Тот, кто любит Россию, живя вне её нынешних пределов, думаю, готов сказать вслед за сербами: «На небе – Бог, на земле – Россия». Именно так в душе мы и чувствуем, необыкновенно ценя русский язык и историю, любя культуру и широту характера, принимая и крайности, ибо одна из них – святость.
Что подразумевается, когда в единый ряд, как в сербской пословице, ставятся Бог и Россия? Живущие в рассеянии православные, дружественные сердцем России, русскокультурные (русскоговорящие, русскочувствующие) видят в ней опору, материк, особый континент, который ощущается как бы отсветом Небесной Родины. Кто сможет сказать точнее, если это нужно, пусть скажет. Но прояснить здесь стоит то, что в этом взгляде нет наивной идеализации России. Мы помним всё – и недавнее предательство Сербии, и Черномырдина на Украине. При этом понимаем, что живущие внутри России иначе воспринимают страну: большое видится на расстоянии. А под ногами и вблизи – так что и взор колет – бездорожье, пьянство, подлость чиновников, наркота… Из нашей же некоторой отдалённости дураки и дороги видятся вовсе не доминантами на историко-географических просторах Руси-России. Доминанты – сокровенные хрустальные родники, вспоившие страну, которая «интересна Богу», страну молитв, учёных знаний и художественных прозрений. Названия этих родников может быть отождествлено с именами преподобного Сергия Радонежского, Михаила Ломоносова, Александра Пушкина.
Ну а Черномырдин… Чиновник, надменно-зло не желавший примечать миллионы русских, воспринимался все его бездарные годы не как враждебный жест, а как небрежность от широты.
Пережили. Вроде бы.
Вот я к чему это всё. В Москве 25-26 мая 2010 года проходил ХIV Всемирный русский народный собор (ВРНС), который традиционно примыкает к празднику Дней славянской письменности и культуры, отмечаемому 24 мая, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, что и придаёт всем этим майским дням высокий смысл.
Собственно высота была определена уже на первом Соборе, в мае 1993 года; его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл стоял у истоков создания ВРНС, являясь его идеологом. Как организация и как форум Собор стал площадкой для обсуждения самых острых вопросов современности, собственно русским штабом.
Стоит ли напоминать, что Собор 1993 года проходил в период чрезвычайный, накануне открытого русского погрома и танкового расстрела Верховного Совета России? На Васильевском спуске, под стенами Кремля, ещё стояли две группы людей, разделённые милицией, одна из которых скандировала маргинально-отчаянное: «Ельцин, пьяная свинья, убирайся из Кремля!», вторая – нечто противоположное по смыслу, а в воздухе уже присутствовал пороховой запашок…
Заявление I Всемирного русского народного собора 1993 года – важный и очень интересный документ[1], это – идеологический фундамент всех последующих Соборов, а в перспективе и фундамент возрождённой России.
Прошло 17 лет. Можно попробовать рассмотреть, какие направления оказались успешным и почему, а какие нет.
Вот Никита Михалков, известный режиссёр, заявил с трибуны Собора, что все эти годы звучат правильные слова о духовности и нравственности, но «нет больших сдвигов». Его выступление оказалось если и не самым глубоким, то одним из самых острых, а слова «нет больших сдвигов» – явились эвфемизмом слова «говорильня».
Но по существу. Несколько ключевых пунктов.
В 1993 году на Соборе было заявлено: «Ныне, когда русские оказались беженцами на своей земле и не по своей воле стали разделённым народом, когда унижено национальное достоинство и померкло национальное самосознание наших людей, когда во многих государствах они ущемляются в правах, языке, религии, в личной безопасности и благополучии, когда растёт социальная незащищенность, нищета и неуверенность в завтрашнем дне, мы обязаны обратиться к каждому русскому человеку, каждой ищущей душе с призывом к действию для восстановления исторической преемственности русской жизни, для возрождения Отечества».
В 2010 году по-прежнему нет закона «О разделённом русском народе». Это тема представляется наиважнейшей. Понимает это кто-то или нет, но именно в этом причина физического вымирания Русского мира, сокращения населения. Кроме того, в различных вооружённых конфликтах, которые периодически взрываются на территории бывшего Советского Союза, русские всегда оказываются в группе риска, как мы это видим сегодня в Киргизии.
Что же касается призыва первого Собора «к действию для восстановления исторической преемственности русской жизни, для возрождения Отечества», – то действие снизу было и есть, это несомненно и очевидно. В доказательство можно привести никем, кажется, ещё не осмысленную причину невступления Украины в НАТО. Случилось это не по воле политиков, а в большей степени вопреки, в том числе и вопреки воле правящей мировой верхушки, но благодаря действиям самых простых людей, тех, кто приезжал в Киев со всей Украины, понимая: что-то нужно делать! Они устраивали крестные ходы, пикеты, распространяли по посольствам и учреждениям письма, они привлекали внимание… Люди чуть ли не ежемесячно несколько лет кряду ходили с хоругвями и иконами в снег и дождь по улицам Киева, на них посматривали как на больных, видеокамеры иногда выхватывали из шествия портрет Жукова, нездоровое старушечье лицо, «смешной» плакатик… Как-то норвежские корреспонденты заинтересовались, удивлялись: «Вы против, а почему?» Им объяснили. Они вещали на свою аудиторию: а на Украине люди против НАТО! Насильно их нельзя…
Вот ещё главнейшее положение заявления 1993 года: «…Необходимо опознать под пепелищем исторических пожаров фундамент нашей культуры. Ибо никогда не возродится Россия, если не будет воссоздано присущее нашему народу мироощущение и национальное самосознание. Под угрозой распада находится нравственность миллионов русских людей, нападкам подвергается русская самобытность, духовность, наши традиционные религиозно-нравственные ценности и государственность…»
Здесь мы в чём-то устояли. Но ненавистники русской самобытности от открытых русофобских выпадов перешли к иной тактике. Каждый, кто имеет привычку по вечерам включать телевизор, это знает. Нет передач, утверждающих русские ценности. Там всё гуще бесовский хохот, всё наглее гламурные ужимки. Каждый понимает, телевидение отдано на откуп людям нравственно ущербным. Зачем это сделано?
Ещё из 1993 года: «Наша культура и цивилизация нуждаются в первоклассной школе, чтобы возродить Великую Россию. Нужна Русская национальная школа, от яслей до университета. Формирование русской национальной школы — первоочередная задача русского общества…»
Через 17 лет, в 2010 году Собор как раз посвящён теме образования. Соборяне, авторитетные учёные, педагоги по-прежнему бьют тревогу по поводу бездумного навязывания западных образцов, критикуя ЕГЭ, даже уже и прямо обвиняя министра образования во вражеской деятельности. В резолюции Собора 2010 года по этой теме говорится:
« – Отменить ЕГЭ по истории, литературе и другим гуманитарным наукам, как не соответствующий содержанию и назначению учебного предмета.
– Возвратить экзамены по литературе (в виде сочинения) и истории (устно) в число обязательных федеральных экзаменационных испытаний, наряду с русским языком и математикой».
Судя по одному из выступлений на Соборе, в самых верхах не очень понимают, ставя на одну доску православную культуру и светскую этику, что общечеловеческие ценности – это злонамеренный миф. Доказать это не сложно. Этика вора, который тоже ведь человек, говорит: убей, укради и ты молодец; есть и другие сообщества, включая и некоторые религиозные, адепты которых прочих людей за людей не считают. Поэтому никак нельзя признать, что дискуссия по вопросу преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» завершена. Дискуссия не может быть прекращена, пока в русских школах нет предмета «Закон Божий».
В заявлении-1993: «Великая держава не может обходиться без великой науки. Мы выступаем за сохранение и умножение потенциала нашей отечественной науки, её самостоятельность, ответственность, нравственность и с особой надеждой взираем на ученых, способных внести непреходящий вклад в возрождение Родины».
Включив после Собора-2010 телевизор на канале «Россия 24», услышал интервью с молодым учёным, который недавно получил президентскую премию за открытия в области жидких кристаллов. Он рассказывал очень интересно, а в заключении сказал, что фундаментальная наука умирает, ещё год-два и её не будет.
Ещё один пункт из 1993 года: «Армия – защитница Отечества. Она должна…» Кажется, здесь тоже есть проблема.
Но вот в чём сдвиг! Причём ощутимый, зримый!
В 1993 году сказано: «Мы поддерживаем духовно-возрожденческую деятельность Русской Православной Церкви, её объединяющее и примиряющее влияние…» Визиты на Украину Святейшего Кирилла вызывают не просто одобрение, – восхищение. Ещё год назад никто на Соборе не говорил о возможном политическом сближении Украины и России. Но вот видим – там, где Церковь и слово Святейшего, лишь там добрые плоды. Путь выхода из руин для православных был очевиден и 17 лет назад. Кажется, и светские власти начали это, не без удивления, понимать.
Так и победим!
____________________________________________________
[1] http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=804&binn_rubrik_pl_news=338&binn_rubrik_pl_news=439
http://rusedin.ru/2010/06/03/vzglyad-prostodushnogo-ukraintsa-na-vsemirnyiy-russkiy-sobor/