Министерство православной веры

290 лет со дня учреждения Святейшего Синода

0
219
Время на чтение 7 минут
- А вы знаете, что в прежние времена - ещё до революции - к священнику следовало обращаться не «Ваше Преподобие», а «Ваше Благословение»? Да, было такое!.. «Благословение» для иереев и «Высокоблагословение» - для протоиереев. А диакона величали «Ваше Благовестие», «Ваше Высокоблаговестие». Это понятно почему, - ведь на литургии священник обращается ко диакону: «Мир тебе, благовествующему!» Благовестник - да это почти Ангел, - ангельский чин у диакона!..

Мы беседуем с протоиереем Александром Паничкиным, известным церковным историком, настоятелем храма Св.Прав. Феодора Ушакова. О чём беседа? Конечно, об истории нашей Церкви, а если точнее, о том непростом времени, что теперь называют синодальным периодом. Почему именно о нём? Потому что этой зимой исполняется 290 лет со дня учреждения Святейшего Синода.

- Скажите, батюшка, насколько каноничным было такое нововведение? Если не ошибаюсь, ни в одной из поместных Церквей ничего подобного нашему тогдашнему Синоду не существовало...

- Синоды существовали при некоторых восточных Патриархах, но это были органы всего лишь совещательные, - отнюдь не законодательные, как в Российской Империи. Вводя синодальное правление, Русская Церковь не отступала от канонов, и восточные Патриархи признали наш Синод своим братом... Хотя, с другой стороны, в Апостольских Правилах сказано, что всем следует знать первого епископа в своей стране... Словом, вопрос о каноничности Синода - непростой вопрос. Петру Великому мешал авторитет Патриарха - в патриаршей власти он видел своего соперника, и у него были на то основания! Весьма веские основания: вспомните Никона, провозгласившего довольно-таки спорную мысль о том, что священство выше царства; вспомните Патриарха Филарета, отца царя Михаила Феодоровича, который открыто правил страной за своего юного сына... Оба эти первоиерарха величались Великими Государями... А зачем Петру был нужен второй Великий Государь? Это только повод для раздоров, которые особенно опасны в эпоху реформ. Поэтому под тем предлогом, что коллегиальное управление будет полезнее для Церкви, чем единоличная власть Патриарха, 2 февраля 1721 года и был учреждён Святейший Синод. Позднее к слову «Святейший» было добавлено слово «Правительствующий» - таким образом Синод был уравнен в правах с Правительствующим Сенатом. Хотя Сенат никогда не признавал этого равенства; и сохранился любопытный документ, в котором повелевалось именовать обращения Синода в Сенат «доношениями», а не «промемориями»: промемории-то пишет равный равному, а доношения - подчинённый начальнику, - вот какая тонкость!.. Кроме того, Синод не имел права личного доклада Государю, - а это, сами понимаете, о многом говорит. Правда, такой вице-президент Синода, как архиепископ Феофан (Прокопович), умел подойти к августейшим особам и с докладом, и без доклада, - но лучше бы этого не было! От Феофана много бед пришло Русской Церкви... Если же говорить об отношении царей к Синоду, то об этом лучше всего скажет такой факт: в Синоде всегда имелось особое кресло для Государя. Но на деле это кресло было занято лишь однажды: Александр I в начале своего царствования как-то решил посмотреть на то, что творится в его духовном ведомстве, - и больше уж туда не заходил. Прочие императоры и вовсе там не бывали.

- Членами Синода могли быть только архиереи?

- Нет, туда было допущено и белое священство, причём выбирались священники из таких епархий, чьи архиереи не были представлены в Синоде, - это для того, чтобы батюшки могли говорить свободно, не оглядываясь на своего епископа. Вообще первоначально структура Синода была такова: во главе - Президент, митрополит Стефан (Яворский), потом два вице-президента - они были архиепископами. Были там асессоры, были советники. Но такое положение сохранялось недолго. Вскоре все эти звания были отменены - все стали называться просто членами Синода. Что такое обер-прокурор? По мысли Петра Великого, им должен был стать «добрый офицер», который бы вёл синодальные дела и вообще был бы, так сказать, главным синодальным стряпчим, ходатаем по делам Синода перед Государем. Но на деле этот пост занимали порой такие люди, которые имели весьма своеобразные понятия о православной вере. Вот, например, Иван Иванович Мелессино, который предлагал матушке Екатерине, чтобы архиереям жить с законными жёнами, всенощные бдения заменить краткими богослужениями и поучениями для народа... Ясно, к чему он стремился... Но к счастью, он всё-таки был снят, и Церковь избавилась от таких прожектов.

- Среди членов Святейшего Синода были когда-нибудь значительные деятели Православной Церкви?

- Вопрос непростой... Дело в том, что с самого начала царская власть старалась ставить в Синод людей не слишком выдающихся, спокойных, лояльных... Таких, чтобы не мешали власти ни своим политиканством, ни неуёмной энергией. Кого среди них выделить? Мне очень симпатичен архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Сильвестр (Кулябка) (1701-1761) - человек неординарный, профессор Киевской Академии, писал на латыни, имел серьёзные богословские труды, читал отличные проповеди. Да и просто был весьма культурным, благожелательным человеком, никогда не позволявшим себе грубости в отношениях к подчинённым, - так не характерно для того времени!.. К священникам, например, он неизменно обращался «всечестной отец»!.. Кто ещё? Знаменитый столичный митрополит Антоний (Вадковский) (1846-1912) - яркая личность, человек, боровшийся с тяжёлой рутиной тогдашнего церковного общества и с нарастающим революционным движением. Ну и, конечно же, самый знаменитый среди обер-прокуроров Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), - один из умнейших людей своей эпохи, человек, определявший политику Империи в конце XIX века. Да, он был сугубым консерватором, но консерватизм его был искренним, выстраданным, глубоко продуманным... И кому же определять политику Православной Церкви, как не консерваторам?.. Нас, православных, часто ругают за консерватизм, порой мы и сами его стыдимся, но... Может ли быть какой-то прогресс в догматах, в канонах? Более чем сомнительно. Перед нами пример католической церкви, которая как соль, потерявшая свою солёность, свою силу, стала ничем - и теперь её остаётся только выбросить на попрание. С сожалением вынужден отметить, что ныне и нам грозит тот же путь. Не видно вокруг таких людей, которые могли бы противостоять и обмирщению, и католическому влиянию, и наступлению протестантов. К сожалению, часть нашего духовенства - и довольно значительная - увлеклась страстями мира сего. Теперь всем предоставлена такая возможность: если в советское время налоги были очень большие и люди боялись выставлять напоказ своё богатство, то сейчас это, увы, не так...

- Так как же объяснить тот факт, что в этот период Церковь, с одной стороны, стала бюрократическим аппаратом, а с другой стороны, в ней просияло огромное количество замечательных святых: и Серафим Саровский, и оптинские старцы, и Иоанн Кронштадтский, и много, много иных?..

- Вы это правильно заметили. Действительно, стали во множестве появляться святые подвижники. Или, точнее, Господь стал показывать их во множестве. Эти люди прославляли Церковь своим подвигом, - духовным подвигом, - а не политической борьбой и не критикой власти!.. И если взять даже наш Петербург, который любят ругать, называть нерусским... Нев-ский проспект наш именуют «экуменистическим проспектом»: ведь на нём стоят и католический храм, и протестантский, и армянский, - ну, и православный, конечно же... А каких только храмов нет в нашем городе! - и синагога, и мечеть, и буддистский храм... Но что с того? Зато Господь возжёг у нас такие светильники Православия, как Ксения Блаженная - поистине неисчерпаемое море чудес и человеколюбия. А Иоанн Кронштадтский!.. У нас начинал свой путь святитель Игнатий Брянчанинов, святой праведный Феодор Ушаков - когда-то он молился в нашем храме и теперь вернулся сюда частицей своих мощей... Всех святых наших не перечислишь... И синодальный период, когда Церковь считали обезглавленной, ничем не повредил православной вере, православной святости. Помню, в своё время нашему митрополиту Иоанну (Снычёву) (†1995) сказали: мол, Церковь в советское время была осквернена - государство держало её в своих руках, помыкало ею, уничтожало её... А мудрый Владыка ответил, что да, во внешние церковные дела вмешивались и партия, и КГБ, всё это было, да будет, наверное, всегда (оно и теперь есть, это вмешательство, хотя и в иной форме). Но в дела сакральные, дела таинственные, в дела молитвы, литургии, - никто не может вмешаться. Никак! Всё равно Христос является на каждой литургии - Телом Своим и Кровью. А ведь мир таинственный гораздо более важен для Церкви, чем дела политические, внешние, - мир молитвы, внутренний мир человека, духовный мир его. Такие слова сказал Владыка Иоанн, - поистине замечательные слова. Они и к синодальному периоду относятся. Тогда государство крепко держало в руках Церковь, - но на веру, на благодать это никак не повлияло. Ругают синодальную эпоху за печально известный «Духовный регламент», по которому священник обязан был доносить о своих прихожанах, злоумышлявших на Государя, - фактически предавать тайну исповеди... Но давайте помыслим здраво: много ли в России было людей, боровшихся с властью? Если не считать последних лет Империи, - единицы! И они, как правило, были безбожниками, на исповедь не ходили. Выходит, что простой прихожанин мог исповедоваться совершенно свободно, ничего не боясь...

- Говорят, что Церковь без Патриарха была обезглавлена... А вам не кажется, что такое состояние, когда в стране две власти - духовная и светская, - не очень устойчиво? Малейшее разногласие, как было при Никоне, - и страна раскалывается на два лагеря. Может быть, и нужно, чтобы Церковь была организационно встроена в государство?

- Нет, всё-таки Церкви нужна свобода, по меньшей мере для того, чтобы не быть ответственной за гибельную государственную политику в некоторые эпохи. Представьте, если бы Церковь была вынуждена одобрять нынешний развал, бездуховность, вырождение народа?.. Будучи на положении одного из министерств, мы не смогли бы возвысить голос против страшного духовного оскудения, царящего в современном обществе. Сейчас у нас по крайней мере есть возможность призвать людей на иной путь - к добродетели, к братолюбию, к заботе о душе... И мы можем воспользоваться такой возможностью - важно только не забывать, что это не только возможность наша, но и долг.
Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Паничкин
Все статьи Священник Александр Паничкин
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45