Трехсвятительский храм в Харькове. Южный фасад. Вид со стороны ул. Батуринской
Непростое
это дело: построить храм. Еще более неслучаен выбор имени храма, то
есть тот духовный внутренний посыл - какому Вселенскому событию храм
должен быть посвящен. Как правило, храм называли в честь наиболее
почитаемых в данной местности православных праздников или святых,
которые по мнению православных жителей данной местности
покровительствовали их жизнедеятельности. Выбор мог быть связан, конечно
же, и с конкретными людьми, на средства которых возводилась церковь.
Так в Харькове, столице южнорусской Слобожанщины, благодаря провиденциально действующей истории, благодаря необъяснимой связи всего со всем, сложилось особое почитание древних подвижников веры, прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого - архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего около 330 - 379-х годов, ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих; а также двух Константинопольских патриархов - Григория Богослова (около 330-390-х гг.) и устроителя благолепного Богослужения, автора знаменитой Литургии Иоанна Златоустого (нередко говорят Златоуста, что по-гречески звучит как Хризостан; около 350-407 гг.).
Согласно святителю Димитрию Ростовскому, история установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 г. митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Некоторое время в Харькове действовало даже две Трехсвятительских церкви, что не помешало выстроить третью (!) и именно ей было суждено во всем своем великолепии радовать нас и сегодня.
Решение о возведении новой церкви во имя Трех Святителей (греч. Οι Τρείς Ιεράρχες - «три иерарха») было принято сходом жителей домов, расположенных в центральной части района Заиковка, 29 января 1906 года и утверждено Епархиальным управлением. Об этом нам сообщает подробная и основательная книга «Трехсвятительская церковь в Харькове». (Харьков, 1999), написанная в соавторстве протоиреем И. Лизаном, В. Е. Новгородцевым, А. Ю. Лейбфрейдом, О. И. Денисенко.
С архитектором Александром Юрьевичем Лейбфрейдом (1910-2003), уроженцем Российской Империи, пристрастным подвижником-собирателем памяти об отечественной старине, об архитектуре, строениях Харькова, мне доводилось несколько раз общаться лично и не упущу возможности лишний раз благодарно вспомнить этого человека, оставившего итог своих многолетних изысканий родному городу. Без таких людей наша «ленивая и нелюбопытная» память зияла бы еще большими белыми пятнами.
Храм
Трех святителей, десятилетиями являющийся высотной доминантой местности
(мы исключим из поля зрения металлическую радио-телевышку и жуткого
вида гигантскую трубу, возведенную на излете 1980-х на территории завода
им. Шевченко), виден с разных точек одно- двухэтажного района города,
именуемого Заиковкой, и с примыкающей к нему Москалевки (в давние
времена это были слободки, заселенные казаками Харьковского полка). Да и
из центра города, с Нагорного района, при взгляде на юг увидишь этот
красивый храм, которому в текущем году отмечаем 105 лет. В самом деле,
церковь эта напоминает резными узорами сказочный дворец, а в целом
отсылает, если угодно, к воспоминаниям о Соборе Василия Блаженного в
Москве или Храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Трехсвятительская
церковь - украшение Харькова, является памятником архитектуры Украины.
Харьков. Фрагмент северного фасада Храма трёх святителей
На выбор наименования храма не могло не повлиять совпадение с именами святителей имен благотворителя Григория Гольберга, одного из инициаторов создания церкви, отдавшего много сил и средств на ее возведение, а также его братьев Василия и Ивана (были еще два брата, Александр и Дмитрий). Не случайно харьковчане до сих пор этот храм чаще всего называют Гольберговской церковью. И это справедливо, ведь еврей-выкрест Г. Гольберг (кстати, крестились в православие все пять братьев), председатель Городского купеческого общества, член Харьковского благотворительного общества, купец первой гильдии, не случайно возвел на земельном участке, принадлежавшем его супруге Марии, почти на берегу речки Нетечь эту каменную чудо-свечу Господу, где на наружных стенах орнаментальные звезды царя и непревзойденного псаломопевца Давида свидетельствуют о единстве Ветхого и Нового Заветов. Шестиконечные звезды в медальонах на стенах православных храмов - весьма распространенный традиционной орнамент. Однако в данном случае народное сознание связывает их наличие с персоной благотворителя... Улица Первой конной армии в дореволюционные времена именовалась Заиковской, и с ее южной стороны, как отмечают краеведы, располагались пустынные земли с солончаковой почвой, на которой плохо приживалась растительность, за что место прозвали «Аравией». И когда основянский помещик А. В. Квитка (потомок писателя Квитки-Основьяненко, а также родной сестры святителя Иоасафа Белгородского, которая была замужем за одним из Квиток) в 1883 г. продал «Аравию» городу, здесь, фактически за тогдашней городской чертой, стали интенсивно селиться горожане, в том числе и Гольберги, успешно занимавшиеся торговлей железоскобяными товарами и красками.
Несмотря
на то, что неподалеку была Преображенская церковь на Москалевской улице
(ныне ул. Октябрьской Революции; храм снесен в 1930-е), инициативу
строительства храма на Заиковке поддержал архиепископ Харьковский и
Ахтырский Арсений, поручивший организационные работы Благочинному округа
Преображенской церкви о. Петру (Фомину).
Строили
храм всем миром, вклад Григория Гольберга был, конечно, определяющим:
купец пожертвовал на возведение храма 10 тысяч рублей, став
председателем избранного сходом Строительного комитета.
Для
возведения на участке площадью 0,34 га храма из нескольких проектов
Строительный комитет выбрал работу авторитетного харьковского
храмостроителя профессора Технологического института (ныне ХПИ) М. И.
Ловцова (1850-1907). Харьков благодарен уроженцу Рязани и питерскому
воспитаннику архитектору Ловцову красотой уцелевших в годы лихолетья
храмов - кафедрального Благовещенского собора, храма Александра
Невского; помнят харьковчане и реконструированные архитектором храмы:
Жен Мироносиц (был уничтожен в 1930-е), частично сохранившуюся
Дмитриевскую церковь. По его проектам осуществлялась также капитальная
реконструкция Рождественской, Пантелеимоновской и других харьковских
церквей. Благодарны Михаилу Ивановичу и соседи харьковщины - сумчане,
поскольку в 1882-1892 гг. Ловцов разработал проект и руководил
реконструкцией кафедрального Спасо-Преображенского собора в Сумах.
М.И. Ловцова считают одним из основоположников «неорусско-византийского» стиля в архитектуре юга России. Специалисты полагают, что Ловцов в качестве прообраза Трехсвятительского храма взял церковь на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры, построенную в 1895-1900 гг. по проекту инженера В. А. Косякова.
Судьба, увы, распорядилась так, что автор замысла не смог принять участия в торжестве закладки Трехсвятительского храма, прошедшем 2 сентября 1906 г., поскольку уже был тяжело болен. Он скончался через год, 29 ноября 1907 г., когда на строительной площадке велись земляные работы. Закладка храма осуществлялась уже под руководством нового епархиального архитектора, уроженца г. Каменец-Подольский, золотого медалиста Петербургской Академии художеств Владимира Николаевича Покровского (1864-1924), тоже успевшего немало потрудиться на ниве храмового строительства Харькова и тем самым оставившего о себе благодарную память. До приезда в 1906 г. в Харьков В. Покровский 17 лет служил епархиальным архитектором Варшавско-Холмской епархии Русской православной церкви и некоторое время в Москве. В Харькове под руководством В. Н. Покровского были сооружены или капитально перестроены Озерянская церковь на Холодной горе, церковь Казанской Божьей Матери и другие, много храмов в губернии и комплекс Свято-Пантелеимоновского монастыря в Сумах.
Работы по возведению Трехсвятительского храма В. Н. Покровский возглавлял восемь лет, до самого окончания. Храм был закончен в год начала Первой мировой войны, 1914-м. Всего за 8 лет на строительство пошло около 2 млн штук кирпича, а общая сумма затрат на все работы составила 200 000 рублей. Во время службы в храме и сегодня может разместиться 650 человек. Центральный купол опирается на перекрещивающиеся арки, пролет которых соответствует размерам храмового зала. Это позволило освободить зал от несущих столбов. Обширный зал храма перекрыт парными перекрестными железобетонными арками, на пересечение которых опирается центральный световой барабан с куполом. Высота центрального купола без креста составляет 40 метров, а высота колокольни до основания креста - 48 метров. Кресты на храме и колокольне - 3,5 и 3 метра.
Около двух лет храм расписывал Алексей Яковлевич Соколов, ученик И. Е. Репина и В. А. Серова по Петербургской Академии художеств. Сохранившиеся до сих пор, частично реставрировавшиеся уникальные, очень красивые интерьеры, созданные Соколовым, напоминают нам работы Васнецова во Владимирском соборе Киева или отчасти росписи Трапезной церкви Киево-Печерской лавры.
Оригинальный иконостас храма был изготовлен в Италии по чертежам В. Н. Покровского.
28 мая 1915 г. в храм из Куряжской обители была доставлена чудотворная икона Озерянской Божьей Матери. Вышеупомянутая книга «Трехсвятительская церковь в Харькове» так рассказывает о торжествах освящения храма, состоявшихся 29 мая: «Торжества начались в 9 часов утра при стечении множества людей. В храм пропускали только по приглашениям. Преосвященный Феодор (Лебедев), епископ Сумской, встречал Митрополита Киевского Флавиана (Городецкого, с 1901 по 1903 г. возглавлявшего Харьковскую кафедру), Митрополита Антония (Храповицкого), члена Государственного Совета митрофорного протоиерея Т. И. Буткевича, наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Амвросия, наместника Покровского монастыря архимандрита Рафаила и других представителей духовенства. На богослужении присутствовали шталмейстер Двора его Императорского Величества М. К. Катеринич, вице-губернатор П. Н. Масальский, попечитель учебного округа П. Е. Соколовский, городской голова профессор Д. И. Багалей, ректор Харьковского университета профессор И. В. Нетушил, Г. О. Гольберг и М. С. Гольберг, архитектор В. Н. Покровский, художник А. Я. Соколов, представители военных властей, именитое купечество, видные общественные деятели, местные и приезжие богомольцы».
В
этом списке почетных гостей, который приятно перечесть, немало лиц,
составивших уже тогда гордость Харьковщины и не только. Нам кажется,
некоторые персоны из этого списка вполне заслужили того, чтоб их память
была увековечена в металле или камне на улицах города.
У
самой стены храма, со стороны южного фасада, сегодня стоит скромный
каменный крест с золотистым Распятием и лаконичной надписью «Здесь
покоится протоиерей Петр Кириллов. 1918».
К
сожалению, в безбожные времена храм постигла общая участь: в 1923 г.
тут был склад церковного имущества, куда свозилось содержимое
повсеместно закрывавшихся и уничтожавшихся храмов. Но с 1925 г. церковь
было разрешено вновь открыть. Количество прихожан здесь даже стало
превышать посещаемость храмов центра города, городского и кафедрального
соборов. Сохранившиеся архивные документы о деятельности Церковного
совета Трехсвятительского храма заканчиваются 1929 г., но известно, что
церковь продолжала действовать до предвоенных лет.
Однако настоятель храма о. Петр (Фомин) и староста В. И. Скоркин были расстреляны по обвинению в антисоветской деятельности.
Служба в храме, возобновившаяся в 1941 г., продолжалась и во время Великой Отечественной войны. Официальная регистрация храма состоялась в 1944 г. В цокольное помещение храма уже в послевоенное время (изначально планировавшееся под усыпальницу супругов Гольберг) была «подселена» харьковская старообрядческая община (Белокриницкого согласия), однако с недавнего времени, к сожалению, помещение опечатано, создалась конфликтная ситуация, требующая быстрого умирения. Ситуация абсолютно недопустимая - тем более что сегодня налаживается диалог канонической Русской Православной Церкви и Русской Церкви старого обряда.
Особо следует сказать о хоре Трехсвятительского храма, возрождающем традиции церковного распева, которым руководит регент Игорь Сахно (организован в 1984 г., с 1988 г. - на основном клиросе; тогда его возглавляла Светлана Курило, ныне преподаватель регентского отделения Духовной академии, располагающейся в Троице-Сергиевой Лавре). Хор в богослужениях использует русское уставное одноголосное пение - столповой распев, а также византийское пение и грузинское церковное трехголосье. Хор является лауреатом крупнейших православных фестивалей России и Украины, выпустил пластинки и компакт-диски с древними песнопениями. Благодаря активности своего руководителя и высокому исполнительскому мастерству певческий коллектив хорошо известен в православном мире, нередко участвует в концертно-просветительских программах.
Обновлением
старых росписей в храме занимались в период с 2003 по 2008 гг.
современные мастера В. В. Верховод Л. Я. Марьенко, Л. М. Золотарев,
осуществив живопись масляными красками по известковой штукатурке с
использованием сусального золота, поталь - имитации серебра. Своими
впечатлениями о работе поделился Виктор Верховод: «Оригинальное письмо
Богородичных Образов «Покров» и «Знамение» почти не сохранилось (часть
совсем разрушена, часть закрашена). Провести грамотную, качественную
реставрацию не было возможности в связи с отсутствием средств и
специалистов не только в Харькове, но и на Украине. По силуэтам и
оригинальным размерам я попытался сохранить стилистику и цветовую гамму
икон, присущую всей росписи храма...»
К храму
приезжают и экскурсанты, и паломники из разных краев, но, что отрадно,
он не перестает быть центом духовного притяжения для харьковчан. В
недавние Крещенские дни пришедшие за святой водой по улицам с
символическими названиями - Полтавской, Киевской и другим - не только
заполнили храм и большой двор, но и изобильно стояли в терпеливой
очереди далеко по улице, которой хорошо бы вернуть живое историческое
название - Заиковская.
http://odnarodyna.com.ua/topics/11/411.html