами. Дети лежат на тротуарах и плачут».

«1922 год. 6 января. В Саратов пришло 30 вагонов муки - дар Папы Римского» «15 февраля. Голод делает свое дело: по сообщениям газет, смертность, особенно за Волгой, ужасающая. Церкви отдают часть своих драгоценностей для закупки хлеба». «2 марта. Проходит еще одна зима: тяжелая, голодная. За Волгой людоедство. У нас пока хлеб 45 000 рублей 1 фунт. Из церкви отбирают золото и серебро. Для каких целей - неизвестно».

«1923 год. 5 июля. Меня сократили. В последнем разговоре я заметил сильную ненависть ко мне как к юристу, интеллигенту. Итак, я без места, а значит, и без денег». «22 июля. Живу без работы. Вечера провожу в Липках, которые теперь ожили и полны прилично одетой публики».

«1925 год. 6 октября. Ничего не читаю, кроме нудных, однообразных газет. Можно отметить новость. Разрешена продажа 40-градусной водки, которая была запрещена еще царем в 1914 году. От этого снова появилось невероятное количество пьяных».

«1928 год. 14 мая. Кругом отчаянная безработица. Это как-то странно для нашей эпохи «строительства». Теперь пока в ходу новое слово «самокритика». Но пока плодов ее не видно». «22 июня. Я уже писал: провозглашен лозунг «самокритики». И вот идет раскрытие всех видов преступлений. Арестовываются прокуроры, судьи и всякие должностные лица. Но система, способствующая такому порядку, остается без изменений».

И все же изменения были - с конца двадцатых годов начинает меняться облик родного города.

«1929 год. 24 июня. На нашей улице прокладываются новые водопроводные трубы. Заканчивается строительство большого дома напротив Липок - для служащих банков».

«1931 год. 3 мая. Вчера ходил на Увек. Смотрел, как строится мост через Волгу. Он - давняя мечта жителей Саратова. О нем мы мечтали более 30 лет». «20 ноября. В Саратове на Соляной улице заканчивается строительство 5-этажного дома для водников. На углу Никольской и Большой Кострижной (ныне - улицы Радищева и Сакко и Ванцетти - Авт.) завершают строительство 4-этажного дома для работников ГПУ. Уже более двух лет не едим белый хлеб. Базары сейчас почти пустые. Там очень высокие цены. <...> мануфактуры и обуви нет. С церквей снимают последние колокола».

Дневник заканчивается декабрем 1931 года. Примечательно, что на протяжении всех четырнадцати лет, что охватывают записи, их автор в конце декабря каждый раз выражал надежды на то, что новый год принесет долгожданные изменения. «Хочется все же надеяться, что грядущий, 1931 год, возможно, улучшит нашу серую жизнь»,- написано на последней страничке...

...Саратовца Владимира Николаевича Ситникова - это его дневниковые записи мы с вами читали - арестовали в 1940 году по доносу. Найденный при обыске дневник сочли антисоветским. Суд приговорил его к семи годам лишения свободы за «контрреволюционную пропаганду». До окончания этого срока он не дожил. В 1994 году был посмертно реабилитирован.

Подготовила Маргарита Крючкова
Газета "Православная вера" №24

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54835&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Маргарита Крючкова
Все статьи Маргарита Крючкова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.11.2024 16:23
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.11.2024 16:12
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.11.2024 14:34
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.11.2024 13:51
Духовные диверсанты в нашем доме. Кто их обезвредит?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 13:37
Не по Максу Веберу
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 12:11
Когда наступит мир? О столетней войне с США,
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.11.2024 11:33