itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна...»

0
320
Время на чтение 9 минут
post thumbnail

Так красиво и торжественно поется в тропаре Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской. День почитания иконы - 14 (27) марта, а также 16 (29) августа.

Воистину, это одна из судьбоносных для России Богородичных икон, которая стала родовой покровительницей русской императорской династии Романовых. Считается, что икона эта, написанная, по преданию, как и Владимирская и Андрониковская, апостолом Лукой, была обретена святым благоверным князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII в. на месте обретения был основан Богородичный Феодоровский монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.

Но, по одной из легенд, в 1239 г. костромской князь Василий Георгиевич Квашня во время охоты на берегу реки Запрудни обнаружил в лесу висевшую на сосне икону. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Накануне костромичам было видение: перед явлением иконы князю ее нес по городу «светлый муж в богатых воинских одеждах», похожий на иконописный образ святого великомученика Феодора Стратилата. Только после того, как костромичи пришли крестным ходом и отслужили молебен, икону удалось снять с сосны. По имени великомученика Феодора икона получила название Феодоровской. Вскоре в Кострому пришел человек из Городца, который опознал в иконе пропавшую из их города.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
Фото С.М. Прокудина-Горского. 1910 г.

Сейчас на этом костромском месте стоит каменная двухэтажная церковь Спаса на Запрудне, возведенная в нынешнем виде в 1754 г. По легенде, изначально приказал поставить Спасскую церковь сам князь Василий, а позже учредил при ней и монастырь. Утверждают, что и по сей день под главным престолом храма сохраняется пень от той сосны, на которой явилась князю Василию чудотворная икона.

Между прочим, алтарь снесенного в 1930-х кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север - в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. Туда ежегодно совершался крестный ход. Крестные ходы возобновлены с 1990 г.

Кострома. Церковь Спаса на Запрудне.
Место обретения Феодоровской иконы

В 1239 г. Феодоровская икона была принесена в Успенский собор Владимира, затем она стала молельным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах (кстати, в этом соборе хранились и св. мощи князя Александра, которые, как мы знаем, перенесены в 1723 г. императором Петром I в учрежденную им Свято-Троицкую Александро-Невскую обитель в Санкт-Петербурге; с 1797 г., при Павле I, она стала Лаврой). После смерти князя в 1262 г. его младший брат Василий вернул чудотворный образ в Кострому. Предание гласит, что в 1272 г., когда к Костроме подступили татары, князь Василий Ярославич, выступивший против оккупантов, взял с собой икону Феодоровскую, и враги, «пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали».

Существует еще две версии обретения иконы, и обе связаны с биографией князей, близких родственников Александра Невского. В любом случае название «Феодоровская» закрепилось впоследствии за иконой в связи со «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Икона написана, как утверждают искусствоведы, в каноне «Елеуса» (Умиление), очень близком к Владимирской иконе Божией Матери. Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» - «шагающие ножки», из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же. На обороте Феодоровской иконы исследователями обнаружено поясное изображение великомученицы Параскевы, сохранившееся в лучшем качестве, чем Богородичный Образ, общая сохранность Которого в настоящее время низка.

Судьба Феодоровской иконы, как мы видим, с самого начала значительна для русской государственности, а со времен Великой Смуты - прямо провиденциальна. Дело в том, что именно перед ликом Феодоровской иконы инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. История прошения Михаила на царство длительна и поучительна, Россия тогда претерпевала страшные нестроения, братоубийства, предательства, нашествия поляков и их союзников, целую череду новых царей, воцарений Лжедмитриев.

Портрет инокини Марфы Ивановны,
матери царя Михаила Федоровича.
Фото С.М. Прокудина-Горского, 1913 г.

Шестнадцатилетний сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой) Михаил, приходившийся двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору I Иоанновичу, руководимый своей матерью, отклонял прошения народа и Церкви и не решался принять этот тяжелый, ответственный, опасный для жизни рода венец.

И однажды архиепископ Феодорит, взяв в руки Феодоровскую икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Мать Михаила, уже постриженная в монашеский чин как инокиня Марфа, поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним».

Избранный Земским собором молодой царь был возведен на престол. Обряд призвания на царство был совершен 14 марта (ст. ст.) 1613 г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, который с тех пор почитается как «Колыбель Дома Романовых».

Народ и бояре умоляют Михаила Романова и его мать
на царство перед Ипатьевским монастырем.
С рисунка 1673 г.

В целом Михаил Романов со своей матерью, изгнанные Б. Годуновым, прожили в кельях Ипатьевского костромского монастыря, построенных в 1583 г., более 6 лет. Там, к слову, похоронены родители Б. Годунова, а также Иван Сусанин, тоже сыгравший спасительную роль в судьбе молодого М. Романова, которого польские отряды разыскивали для уничтожения.

Богородица Феодоровская. Фрагмент росписи Троицкого собора
Ипатьевского монастыря. Гурий Никитин. Cредина XVII в.

В московском Кремле, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, привезенный из Костромы самой Марфой. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный список с Феодоровской - в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.

Имелись чудотворные списки с Феодоровской и в Вознесенском монастыре в Сызрани, и в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, и в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, и в Троицкой церкви в Казани (поставил ее туда святитель Гермоген), и в Моршанске, и в Ярославле и во многих других местах.

Царь Михаил Федорович.
Из «Царского титулярника» царя Алексея Михайловича. 1672 г.

Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых как фактическая хранительница Дома Романовых, и в послепетровское время принимавшим православие иноверным невестам наследников русского престола именно в Ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. К ним относятся Мария Федоровна (жена Павла I), Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III), царственная страстотерпица Александра Федоровна (жена Николая II) и преподобномученица Елисавета Федоровна.

Феодоровская икона сопровождала до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону и выстроила в Царском Селе Феодоровский собор с городком. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого царица никуда не выезжала.

Феодоровский собор в Царском Селе

В 1891 г. для иконы была изготовлена золотая риза весом около 10 кг, украшавшая образ до 1922 г., когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. Куда канула? В те ли реки золота, которые направляла безбожная власть заграницу по разным поводам и предлогам?

В 1930-х Успенский собор в Костроме - место постоянного многовекового пребывания иконы - был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 г. главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после сильного пожара 1982 г. и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

Возобновленные в начале 1990-х гг. крестные ходы с Феодоровской иконой, по слову Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «ныне приобретают государственное общероссийское значение».

Харьковские крестоходы с иконами Царственных
страстотерпцев - государя Николая II и его супруги
Александры Феодоровны.
Фото 4 мая 2008 г. Харьков, Благовещенский собор,
крестный ход «Под звездой Богородицы»

До 2001 г. Феодоровская икона не покидала Костромской земли, за исключением годов, когда ее отправляли на реставрацию в московские мастерские И.Э. Грабаря, где работы выполнил В.О. Кириков. Икона была на реставрации недолго; из-за отсутствия более древних слои живописи нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах.

О значимости этого образа говорит и такой факт. Даже в безбожное время, в 1948 г., Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил Кострому и выразил пожелание украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей ее статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.

С 2001 г. появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. Сначала чудотворная посетила Москву и Екатеринбург. В столицу Урала икона была доставлена по воздуху, и этот крестный ход сопровождался чудесными знамениями. Несмотря на очень плохую погоду, самолет со святыней на борту - единственный из десятков других - сумел совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев.

Затем святыня побывала на праздновании 320-летия Архангельской и Холмогорской епархии - из Ярославля, где около четырех часов находилась в Феодоровском кафедральном соборе, Образ в специальном вагоне был доставлен в Архангельск, где состоялся крестный ход на набережной Северной Двины (первый в Архангельске с 1917 г.). Два дня Феодоровская икона находилась в архангельском кафедральном Свято-Ильинском соборе, за это время ей поклонилось более ста тысяч архангелогородцев. А затем чудотворная была доставлена по воздуху в Соловецкую обитель.

Богоматерь Феодоровская со сказанием. 2-я половина XVIII в.,
Музей-заповедник «Коломенское»

В молитве ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Феодоровская есть и такие проникновенные слова: «О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый...»

http://rusedin.ru/2011/03/27/%C2%ABsvetlo-krasuetsya-preimenityiy-grad-kostroma-i-vsya-russkaya-strana%E2%80%A6%C2%BB/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ульяна Дроздова
Николай Ге: «Христос умер за меня»
К 190-летию русского живописца
02.03.2021
В поисках «волшебного слова»
К 125-летию со дня рождения писателя Виталия Бианки
12.02.2019
Все статьи Ульяна Дроздова
Последние комментарии
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от Александр Волков
27.03.2024 00:28
Доинтегрировались, дореформировались?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.03.2024 23:28
Не совсем по Гумилёву?
Новый комментарий от С. Югов
26.03.2024 23:11
Безбожие и безволие русских – причина трагедий
Новый комментарий от Русский Иван
26.03.2024 20:51
«Запад совершил критическую ошибку»
Новый комментарий от Русский Иван
26.03.2024 20:36
К 25-летию смерти И. Владимирова
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.03.2024 20:34
Ода отцовскому ремню
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.03.2024 20:31