Перестаньте копать, господа!

О новой версии федерального государственного образовательного стандарта

0
134
Время на чтение 6 минут

После скандала, вызванного публикацией федерального государственного образовательного стандарта - ФГОСа, чиновники вынуждены были дать задний ход. Возмущение распространилось слишком широко, охватив не только оппозиционную интеллектуальную среду, которая и без того недоверчиво относится к любым инициативам власти, но и множество людей совершенно лояльных - ни для кого не секрет, что именно школьные учителя активно привлекаются к организации предвыборных кампаний «Единой России». Против ФГОСа протестовали рабочие и академики, левые и либералы, патриоты и «западники». Инициатива была столь скандальной, что воспринималась любым образованным россиянином, всерьез относящимся к отечественной культуре просто, как издевательство.

Общеобязательными дисциплинами оставались только физкультура, основы безопасности и жизнедеятельности - без этого у нас не выжить, а также непонятная «Россия в мире». О которой неизвестно ничего, кроме того, что многочасовое изучение этого бессвязного предмета чудесным образом должно будет воспитывать у школьников патриотизм. И, в дополнение к этому, еще более загадочный «индивидуальный проект».

К несчастью, в России пока не ликвидирована всеобщая грамотность. А среди людей, умеющих читать, еще сохраняется довольно высокий - хотя и неуклонно снижающийся - процент людей, способных понимать прочитанное. Разразился скандал. Учителя, преподаватели вузов, социологи, теоретики образования - все подняли шум, растревоживший обывателя.

Дискуссия, в отличие от случая с Единым госэкзаменом, явно вышла за пределы узкого круга профессионалов.

Оборона чиновников была построена на нескольких совершенно замечательных пунктах. Критикам, не являвшимся профессионалами в образовании, они говорили, что те, не будучи экспертами, просто не могут разобраться в тонкостях специфического законодательства и нормотворчества - а потому все путают или сознательно передергивают. Напротив, специалистам в области образования отвечали, что они, будучи людьми, находящимися внутри системы, являются лицами заинтересованными, а потому неспособны сформулировать объективную оценку и вообще - отстаивают своекорыстные интересы. Например, учителя русского языка, исходя исключительно из корыстного интереса, настаивают на том, чтобы школьники этот никому не нужный язык все-таки учили... То же - с литературой, математикой, физикой и так далее. Таким образом очевидно, что единственные люди, которые способны сформулировать объективную оценку решения - это чиновники, принимающие данное решение. Ну, или в худшем случае, несколько десятков журналистов и блогеров, это решение поддерживающих.

Вторая линия обороны состояла в том, что авторов ФГОСа и других инициатив «не так поняли». Вообще, тема «непонятливости» прессы и населения у нас становится очень модной. Один из руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей Михаил Прохоров объяснял: его неправильно поняли, когда он предлагал вводить 60-часовую рабочую неделю. Помощник президента Аркадий Дворкович жаловался: его не поняли, когда он говорил про отмену студенческих стипендий. Правда, после того, как они дали соответствующие разъяснения, выяснилось, что дело обстоит даже хуже, чем мы думали...

На сей раз по такому же пути пошли и чиновники Министерства образования и науки. Жалобы на «непонятливых» составили значительную часть пропагандистской продукции этого ведомства, вызвав в обществе лишь неприязненное недоумение.

Известный учитель Серей Волков, написавший письмо о ФГОСе, взорвавшее интернет, констатирует: «Людей, подписавших письмо, пытаются обвинить в том, что они не умеют читать тексты. Шесть сотен докторов наук, двадцать академиков - все поголовно не умеют. Хочу напомнить разработчикам стандартов и сочувствующим: умение грамотно и адекватно оформить свои мысли в виде текста - это одна из компетентностей выпускника. При знакомстве со стандартом рождается ощущение, что сами разработчики этим умением не овладели». Разумеется, чиновники отвечали, что есть еще многочисленные позитивные моменты, в тексте стандарта напрямую не отраженные, а потому и не учтенные критиками. Волков недоумевает: «Но извините, а как можно догадаться о том, что в виду имеется, а в тексте не написано? Или написано не по-русски? Я прочел текст проекта стандарта, удивился, задал вопросы разработчикам на их сайте. Ответа не получил».

Беда разработчиков ФГОСа не в том, что их не поняли. Как раз наоборот: к несчастью для них, поняли, и даже слишком хорошо. Получив ФГОС, общество обнаружило то, что на протяжении последних лет было содержанием многочисленных документов, инструкций и политических решений в сфере образования и социальной политики, когда вводили ЕГЭ, когда принимали федеральный закон №83, когда готовили проект закона «Об образовании». Все эти меры представляли собой звенья одной цепи, и даже когда между ними обнаруживались технические противоречия, они легко и гладко укладывались в общую стратегию, направленную на ликвидацию бесплатного общедоступного всестороннего образования. Разница лишь в том, что раньше это делали постепенно, соблюдая некоторое чувство меры и последовательность тактических шагов, а с появлением ФГОСа вся картина предстала перед нами «грубо, зримо».

Общественное возмущение достигло такого градуса, что пришлось отложить принятие нового стандарта, назначенное на 15 февраля. Вместо этого в означенный день на сайте министерства вывесили новую версию, сделанную «с учетом критики».

Единственное отличие «нового» варианта от старого - это появление в качестве общеобязательного предмета некой «русской словесности» или филологии. Что, в некотором смысле, даже ухудшает дело.

Вместо двух предметов с четкими, ясными задачами - русский язык (обучение правописанию, грамматике и правильной работе с родной речью) и литература (изучение культурного наследия русских и, в некоторых случаях, зарубежных классических писателей), нам предлагают некий «интегрированный курс», где будет всего понемногу. В остальном новый стандарт представляет собой техническую редакцию старого. Очень показательный пример того, как в Минобрнауки учитывают критику.

Некоторое время назад, когда первый ФГОС был только обнародован, некоторые аналитики подозревали, что нарочито бестолковый и хамский документ специально предложили публике, чтобы отвлечь ее внимание от менее скандальных, но не менее опасных законов - ФЗ-83 и «Об образовании». Действительно, спор переместился с анализа законопроекта «Об образовании» на обсуждение ФГОСа, что давало основание подозревать, будто мы имеем дело с тактическим отвлекающим маневром. Стандарт отзовут, порадуют публику, а закон, тем временем, с минимальными поправками примут. Однако события последних дней свидетельствуют: дело обстоит не так. Между новым стандартом и законопроектом существует прямая связь. Стандарт как раз направлен на то, чтобы практически реализовать принципы, заложенные в законе, а потому их проталкивают одновременно и с равным упорством.

Остается лишь вопрос: к чему стремятся придти авторы всех этих законов и стандартов?

Если кто-то полагает, будто население, став под воздействием образовательной реформы тупым и диким, не будет бунтовать, то они глубоко ошибаются. Бунтовать все равно будут, только тупо и дико.

Кстати, с точки зрения интересов правящего класса еще неизвестно, что лучше. Цивилизованные народы своих проштрафившихся правителей отправляют в отставку или в худшем случае - за решетку. Менее цивилизованные - разрывают на части или сажают на кол, в лучшем случае расстреливают. Нас явно хотят сделать менее цивилизованными, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что ж, как говорится у великого Мольера, «ты этого хотел, Жорж Данден»...

Впрочем, ни закон, ни стандарт еще не приняты, следовательно, борьба продолжается. Остается шанс, и отнюдь не маленький, что гражданская активность общества окажется достаточной для того, чтобы остановить принятие антиобразовательных законов и стандартов. Заодно - заставить чиновников задуматься о том, где у нашего народа проходит граница терпения, и не находятся ли они от этого рубежа в опасной близости.

Что касается содержательной дискуссии об образовании, то она еще предстоит. Но эта дискуссия не имеет ничего общего с обсуждением вредительских проектов Минобрнауки. Да, систему надо менять, но не только и не столько в сфере образования. Тем не менее, в краткосрочной перспективе важнейший вопрос нашей общественной жизни в том, чтобы просто остановить принятие ФГОСа, не допустить катастрофы.

Похоже, борьба за будущее образования становится важнейшим политическим вопросом нашей жизни.

У американцев есть назидательная рекомендация в ответ на вопрос, что делать, если ты оказался в глубокой яме. Прежде всего - перестать копать. Перестаньте копать, господа! А там уж мы разберемся, как из вырытой вами ямы выкарабкиваться.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/perestante_kopat_gospoda_2011-02-17.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Кагарлицкий
Все статьи Борис Кагарлицкий
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51