Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«В языке заложен вектор развития народа»

Василий  Ирзабеков, Православие.Ru

28.06.2010


Беседа с писателем Василием Ирзабековым …

Для Фазиля (в святом крещении Василия)Давид оглы Ирзабекова русский язык стал не просто родным и сферойпрофессиональной деятельности, а сакральным зеркалом, в котором он рассмотрелвеликий народ. В своей книге «Тайна русского слова», рекомендованной для чтенияв средних классах общеобразовательной школы, Василий Давидович Ирзабековраскрыл настоящие сокровища «великого и могучего», мимо которых многие из наспроходят безразлично. О том, почему важно хранить чистоту языка, какую рольязык играет сегодня, почему люди должны ему служить, Василий Давидович Ирзабековрассказывает сайту «Православие.Ru».

* * *

– Василий Давидович, сегодня русский языктакой же великий и могучий, как он был раньше?

– Конечно, он всегда был и есть такой. Сгодами к человеку приходит понимание, что с языком на самом деле ничего непроисходит. Все изменения происходят с нами, носителями языка. Язык – это такоесакральное зеркало, в котором в каждый момент истории отражаются вся нация икаждый из нас. Еще язык – это имя Бога, как мы читаем в Евангелии: «В началебыло Слово», то есть Христос.

Я сам год от года милостью Божией меняюсь.И если раньше, заканчивая лекцию, обращался к своим слушателям независимо оттого, какая это была аудитория – школьники, студенты, заключенные, больные, – спризывом защищать и беречь язык, спасать его, то с годами понимаешь, что этоон, язык, нас спасает и сберегает. А еще сохраняет нацию и веру. А мы должныслужить языку.

– Каким образом?

– Не предавать его. Блюсти чистотусобственной души, а через это чистоту языка. Потому что на том суде, которыйожидает всех – и верующих, и неверующих, речь будет идти о сохранности души. Иоказывается, что ее чистота неразрывно связана с чистотой языка. И когда в насзвучит чистый язык – это отражение нашей души. Словарный запас отдельно взятогочеловека тоже замечательный показатель личности человека. Словарный запас А.С.Пушкина составляет 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!

– Но мы ведь не знаем, какой словарныйзапас был у святых, многие из которых были молчальниками. Но они же тожеличности с большой буквы!

– Я тоже задавал себе этот вопрос. Увы, мычасто воспринимаем язык как устную речь. Если святые не произносили слов, тоэто не значит, что у них внутри не звучала речь. А молитвы? Просто мы не слышимэту речь. Разве глухонемые люди не являются носителями языка?

В силу того, что я принял веру в зреломвозрасте, я часто обращаю внимание на такие вещи, которые другим кажутсяпривычными. Можно слышать, а можно расслышать. В одной из молитв, обращенных кБогородице, есть такие слова: «Яко Начальника тишины родила еси». Когда явпервые расслышал это, то остановился пораженный. В начале Евангелия от ИоаннаБог именуется «Словом», а тут – «Начальником тишины». Как это состыковывается?Так вот, святые приуготовляют себя к этой Божественной тишине. Просто мы,убогие, часто воспринимаем тишину – даже есть выражение «зловещая тишина» – каксмятение, если вдруг на какое-то время перестает звучать телевизор или радио.Точно так же, как моряки боятся на море штиля, потому что он бывает передгрозой. А природа такого восприятия в том, что у нас нет внутренней культурыпостоянного рассмотрения сердца, нет вот этого внутреннего непрерывного диалогас Богом. Безмолвие – это божественная тишина. Вот этот феномен, когда человекпостоянно с Богом. Но мы утрачиваем это состояние, отсюда и появляются такиеречевые обороты, как «я не в духе». А почему ты не в духе? Да вот с утра потелефону поговорил, а чай остыл за это время, а потом вода в душе не такаябыла… Бред! Для святых быть в духе – это нормальное состояние. А мы швыряемсятакими словами и девальвируем высокие понятия.

– Как язык определяет менталитетотдельного человека и нации?

– Я подниму этот вопрос выше: язык нетолько определяет менталитет нации, в нем заложен код этой нации, ее «путевка».Простите за грубую, но доходчивую аналогию. Водителю выписывают путевой лист,но он может поехать халтурить «налево». В языке заложен вектор развития народа.Русский язык в этом плане совершенно удивителен. Безбожных языков нет, но вмире полно безбожных людей, которые могут быть даже лауреатами Нобелевскойпремии, выдающимися писателями, абсолютно при этом не осознавая, что этотталант им дал Бог. Святые говорят, что талант – это поручение от Бога.

К примеру, я считаю М. Горькоготалантливым писателем, а мне возражают, что у него вот такие произведения. Мойответ: и такие, и иные, не вы будете отвечать за них, а он. Каждый язык данБогом. Вот есть племена, у которых язык состоит из 400 слов. С нашей точкизрения, это убожество, а для них «выше крыши», потому что там есть все, чтонеобходимо для их жизни. Но поразительно не это, а то, что даже в таком скудномязыке есть понятие Бога.

Мой родной азербайджанский язык соткан изВетхого завета, а русский язык – из Нового Завета. И вот главный вопрос отсюда,оправдает ли нация тот вектор, который ей определен? Мы понимаем, что русскиесегодня – это суперэтнос. Но если понятие «русский» замыкается только какбиологическое, то это тупиковый путь. О чем тогда говорить? Почему первый исамый лучший толковый словарь живого великорусского языка был создан ВладимиромИвановичем Далем, у которого не было ни капли русской крови? Не случайно«русский» – единственное название национальности в нашем языке, отвечающее навопрос «какой?», все остальные отвечают на вопрос «кто?».

– Что за процесс происходит, когданосители языка перестают его уважать, начинают его засорять?

– Это всегда неизбежно связано сискажением души народа. Посмотрите, кто так разговаривает! Для меня, как и длямногих людей, символом русского интеллигента в чеховском понимании являетсяДмитрий Сергеевич Лихачев. А.П. Чехов написал, что интеллигентному человекубывает стыдно даже перед собакой. Вы можете представить Лихачева матерящимся? Аон, между прочим, в Соловках сидел. Вот ушел этот человек, и образоваласьпустота.

Мне много пишут. Одна женщина написала просвою соседку, которая полжизни просидела в лагерях, но никогда не ругаласьматом. Для нее удержаться от сквернословия, сохранить чистым язык было способомне опуститься, сберечь душу. Всегда важен прецедент: один раз – и покатился.

Я не случайно привел в пример Лихачева.Вот Толстой Лев Николаевич, которого очень люблю и жалею. Не мое дело предаватьего анафеме. Он сам отделил себя от Церкви, а не она его от себя. У него естьразные произведения: и «Крейцерова соната», и «Война и мир», и «Севастопольскиерассказы». Писатель – это зеркало. Толстому поклонялись миллионы русских людей.К.П. Победоносцев в письме С.А. Рачинскому писал, что вся интеллигенцияпоклоняется Толстому. Не Христу! Как в такой ситуации могла не случитьсяреволюция, когда вся нация поклонялась не Христу с его 2000-летней историей наЗемле, когда была нарушена заповедь «не сотвори себе кумира»? Поэтому когдаЛенин говорил, что «Толстой – зеркало русской революции», то он не просто имелв виду, что он ее предтеча, сделал все, чтобы она случилась. Вот какую силуимеет слово. Чуть-чуть скажи Толстой по-другому, и вектор изменился бы. Вотпочему такая большая ответственность лежит на писателях.

Горький в юности очень хотел с Толстымвстретиться. Он приехал в Ясную поляну. И вот встреча Горького, который хоть ивышел из низов общества, но всегда преклонялся перед культурой, и графаТолстого. Горькому после нескольких минут этой встречи захотелось убежать,потому что Толстой ругался матом. Рассказывал грязные, похабные анекдоты.Горький, которого этим было не удивить, пишет, что был глубоко оскорблен тем,что Толстой думал, что он не знает другого языка. Вот еще одна интереснаяфункция языка: как я к тебе отношусь, так я с тобой и разговариваю.

Мне много пришлось общаться с богемой.Среди людей искусства, конечно, есть воцерковленные люди, но их все же мало.Когда я в молодости только начинал трудиться, первой моей работой быладолжность помощника режиссера на телевидении. Я был шокирован, что людиискусства разговаривают, как граф Толстой говорил с Горьким. Потому что всяинтеллигенция поклоняется Толстому.

– До сих пор?

– Надо понять период, когда закладываласьнынешняя интеллигенция – еще во времена Толстого. И такое поведение считалосьхорошей манерой.

Речь человека – это показатель егоистинной культуры. Сегодня утрачен первоначальный смысл слова «культура», а этовсе-таки миссия. Поэтому когда человек приходит в православный храм, то самуювысокую культуру он видит там, потому что там самая высокая миссия.

– Почему раньше носителем языка быликниги, и советские люди считались самыми читающими в мире, а сегодня носителемязыка является телевизор, откуда ругаются матом?

– Раньше был «железный занавес», который,по сути, был санитарным кордоном. Какие-то вещи не проникали в страну, но изараза не проникала. А зараза она и есть зараза: есть духовная, есть микробная.Сегодня люди уже боятся селиться в дома, где живут выходцы из Средней Азии,потому что отмечены случаи полиомиелита.

Я не могу согласиться с той небольшойчастью православных людей, которые предают телевидение анафеме. Если мы предаемтелевидение анафеме, то уподобляемся пензенским затворникам, которые«спасались» под землей. Давайте представим, что какая-то часть православныхперестанет смотреть телевизор. Какая это часть? Ничтожная. Я православный, но ясмотрю телевизор, и работа моя связана с телевидением. То, что люди во всеммире перестали читать, надо принять как факт. Это данность. И есть понятиекартинки, которая востребована. В одиночку не спасаются, поэтому есть толькоодин выход – исправлять телевидение. Телевизор должен стать миссионером икатехизатором. И если несколько лет назад это могло было быть только благимипожеланиями, то сегодня уже есть несколько подобных телеканалов. Вот уже годлично я сотрудничаю с телеканалом«Радость моя», где вышел цикл моих телепередач. Канал вещает 24 часав сутки, названием взяты слова преподобного Серафима Саровского. Каналсуществует уже три года, намеренно не называя себя православным, чтобы быть«ловцом человеков». Зайдите к ним на сайт и увидите такой информационный поток!У них большая география и широкая аудитория. Вот пример хорошего телеканала. Аесть еще телеканалы «Союз», «Спас». И работать на таком телеканале оченьтрудно, потому что есть соревновательность между коммерческими каналами, и надодержать планку.

– Слову сегодня очень тяжело конкурироватьс картинкой?

– Картинка сегодня занимает очень важноеместо в нашей жизни. Детский психолог рассказывала мне поразительную историюпро один эксперимент. Маленьким детям, нашим, не за границей, предложили навыбор смотреть сказку или мультфильмы без звука или же, наоборот, слушать ихбез изображения. Догадываетесь, какой был результат? Большинство детейпотребовало картинку. Секрет прост: когда мы слышим незнакомый текст, у насначинает усиленно работать воображение. Это труд, к которому мы привыкли и незамечаем. А мозг нынешних детей не хочет трудиться. Я уже не говорю проклиповое мышление.

Я специально смотрю эти «поганые» фильмы,потому что встречаюсь с невоцерковленными школьниками и студентами – тойаудиторией, куда не каждый любит ходить: это все равно что в клетку с тиграмизайти, но это наши «тигры». Они тебя пробуют на зубок, но к ним не надоспускаться, как Заратустра, с высоких гор. Или как Г. Флобер, считавший, чтописатель должен жить в башне из слоновой кости. Если так, то тебя не примут, иникакого диалога не получится. Я должен понимать, чем они живут, что считаютискусством.

– Каково с молодежью общаться?

– Радостно. Они со мной говорят на другомязыке и сами потом это чувствуют. Моя задача – показать им самих себя. В жизнибывают добрые слова, которые никогда не забываешь. Такими для меня были словазнакомого, который вместе с сыном работает на оптовом книжном складе. Онблагодарил меня за мою книгу «Тайна русского слова» и рассказал, как она«работает». Его сын, которому года 22, увидел у него эту книгу и попросилпочитать. Через какое-то время знакомый услышал, как сын одергивает своихтоварищей, которые сквернословили, объяснив им, что такое мат.

– Почему так получается, что слованачинают терять свой смысл?

– Я разверну этот вопрос на 180 градусов.Как я это услышал? Почему это случилось? Потому что я в храм пришел. Вот этотрусский язык, о котором я говорю в своих передачах, как Евангелие – я услышал вхраме. И был поражен. Я услышал другие смыслы, подлинные смыслы. Не сразу этослучилось: надо было научиться ходить в храм, стать из захожанина прихожанином.Я стал замечать такие вещи, которые замечают, как оказалось, не все.

Для меня важна еще одна сторона этоговопроса. Я долго недоумевал, что такое имя? Еще я был поражен тем, что Богназывает Адама. Кстати, по-азербайджански слово «Адам» значит «человек». Какпишет Иоанн Златоуст, Адам – это производное от Эдема, сада, земли. Чтобы онпомнил, что из земли, и не возгордился. Поразило меня, что Бог, Который всесоздал, не назвал животных. Называл Адам по его повелению. Как пишет в своемтрактате отец Павел Флоренский, дача имени – это символ власти. Родители даютимя ребенку, и очевидно, что они властвуют над ним. И Господь возжелал, чтобычеловек все полюбил, а это возможно только будучи хозяином всего. Это,выражаясь современным языком, очень «экологичное» решение. Вот страстотерпецНиколай II в своей анкете в графе «Род занятий» написал: «Хозяин землирусской». Просто у нас очень извратилось это понятие, и хозяин – это тот, ктостоит, растопырив ноги и уперев руки в бок. Ничего подобного! Хозяин – этокрест. Если я хозяин стада, и началась буря, то не смогу спать спокойно, покане спасу стадо. Поэтому человек не только наследует землю, но и через наречениеимен тварям должен был полюбить ее.

Вы знаете, что в русских богослужебныхтекстах нет слова «счастье»: ни в одной молитве, ни в тексте евхаристии, ни вакафистах? Часто встречается «радость», а «счастья» нет. А в миру все другдругу желают счастья.

– А почему все хотят быть счастливыми, ане радостными?

– Потому что часто не понимаем, что такоесчастье. Я тоже опешил: как, Церковь против счастья? Но, как говорил КозьмаПрутков, зри в корень. У меня были давние догадки, мы еще об этом многоговорили с отцом. Еще в детстве я слышал, что счастье – это «сейчас есть».Почему об этом и в храме не говорят, потому что счастье – это пожелание земногоблагополучия. А храм – это дом вечности, в котором не уместно говорить оземном.

Отец и мой дед, который окончил царскуюгимназию, лучше меня говорили по-русски. Мой язык очень пострадал из-за того,что я много лет учил русскому языку иностранных студентов. Вы не представляете,какое это понижение речи!

– Как иностранцы меняются, когда начинаютучить русский язык?

– Они становятся русскими, у них нередкопоявляются русские жены. Они возвращаются, скажем, к себе в Нигерию и говорят,что они там русские, им там борща не хватает. Вы посмотрите на евреев, которыеуехали в Израиль. Они жалуются, что, пока жили в Советском Союзе, к нимотносились как к евреям; когда эмигрировали, то стали для «своих» русскими.Вообще это отдельная большая тема. Но очень интересно быть русским. Выпосмотрите на генеалогию Толстого, Пушкина, Лермонтова. Шотландцы называютпоследнего Лермонт, а в Аддис-Абебе стоит памятник Пушкину как «великомуафриканскому поэту».

– А чем для нас чревата тенденцияследования западной моде называть человека просто по имени, а не так, как у наспринято – по имени-отчеству?

– Меня это очень заботит. У нас никогдатак не называли раньше людей. Это духовное холуйство – под копирку. А копия –это всегда копия. Вот я приведу в пример атаманов. Есть Пугачев, есть Разин, аесть Ермак. Обратите внимание: первый либо просто Пугачев, либо Емельян, либоЕмелька; Разин – это Стенька. Единственный, которого народ называет поимени-отчеству – это Ермак Тимофеевич. Отчество связывает человека с отечеством.Кто из них любил отечество по-настоящему? Народное самосознание четкоопределило, кто пекся, прирастив его Сибирью, а кто хотел растащить его. Здесьчто-то на мистическом уровне.

Когда говоришь о языке, то замечаешь многосакральных вещей. Отчество – это привилегия. Это было очень хорошо заметно всословной России. Как называли крепостных? Ванька, Парашка, Машка, а не Маша иВаня. Мне так обидно, что в современной России люди называют друг друга, каккрепостных: Димон, Вован и т.д. Огрубление этих имен похоже на лагерный жаргон,который романтизируют. А если ты хочешь привить порок, то для этого его нужноименно романтизировать.

Все, что приходит к нам с Запада, – этовозвращение наших явлений. Кто был родоначальником хиппи? Горький, который так талантливоромантизировал босячество. И сексуальную революцию придумал не Запад, а членсоветского правительства Александра Коллонтай, которая говорила, что половыечувства так же естественны, как желание пить и есть. Нынешняя молодежь, ксожалению, не знает этого, потому что кругозор ее очень сузился.

Что удивительного в России? Она приводит вдвижение весь мир, питает его своими соками.

С Василием Ирзабековым
беседовал Игорь Зыбин

 

http://www.pravoslavie.ru/guest/35808.htm 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме