Тщательно скрытое

0
302
Время на чтение 4 минуты

Когда я и мои однокурсники поступили на филологический факультет Саратовского университета, нам практически сразу же рассказали об ученых, которые прославили Саратовскую филологическую школу. Среди тех, о ком мы узнали, было имя Александра Павловича Скафтымова, исследователя творчества Гоголя, Толстого, Лермонтова, Островского, Чехова.

На первом курсе мы с зубовным скрежетом постигали скафтымовскую монографию о поэтике и генезисе русских былин и, представьте, учили выдержки из нее наизусть; на госэкзаменах даже был отдельный вопрос, посвященный этому монументальному труду. И вот - так и хочется написать в стиле русской классической литературы - прошли годы. Прочно забыв о многом, чему нас учили в студенчестве, не так давно в областном музее краеведения я оказалась на выставке, посвященной 120-летию Александра Скафтымова, и поняла, что многого о нем просто не знала, не понимала - и до конца даже оценить не могла...

«Чем жить и как жить?!» - таково было название выставки, посвященной Скафтымову. Это цитата из его дневниковой записи от 16 апреля 1916 года. За этими словами стоят размышления о месте человека в жизни, о моральных качествах людей и себя самого и о том, каким тебя видят окружающие, в том числе и любимые люди. Вопрос «Чем жить и как жить?!» и его философское осмысление определили жизненный и творческий путь Александра Павловича Скафтымова.

В университете я читала работу Скафтымова под названием «Нравственные искания русских писателей» - сборник статей, посвященных Достоев­скому и другим авторам. Поражало то, что ученый всегда стремился рассматривать художественное произведение как единое целое, особо выделяя моральную составляющую каждого романа, рассказа, пьесы, связывая это с личностью автора. Для него важны были духовные искания классиков, тот «живой пример» человеческой высоты, который они собой являли. Думается, что это не только и не столько влияние марксистской идеологии, о котором писали во вступлениях к трудам Скафтымова...

На выставке в музее краеведения я увидела фотографию: юный Александр Павлович с отцом, священником. В биографиях литературоведа о его социальном происхождении упоминается вскользь. Наверное, в совет­ское время об этом и не говорили вовсе. Узнала и о том, что мы со Скафтымовым - земляки. Он родился в селе Столыпино Балтай­ской волости Вольского уезда. Столыпино - в семи километрах от Балтая, где выросла я... Но это так - субъективное сближение, мое личное маленькое счастье. Интереснее, конечно, та атмосфера, в которой рос будущий ученый, занимавшийся всю жизнь рассмотрением нравственных проблем в произведениях писателей.

Вот что я узнала о семье Скафтымова (ее историей занимался саратовский краевед Сергей Бондарь, опубликовавший свою статью в 2010 году): отец будущего филолога, протоиерей Павел Ильич Скафтымов, был уроженцем села Наскафтым Кузнецкого уезда. Учился в Петровском духовном училище, где его аттестовали так: «Поведения весьма хорошего. Способностей весьма хороших, прилежания очень ревностного и успехов очень удовлетворительных». После духовного училища Павел Ильич поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил в 1868 году по второму разряду. После этого он был определен на должность диакона Николаевской церкви села Базарный Карабулак Саратовского уезда. Затем, в 1871 году, был рукоположен в иерея и получил назначение в Нерукотворенно-Спасскую церковь села Новосильцево Вольского уезда, в 1974 году - переведен в Рождество-Богородицкий храм села Столыпино. В Столыпине семья Скафтымовых жила до 1899 года, затем она переехала в село Ивановка Саратовского уезда, где отец Павел служил до 1915 года, когда по состоянию здоровья был почислен за штат. О том, когда и где он предал Богу душу, ничего не известно.

У отца Павла и его супруги, Анны Капитоновны, было 13 детей, но многие умерли в младенчестве. В живых остались шестеро, в том числе и Александр Павлович. Он родился 11 октября 1890 года. Первые годы его учебы проходили в Саратовском духовном училище и Саратовской духовной семинарии. С 1909 по 1913 год Александр Скафтымов учился на историко-филологическом факультете Варшавского университета. По его окончании преподавал в Астраханской мужской гимназии, затем в Саратовской мужской гимназии А.М. Добровольского, где познакомился со своей будущей женой Ольгой Александровной Знаменской. В архивах Научной библиотеки СГУ сохранились дневники Александра Павловича, в которых много места уделено этому событию.

С 1918 года Скафтымов преподает в Саратовском университете. В 1922 году становится доцентом, а потом - профессором, заведующим кафедрой русской литературы. С 1931 по 1948 год А.П. Скафтымов - профессор Саратовского педагогического института. Затем он возвращается в СГУ, где работает до конца своих дней. Скафтымов умер в 1968 году. Похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.

Конечно, трудно разглядеть жизнь человека за сухими строчками биографии. Вот один только яркий момент, рисующий характер Александра Павловича. Супруга его была репрессирована в 1930-х годах и несколько лет провела в лагерях. Все это время Скафтымов ждал ее возвращения и писал ей письма - правда, «в стол». В них - его боль и беспокойство о тяжело больном, требующем постоянной заботы сыне (Александр Павлович ухаживал за ним сам), а еще - размышления о жизни, о мире...

Сильный человек в трудных обстоятельствах. Он не оставлял любимую литературу: писал, преподавал, вырастил достойных учеников, которые затем продолжили его дело. Откуда он черпал силы? Не может быть, чтобы вера, которая была в сердце его отца, не передалась и сыну. Хотя бы и тщательно скрытая от посторонних глаз, атакованная сомнениями, не чуждыми каждому думающему человеку. Не мог исследователь, не знакомый с основами христианского мировоззрения, не являющийся носителем этого мировоззрения, так тонко понимать замыслы Достоевского, Чехова и Льва Толстого.

Как интересны пути, по которым мы ходим, все-таки... Учась в университете и постигая литературоведческую науку, я никогда бы не подумала, что через 10 лет после окончания вуза один из моих ученых «мучителей» станет мне настолько близок. Постигая премудрость литературоведче­ских трудов Александра Павловича, я и мои однокурсники, скорее всего, между строк ловили и усваивали это подспудное великое знание о том, Кто такой Господь Иисус Христос, Кто Он для нашего грешного мира.

Фотография предоставлена Саратовским областным музеем краеведения. Особую благодарность автор выражает Сергею Николаевичу Рубцову, руководителю выставочного отдела музея, за оказанную помощь.

Опубликовано на сайте Православие и современость

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56545&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06