Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Письмо Константинопольского Патриарха Николая II Великому Князю Киевскому Владимиру

Николай  Селищев, Русский вестник

24.03.2011


К 1020-летию послания …

В 991 году Константинопольский Патриарх Николай II Хрисоверг (+996) направил письмо великому князю киевскому Св. Владимиру I Святославичу (+1015; память 15/28 июля) и первому русскому митрополиту Михаилу (+992; память 30 сентября/13 октября).

Николай II Хрисоверг канонизирован греками в XI-XII веках, что видно из рукописей, хранившихся в русских церковных библиотеках. Память 16 декабря старого стиля (Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. II, Владимир, 1901; репринт: М., 1997, с. XIII, XXVIII, XXX, 385-386).
   
В святцах современной Константинопольской Патриархии его память - 16 декабря по новому стилю. В наших святцах его, к сожалению, нет. Хрисоверг (по-гречески - «золотой прут») - это фамилия. В X-XII веках, до сожжения и разграбления Константинополя папскими крестоносцами в 1204 году, Хрисоверги - часть византийской аристократии.

Сегодня письмо Патриарха Николая II неизвестно. А экуменисты переписывают историю, как Скальфи из итальянского фонда «Христианская Россия»: «...Русь вошла в число христианских народов, когда Церковь Восточная и Западная составляли единую Церковь... Владимиру не пришлось выбирать между двумя конфессиями, он вошёл в целостный и сложный организм, являющий многообразие обрядов, языков, юрисдикций. Прямые связи с Римом подтверждаются множеством молитв и жизнеописаний святых, переведённых на славянский непосредственно с латыни, а также тем, что папа послал Владимиру, по случаю его крещения, частицу мощей святого Климента. Злосчастное разделение произошло в 1054 году, но христиане на Руси ещё долго продолжали считать себя в общении с Римом» (Краткая история католической церкви. Милан-Москва, 1998, с. 77).

Это откровенный подлог. Митрополит Макарий (Булгаков) (+1882) писал, что Св. Владимир от своей бабушки Св. Ольги (+969; память 11/24 июля) «... был уже предубеждён против латинского исповедания» (История Русской Церкви. Кн. 2, М., 1995, с. 122). Русь получила мощи св. Климента от греков (Кн. 1, М., 1994, с. 248).

Князь Владимир, его бояре и дружина, с 986 года выбирали веры. Отвергнуты были и католики, причём немцы, а не итальянцы. В 987 году десять киевских послов отправились к магометанам, немецким католикам, наконец, православным грекам в Константинополь «... испытать предложенные тебе /князю/ веры на месте» (Кн. 1, с. 233-234).

Искажая события, нынешний английский экуменист Т.Уэйр («епископ Каллист» в юрисдикции патриарха Варфоломея) писал и о посольстве в Рим, где якобы русские нашли «богослужение более приемлемым», чем у магометан. Но посольства в Рим при выборе веры не было. Почему?
   

Патриарх Николай II в присутствии императора Василия II и русских послов служит в храме Св. Софии в Константинополе. Из Радзивилловской летописи

Ещё Константинопольский Патриарх Св. Фотий (+891; память 6/19 февраля) «... первый возвысил свой голос против незаконных требований гордого Ватикана и даровал нам первого епископа». Затем, «в продолжение целого столетия», - «... тишина обманчивая пред новою, опаснейшею бурею». «... Царьградский патриарх Николай Хрисоверг (983-996) снова ревностно восстал против римских злоупотреблений..., а чрез какие-нибудь сорок или пятьдесят лет Церковь Римская уже решительно отпала от Церкви Вселенской» (Митрополит Макарий. Кн. 1, с. 249).

При Патриархе Николае II «... на Востоке не только не признавали папу главою Церкви и не подчинялись ему, но явно отвергали все Соборы и определения папские, бывшие на Фотия (т.е. против Фотия. - Н.С.), торжественно выражали своё единомыслие с Фотием как православным и, следовательно, разделяли мысли его против всех западных нововведений, какие осудил он» (Кн. 2, с. 116).

Князь Владимир в 991 году отправил посла в Рим, и Патриарх Николай II «... писал к нашему князю и митрополиту Михаилу послание, в котором убеждал их не сноситься с папою, не приобщаться зловерию латинян, несмотря на всё их коварное льщение, и напоминал, что вера римская не добра (курсив митрополита Макария. - Н.С.)...».

Владыка Макарий ссылался на «Историю российскую» Василия Никитича Татищева (+1750), приведшего полный текст письма Николая II: «... вера римская не добра, понеже /так как/ они зло исповедают о Духе Святом, якобы от Отца и Сына происходит (это ересь «филиокве». - Н.С.), разделяя Святую Троицу; субботу постят, хлеб пресный, а не кислый освящают; папу без греха быть верят, что Христос, апостоли и святии отцы не учинили, и невозможно папу и никого безгрешных поставлять и имяновать, зане /так как/ многие папы были ариане, несториане и другие еретики, за что соборами прокляты; жена же Анна была папою, идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла; для того они праздник богоявления и крестное хождение отставили, назвав день той трёх королей (трёх волхвов. - Н.С.). Сего ради не приобсчайтеся зловерию и учению их, а, взирая на их весьма коварные льсчения и обманы, весьма и от переписки с ними уклониться должно» (В.Н.Татищев. Собрание сочинений. М., 1995, Т. II-III, с. 64).
   
«Жена же Анна была папою» - Иоанна, немка, одетая монахом, стала папой в середине IX века. Родила от кардинала. Сейчас объявлена «легендой». Но списки пап за IX - XI века путаны, не совпадают имена и даты. Татищев ссылался на книгу французского историка XVII века Блонделя о паписсе. Добавлю, что о ней писали католические хронисты XIII века: Мартин Польский, француз-инквизитор Стефан Бурбон, итальянец Бартоломео из Лукки.

Патриарх Николай II просветил Русь: наследники Св. Петра - мнимые.
   
Профессор, член-корреспондент Императорской Академии Наук Василий Васильевич Болотов (+1900) считал: Пётр не был «князем апостолов», не имел особых полномочий, передаваемых всегда его преемникам. Не доказано, что они - папы: «... в Св. Писании нет указаний на продолжительное пребывание ап. Петра в Риме». Так «... папство, питавшееся за счёт начинавшегося церковного сепаратизма, наконец укрепило разделение церквей» (Лекции по Истории Древней Церкви. СПб., 1907; М., репринт: 1994, т. 3, с. 275-279, 318-319).
   
В 536-552 годах Рим пять раз переходил из рук в руки: греки истребили варваров-готов. В 568 году с севера вторглись варвары-лангобарды. Наместник (экзарх) византийского императора в Равенне, городе на северо-востоке Италии, продержался до 751 года. Заселяя Италию, лангобарды часто заключали союзы с арабами, двигавшимися с юга. Но епископы греческой Калабрии подчинялись Константинополю, и в Бари стоял мощный византийский флот.
   
В конце IX - X веках греческие эскадры разгромили магометанских пиратов у берегов Малой Азии и Греции. В 916 году спалили арабскую приморскую цитадель между Неаполем и Римом, помогая папским войскам, о чём потом католики не вспоминали. В 941 году по просьбе Гуго, короля Прованса, атаковали арабов южного побережья Франции. Византийские корабли имели оружие, от которого не было защиты, так называемый «греческий огонь» - зажигательную смесь из селитры, серы, нефти, смолы. Ею заряжали метательные снаряды или разбрызгивали из металлической трубы, прикреплённой к мачте, - типа огнемёта.
  
Окраинный Рим обособился от Византии, платил дань арабам, враждовал и мирился с лангобардами. Стефан III, папа-хитрец, сговорился с мажордомом (властным вельможей) франков Пипином Коротким: законного короля франков Хильдерика III свергли и постригли в монахи, а папа миропомазал Пипина как короля. Пипин и его сын Карл Великий, придя с войсками, «подарили» папе те земли, которые Рим ранее выпрашивал у лангобардов. Тогда папы забыли дружбу с разбитыми лангобардами - их последний король Дезидерий умер в плену во Франции. Так в 727-781 годах, вопреки церковным канонам, возникло светское папское государство. В 800 году в пику Византии папа Лев III короновал как «императора» Карла Великого, врага славян и греков. Его владения простирались от севера Испании до севера Германии, от Ла-Манша до запада Чехии. (К сожалению, в современной Греции бушует экуменизм. В епархиальном журнале одного митрополита, учившегося в Риме, звучат заклинания: «Мы, греки, верны единой Европе Карла Великого».)
   
Св. Евангелие, Вселенские и Поместные Соборы не признавали чьей-либо непогрешимости. Св. Евангелие не упоминает папу. Однако в IX веке в Риме возникло языческое убеждение во всемирной власти папы, который выше даже Вселенского Собора. Формально - это догмат с 1870 года, но фактически - с IX века.
   
В 770-х годах в Риме сочинили акт - «дар Константина». Якобы в начале IV века византийский император Св. Константин (+337) (память 21 мая/3 июня), отбывая на Восток для основания Константинополя, подарил епископу Рима всю власть над Западом. В 840-х годах во Франции в нужном папе духе подделали древние акты - дескать, найден архив давно умершего испанского епископа Исидора. Так возникли «Лже-Исидоровы декреталии» (декреты, акты).
   
На Западе подлог сработал. Но греки, прекрасно знавшие собственную историю и латынь, сказкам не верили. Отсюда ненависть и зависть крошечных пап к огромной православной Византии. В Риме никто не знал греческого, говорили на так называемой «вульгарной латыни».
   
С 312-го по 857-й год, за 545 лет, мир между церквами Запада и Востока - около 300 лет, а 200 лет - время разрыва. Но и периоды мира «... не всегда отличались особой сердечностью», - считал Болотов. Патриарх Фотий в 867 году порвал с Римом из-за папской ереси «филиокве» и притязаний пап на всемирную власть: «Извержение Этны или Везувия нельзя засыпать песком. Так, не принесли действительной пользы и паллиативные (половинчатые. - Н.С.) мировые между востоком и западом. В этом и состоит значение 867 г. как эпохи. Наконец, 16 июля 1054 г. окончательный разрыв совершился» (Болотов, т. 3, с. 313- 314).
   
Мифы о «единой Церкви», связи Руси с Римом - грубы. Митрополит Макарий называл их «старыми бреднями» и «пустой теорией» (Кн. 1, с. 314-315). Цитировал историка XVI века кардинала Барония: с 897 года «... на кафедру Петра... восходили чудовищные личности, отличавшиеся позорнейшей жизнью, нрава преступного и гнусного» (Кн. 1, с. 316-317).
   
«Что вскоре затем /после Фотия/ полемический тон изменился, - дело от этого нисколько не изменилось: после папы Иоанна VIII /882 г./ на престол папский вступали разные ничтожества, а когда вступило лицо достойное - Лев IX, произошёл окончательный разрыв между церквами» (Болотов, т. 1, с. 225).
   
150 - 170 лет, по середину XI века, называют порнократией - термин Лёшера, немца-протестанта, историка XVIII века. О порнократии писал и Болотов (т. 1, с. 222). Историк XIX века кардинал Хергенрётер смягчил: с 896 года «...начинается эпоха глубокого унижения для святого престола».
   
Порнократия - за 600 лет до оргий папы-отравителя Александра VI Борджиа.
   
Порнократия не противоречила букве римских законов. После варварских нашествий население Италии перемешалось, и нравственные устои жизни исчезли. Даже «письма Св. Петра» папы сочиняли и пускали в ход. Граница их владений - в 90 км к югу и в 50-70 км к северу от Рима; чересполосицей огибала герцогство Сполето и вырывалась к торговым портам Адриатики.
   
Некая Феодора - первая жрица порнократии, подруга сеньоров, назначала и свергала «непогрешимых» пап. Её две дочери продолжили то же - по городскому уставу, или так называемой «конституцио романо». Эту конституцию в 824 году утвердил франкский «император» для папы Евгения II: клир и знатные горожане избирали папу, а перед рукоположением он должен был публично присягнуть на верность «императору». В 843 году держава франков распалась, и Рим повеселел: присмотр исчез.
   
В выборах пап участвовала городская милиция. Конституция 824 года это узаконила - милицию содержали богатые горожане-избиратели. Конклавов не созывали. Дьяконы и «падре» заседали на «соборах» соперничающих пап. Немногочисленные клирики ценились дорого.
   
На Западе оправдывают Феодору и её дочерей - «красавиц-аристократок». Но о какой «аристократии» можно было говорить? Ещё папа Григорий I в 593 году, воюя с лангобардами, сетовал - в Риме не осталось ни сената, ни знати, а народ рассыпался, и некому защищать стены.
   
Западную версию о греческом происхождении Феодоры надо отвергнуть. Она и её семейство в Х веке действовали против Византии. Были и есть круги с греческими именами и ненавистью к православной империи.
   
Римские развалины заселял неведомо кто, объявляя себя «графом». Возникли «графы Тускулумские». Из них вышли многие папы, в том числе в 955 году - юный Иоанн XII. Он завёл в Риме, в Латеранском дворце, публичный дом, бесчестил всех девушек и женщин, которые ему попадались на глаза. Проверенных любовниц назначал в советы городов, зависимых от Рима. Страстно играл в кости на деньги, - значит, имел своих банкиров. Наконец, неуёмного папу прибили в 964 году. В 962 году он короновал «императорской» короной немецкого короля Оттона I, но с ним же поссорился из-за власти.
   
Оттон I назначил папой Льва VIII. Тот в 963 году постановил на «соборе»: без согласия Оттона и его преемников ни папа, ни епископ не могут быть избраны и введены в должность или смещены, а если ослушаются, то будут отлучены, изгнаны навечно и преданы смерти.
   
В 998 году уже Оттон III, прибыв в Рим, велел оскопить папу Иоанна XVI и заточить в тюрьму, где тот вскоре умер. 13 сеньоров были обезглавлены. Оттон III поставил родича - папу-немца.
   
Известный оргиями папа Бенедикт IX (1033-1048) силой выгнал папу-соперника, быстро пропавшего. Затем надумал жениться и, нуждаясь в «приданом», продал другому папе, при посредстве банкиров, свою тиару за громадную цену - тысячу фунтов серебра. Немецкий «император» Генрих III заочно низложил всех пап и назначил своего, но и тот внезапно умер. А Бенедикт IX, раздумав жениться, опять стал «непогрешимым». По утверждению папы Виктора III (правил в 1086 году), самым религиозным клириком Бенедикта IX был «падре», купивший сан (т.е. никого не обесчестивший и не убивший). Кстати, поляки, покорные Риму, платили Бенедикту IX по денарию (денье, пфеннигу, пенсу) с человека, о чём восторженно писала в XIII веке польская «Великая хроника».
   
Сейчас это изъято из Интернета и доступных изданий или искажено до неузнаваемости. Но, зная историю, мы поймём, почему католицизм князю Владимиру пытались навязать немцы, а не итальянцы. Ни веры, ни «мощей» одичавший развращённый Рим передать Руси не мог. Патриарх Св. Николай II вовремя предостерёг Русь от грозившей опасности.
   

Н.СЕЛИЩЕВ,
   член Русского Исторического Общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=8915




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме