Церковь и государство: соработничество в решении общих задач

0
330
Время на чтение 5 минут
Раскрывая учение Церкви Христовой о правильном отношении к государственной власти, святой апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены... Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 1,4).

Государство благословляется Богом как институт, без которого была бы немыслима жизнь человека в искаженном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от греховных проявлений. В связи с этим в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства». Исходя из этого, анархия, так же как и призывы к ней, противоречит христианскому миропониманию.

Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться представителям государственной власти независимо от их убеждений и вероисповедания, но и молиться за них, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2).

С другой стороны, абсолютизация государства, сопряженная с отрицанием границ его чисто земной и преходящей миссии, не свойственна христианскому миропониманию. Да и сама светская власть не должна возводить в абсолют свою роль в жизни человечества, игнорируя Божественные установления, ибо это, как показывает исторический опыт, необходимо приводит к злоупотреблениям и трагедиям.

Выстраивая отношения между Церковью и государством, важно отдавать себе отчет в различии их миссий. Церковь имеет своей целью нравственное преображение и духовное усовершенствование человека и общества, цель же государства - земное благополучие граждан. Государство принуждает к исполнению своих законов, Церковь может только увещевать. Государству вверен меч, чтобы обуздывать злодеев и защищать законопослушных граждан, Церкви вверено слово Божие, направляющее людей к вечной жизни. Вместе с тем нельзя не отметить, что общая ответственность за благополучие людей подвигает Церковь и светскую власть к сотрудничеству - свободному и взаимоуважительному. И это сотрудничество должно быть основано на подлинных, вечных, неизменных духовных и нравственных ценностях.

Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорил о церковно-государственных отношениях: «Есть польза, когда Алтарь и Престол союзны. Но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая тот и другой».

На протяжении столетий наша Церковь была совестью своего народа, обличая пороки и призывая к покаянию. По известным историческим причинам она была от этой роли отстранена. Многочисленные проблемы, переживаемые нами ныне - коррупция, преступность, алкоголизм и другие - связаны именно с этим печальным историческим обстоятельством. Возрождение разрушенного, восстановление ценностной ткани общества и культуры - это задача, в которой Церковь и государство могут и должны сотрудничать.

После окончания эпохи гонений на христианство в Римской империи начал формироваться идеал симфонии двух властей - духовной и светской. Уже при Императоре Константине (IV в.) материальная сила государства и духовная сила Церкви впервые объединились на основе принципа симфонии. В преамбуле к Шестой новелле Императора Юстиниана (VI в.) об этом говорится так: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием, - священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь... Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония».

Однако в истории идеал симфонии не всегда правильно отображался в конкретных установлениях, словах и поступках. Более того, рискну предположить, что он всегда оставался именно идеалом, в чем-то недостижимым на практике. Но означает ли это, что его нужно сдать в музей или архив? И, если нет, то что он может означать сегодня, когда в мире не осталось православных царств?

Убежден, что ныне идеал симфонии Церкви и государства, в круг которых я бы включил и общество, может воплощаться в новых, менее формальных, но не менее сильных практических проявлениях. Церковь, государство и общество призваны системно взаимодействовать, основой чего могут быть различные соглашения и взаимные обязательства, а в идеале - нормы права.

Глубоко неправильным видится отношение к государству только как к управленческо-экономической машине. Государство, даже светское, не может и не должно совершенно устраняться из духовной, ценностной, нравственной сферы жизни человека и общества. Власть, не понимающая этого, не имеет будущего сама и ставит под вопрос будущее народа. У государства не может не быть моральной миссии. Да, государство сегодня обычно не является конфессиональным. Но оно должно быть нравственным. Оно должно воплощать в своей деятельности тот всеобщий моральный закон, который объединяет и верующих традиционных религий, и нравственно здоровых нерелигиозных людей. Государство призвано поддерживать идеал нравственной чистоты и общественного долга.

Равноправие граждан не означает равноправия образов жизни. Оно не означает, что разрушительные пороки должны получать такую же поддержку, как и добродетели, необходимые для нормального бытия общества. Государство не может занимать нейтральную позицию, например, между трезвостью и пьянством - оно должно поощрять первое и сдерживать второе. Попытки сначала уравнять порок и добродетель, а потом стеснять добродетель ради свободы порока не просто греховны с точки зрения веры - они абсурдны с точки зрения здравого смысла и безответственны даже с точки зрения чисто земного блага людей.

Благоустроение общества определяется поведением людей, а их поведение, в свою очередь, - ценностями, убеждениями, взглядами на мир. Там, где глубоко подорваны представления о правильном и неправильном, о должном и недолжном, любые попытки власти поддерживать порядок разобьются о нежелание граждан честно исполнять свой долг. "Там, где нет морали, законы бессильны", - гласит античная мудрость. Наше общество нуждается в преодолении нравственной дезориентации, в установлении ясных моральных ориентиров. И Православная Церковь, наряду с общинами других традиционных религий, готова быть в этом партнером государства и общества.

Другая область, где усилия Церкви и государства могут гармонично сочетаться, - это социальная сфера: забота о наиболее уязвимых членах общества, возвращение преступивших закон к честной жизни, помощь страдающим химической зависимостью, создание института сестер милосердия, организация детских приютов и лагерей, оказание материальной и моральной помощи тем, кто пострадал в чрезвычайных ситуациях, поддержание материнства и детства, многое другое. В данной области Православная Церковь накопила огромный опыт и может быть эффективным соработником государства в решении насущных социальных задач.

Особое внимание нужно уделять церковно-государственному партнерству в сфере воспитания и образования. Дети, как известно, легко и быстро воспринимают все, что происходит в окружающем их мире. И от того, получат ли они нравственный стержень и правильные жизненные приоритеты, напрямую зависит, какими гражданами они станут. Поэтому государство должно быть заинтересовано в создании и поддержании именно таких образовательных учреждений, которые бы заботились о духовно-нравственном просвещении молодежи.

Как показывает опыт развитых стран, социальные, образовательные, культурные институты, связанные с Церковью, играют значительную роль в восполнении нужд социума, делая это подчас более качественно, чем светские организации.

Михаил ЕФИМОВ,
кандидат богословских наук,
сотрудник Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви и общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=8916

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Ефимов
Все статьи Михаил Ефимов
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
16.04.2024 20:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 20:13
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:24
Самоходный самокат и его враги
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:15
В поисках подковы
Новый комментарий от Хлебников_317
16.04.2024 18:50