Столетний рубеж - время для пострига

0
218
Время на чтение 5 минут

Мягким зимним утром мы поднимались по скалистым горам среди контрастного пейзажа, каких я прежде никогда не видела. Восхождение было тяжелым, тропинка, запорошенная снегом, то и дело обрывалась перед скользким, покрытым грязью скатом, куда с трудом удавалось проникнуть солнцу. После нескольких часов пути мы оказались перед воротами скита Пэтрунса, в котором все было объято покоем и тишиной, где царила полная и блаженная гармония. Все монахи были заняты на послушаниях, а самый старый из них, монах Симеон, принял нас в своей келье, где нам предстояло узнать историю духовного восхождения, вершиной которого стало принятие монашества в почтенном столетнем возрасте.

Загрузить увеличенное изображение. 450 x 600 px. Размер файла 67837 b.
 Монах Симеон
Монах Симеон
Расположенная в непосредственной близости от церкви келья монаха Симеона находится в самом центре скитской жизни. Мимо нее проходят все, кто идет на свое послушание и потом возвращается с него, никто здесь не свободен от дел и никто не забывает взять благословение у старого монаха.

Когда мы его увидели, он сидел у своей кельи, устремив взор на купол церкви, а руки молитвенно сложив на груди. Мы робко приблизились, боясь прервать его молитву, но он вопрошающе улыбнулся нам, словно дивясь тому, что мы в такое время года одолели узкие и опасные тропинки, местами покрытые то льдом, то грязью, и словно в награду за то, что мы преодолели горы, пригласил нас к себе. В этом скромном помещении царил глубокий мир, озаряемый лучом света, проникавшим через маленькое запотевшее окошко.

Волнуясь, я нескладно попыталась узнать об извилистом пути, который составил целое столетие его жизни. Я старательно подбирала каждое слово, ища зацепку, чтобы обратить монаха к первым опытам его жизни, и сама себя спрашивала, сможет ли сидящий передо мной в своем столь почтенном возрасте вспомнить, хотя бы эпизодически, вехи своего восхождения к монашеству.

К моему великому удивлению старец Симеон начал излагать случаи из своей жизни, начавшейся 100 лет тому назад где-то в Мехединце, в Вынжу Маре. Я лишилась дара речи, и этот святой человек сам же и вывел меня из замешательства, начав рассказывать о семье, из которой он произошел и от которой унаследовал долголетие. Родители его были людьми простыми, крестьянами, но пеклись о том, чтобы вырастить всех шестерых детей в духе христианской веры и любви к труду. Все его братья и сестры тянулись к образованию, двое даже стали университетскими профессорами, и только наш собеседник склонялся к физическому труду, который исполнял с великой любовью.

Монах рассказывает громко, а улыбка не сходит с его лица ни на минуту... слушать его - большая радость. Речь его проста и чарующа, она проникнута искренностью. О годах, прожитых в миру, у него припасено много интересных рассказов, одни приятней, другие суровей, соответственно тому, какими были те давние годы. Монах Симеон не мудрый, он, скорее, умудренный. В свой 101-й год он не стесняется рассказывать о плохом и хорошем и не пытается скрыть, что в те времена с ним бывало всякое, что он прошел через всяческие грехи и суету жизни. Бога он начал открывать для себя довольно поздно и искренне раскаивается за годы, прожитые в услаждении страстями и удовольствиями жизни. Он с великой любовью трудился на земле, но после очень тяжелого периода, пережитого им на строительстве канала Дунай-Черное море[1], захотел подвести черту пройденному и обратиться в глубь своего заблудшего существа. Увидев, какая нищая у него душа, он стал искать Бога.

Его путь к миру святости не был легким, а все стези, пройденные в жизни, приводили к одному и тому же - к молитве. Брат Виктор, как звали его в миру, не помнит, чтобы у него когда-нибудь что-нибудь болело, и лекарств он не принимал никогда. Но что он знает без сомнения, так это то, что он никогда не был склонным к объедению. Мясо ел только в детстве, а овощные похлебки и травяные чаи всегда доставляли ему чувство сытости. Секрет его здоровья кроется в посте и молитве.

После того как жизнь отчетливо открыла ему его взлеты и неожиданные падения, Виктор в бессилии своем обратился к небу, прося Небесные силы указать ему путь к тому месту, где он мог бы оплакать свои грехи. Так он оказался в братстве монастыря Фрэсиней, где на протяжении десятилетий и оставался послушником. Когда я спросила его, почему он так долго не принимал постриг, он посмотрел на меня пристально, улыбка сошла с его лица, и он признался, что еще в молодости поклялся себе принять монашество только в том возрасте, когда искушения одно за другим начнут отступать и когда путь к спасению станет для него совершенно ясным. Однако искушений было бесчисленное множество, и чем больше он приближался к Богу, тем сильней его искушал нечистый. Он проходил послушание на конюшне, в саду, на лесных работах, делал все, к чему обязывает жизнь послушника. Богослужения, совершаемые в этой обители по Афонскому уставу, сделали для него ясными даже самые запутанные пути к миру святости, и он стяжал особый монашеский опыт. Придя сюда, он раз и навсегда порвал с жизнью, которую проводил в миру, оставив в прошлом обманчивые услады жизни, заменив их навсегда постом и молитвой.

Десять лет тому назад Господь и Матерь Божия судили, чтобы брат Виктор взошел еще на одну ступень ко спасению, и, прожив некоторое время в лесах на Буильских горах, он пошел по тропинке, ведущей к скиту Пэтрунса, и остался здесь навсегда. И вот, после десятков лет поисков и неопределенности он выбрал для последних лет своей жизни самый строгий в Олтении монастырь. Он говорил мне, как он счастлив быть рядом с братьями из Пэтрунсы и как он обязан отцу Варсонофию Гергелу, настоятелю монастыря, не только принявшему его в монашескую семью скита, но и помогшему ему облечься в чистую одежду монашества.

Не скуп на слова монах Симеон, но когда заходит речь о том дне, когда он стал монахом, старец сникает и поднимает глаза к небу. Я почтила его молчание, пытаясь уловить хотя бы то, чему мгновение дает просочиться сквозь невыразимые переживания. «Не оставил меня благой Бог: когда мне исполнилось сто лет, я стал монахом. Видите, у каждого есть возраст разума, когда в нас пробуждается вера христианская», - сказал старец, обратив взор свой к небу, словно в знак благого пожелания.




[1] Подобно Беломоро-Балтийскому каналу, он строился силами заключенных. - Перев.

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/45322.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мариана Борловяну
Все статьи Мариана Борловяну
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.05.2024 08:45
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 08:35
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47