Церковь святого великомученика Димитрия Солунского расположена недалеко от центра египетской столицы, в районе Зейтун. Квартал небогатый, но тихий и спокойный. Во всяком случае, таким он считался до последних событий.
Но сейчас уже не поймешь, какие районы тихие, какие - нет, машет рукой настоятель церкви. Архимандрит Леонид (Горбачев) - Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. То есть, переводя на светский язык - посол Русской Православной церкви на Африканском континенте. Египет, где ступал Спаситель считается частью Святой Земли, а здешняя православная община входит в число древнейших. Отношение к египетской земле у христиан особое еще и потому, что эта страна считается родиной монашества. «Именно здесь под Александрией, и, особенно, под Фивами (нынешний Луксор), где подвизались преподобный Антоний Великий и Павел Фивейский, появились первые отшельнические скиты и монастыри», - напоминает отец Леонид.
Было это еще в те времена, когда египетских христиан преследовал всемогущественный Рим. Пришедшие в Египет в 7 веке арабы уважали христиан как «людей Книги», то есть Писания. И, за редчайшими исключениями (как, например, при некоторых халифах династии Фатимидов) христиане, и быстро ставшие в Египте большинством мусульмане жили мирно. До недавнего времени казалось, что иначе и быть не может. Последняя серия нападений на церкви (самое дерзкое было совершено в новогоднюю ночь в Александрии) впервые за долгое время заставила прихожан всех церквей - коптских, православных и армянских, задуматься о своей безопасности. А последние бурные события добавили оснований для тревог.
«Когда грянули эти тревожные события многие из нас просто не могли поверить своим глазам. От привычной мирной жизни за один день не осталось и следа. На заправках пропал бензин, закрылись банки, с полок магазинов стали исчезать самые обычные продукты. Начались поджоги и грабежи больших супермаркетов, и днем и особенно по ночам звучали выстрелы - в том числе, судя по звуку, из автоматов. Не удивительно, что многие прихожане, главным образом женщины, в этой обстановке растерялись, не знали, что им делать», - говорит отец Леонид.
Мы спросили отца Леонида - чем могла помочь людям церковь Св. Димитрия Солунского?
«Прежде всего мы старались как могли снизить уровень тревоги, не допустить паники. А в какой-то момент до этого было недалеко, звучало и слово «эвакуация». Надо отдать должное нашим дипломатам, они в этой обстановке действовали четко, ни про кого не забывали. Мы тоже делали все возможное. Вывезли прихожан из неблагополучных районов, где шла стрельба и обстановка была близка к хаосу. Обеспечили их временным жильем. Но самое главное, конечно, было поддержать людей морально и духовно. Когда шел спать, обязательно клал рядом с кроватью на тумбочке мобильник - люди иногда звонили и по ночам, спрашивали, что делать. Как мог, старался помочь», - говорит отец Леонид.
Пост полиции, который расположен рядом с церковью, пуст - полицейские давно сбежали. Недалеко от церкви - сгоревшее здание полицейского участка. В самой церкви всей охраны - пожилая коптская семья. Но, как говорит отец Леонид, никаких эксцессов с мусульманскими соседями никогда не было.
«Проблем с мусульманами у нас нет ни на бытовом уровне, ни на мировоззренческом. Кстати, мы регулярно встречаемся с руководством каирского исламского университета «аль-Азхар», где готовят мусульманских священнослужителей. Ведем разговор прежде всего о том, как нам в сложном современном мире наладить взаимопонимание между разными конфессиями. И здесь, я думаю, у России многие могли бы поучиться».До своего назначения в Каир отец Леонид бывал в Боснии и других неспокойных местах. Часто долгие конфликты начинались совершенно неожиданно, с какого-то мелкого, казалось бы, инцидента - а потушить пожар не удавалось долгие годы.
«Даст Бог, обстановка в Египте успокоится, надежда на это сейчас уже появилась», - говорит отец Леонид. Но перед сном, рядом с кроватью обязательно кладет мобильник.