itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Немоскали

Зурабов спровоцировал украинцев на выяснение их отличий от русских

0
198
Время на чтение 3 минуты

В одном из своих недавних интервью новый посол России в Киеве Михаил Зурабов сказал, что украинцы и русские - по сути один народ. Это заявление на Украине вызвало шквал протестов: нет, мы не москали, мы другие, мы... И дальше кто во что горазд перечислял отличия украинцев от русских.

Националистически настроенные политики и эксперты тотчас указали российскому послу на ошибочность его оценок. Во-первых, по их мнению, украинцы не могут быть русскими, поскольку у них другой язык. Во-вторых, украинцы придерживаются иной трактовки своей истории. В-третьих... в-третьих, у сторонников национальных разграничений есть еще такой козырь, как "менталитет", в которое каждый вкладывает что бог на душу положит.

С языком, однако, ситуация сложная. Очень многие люди, называющие себя украинцами, а своим родным языком - украинский, в быту и на работе говорят по-русски. Более того, в Одессе, например, встречаются радикальные украинские националисты, с трудом объясняющиеся на мове. Так же как и во Львове, например, есть множество этнических русских, прекрасно владеющих украинским.

Можно ли назвать представителем украинского народа питерского губернатора Валентину Матвиенко, которая выросла в селе под Хмельницком и говорит на мове?

Или, например, какой национальности украинский премьер Николай Азаров, который детство свое провел в Калуге и на государственном языке говорит с заметным трудом? Возможно, что и Матвиенко, и Азаров украинцы. А может быть, нет. А может, они являются представителями разных народов? Ответ не очевиден.

С языком ведь как - на каком научили в детстве, на таком потом и говоришь. А учитывая близость как самих языков, так и их носителей, получается, что русского от украинца по этому признаку отличишь далеко не всегда. Сам Зурабов похвастался, что достиг больших успехов в изучении украинского всего за несколько месяцев. Возможно, это и дало ему повод сказать: "Я убежден в том, что мы не просто братские народы - мы единый народ. Со своими нюансами, со своими особенностями, но единый народ".

Что касается истории, то и тут все не однозначно. Таких исторических деятелей Украины, как, например, Иван Мазепа и Симон Петлюра, одна часть украинского общества называет героями, другая - отщепенцами и предателями.

Считается даже, что те, кто выступает за их героизацию - более украинцы, чем те, кто утверждает обратное. Но можно ли мерить степень "украинскости" человека его отношением к тому или иному историческому персонажу? Как, например, украинец-патриот должен относиться к волынскому князю Димитрию Боброку, который принял активное участие в Куликовской битве, положившей конец монгольскому игу на Руси? Как к герою-освободителю или как к московскому прихвостню?

Отношение к истории, таким образом - слабый национальный идентификатор. Исторические события уже не отменить, а трактовать их каждый волен по-своему. Кому-то они нравятся, кому-то нет. И если национальность связывать с особым мнением отдельно взятого человека об истории, то получится, что сколько людей, столько и национальностей.

Остается третье и самое загадочное - менталитет. Этим иностранным словом, когда оно употребляется вне научного дискурса, как правило маскируют предрассудки о людях той или иной национальности. Русские - ленивые коллективисты, американцы - эгоцентричные ханжи, финны - заторможенные придурки, украинцы - ушлые скандалисты и так далее. Почему? - Да менталитет такой! И все тут.

При этом подобные утверждения легко опровергаются в ходе общения с указанными людьми - русскими, американцами, финнами и украинцами. Конечно, собеседники попадаются всякие, но одно правило действует безотказно: они все очень разные. Поэтому Зурабов, когда говорил о том, что русские и украинцы - это один народ, был не прав. Точнее, не совсем прав. Те русские и те украинцы, с которыми непосредственно общается именно он - сотрудники, знакомые, друзья и родственники - может быть, и один народ: его персональное окружение.

А вот окружение человека, называющего себя украинским националистом - это уже совсем другой народ, и он искренне не понимает, чтó у русских и украинцев вообще может быть общего. У человека, верящего в важность национального вопроса, в голове есть четкая разграничительная черта - "они" и "мы".

Получается, что национальность - понятие растяжимое. Точнее - субъективное. Люди как биологические существа по вполне очевидным внешним признакам делятся на расы, но при чем тут язык, национальность и менталитет? Гражданство можно объективно зафиксировать в документе (хотя у многих украинцев их сразу два - украинское и российское, пусть это и незаконно), но разве гражданство и национальность - это одно и то же?

Понятие национальности в мире отмирает. Нации, строившиеся на этническом принципе, остались где-то в XIX веке. Для людей, мыслящих современными категориями, вопрос о происхождении родителей его собеседника стоит на десятом месте.

Поэтому слова Зурабова о единстве народов, скорее всего, нужно понимать так: "Мне на Украине хорошо, как дома, чему я очень рад".

Как тут не упомянуть бывшего посла в Киеве Виктора Черномырдина, который так прокомментировал слова своего сменщика: "Обижаться на то, что посол сказал, не стоит. Ничего тут обидного нет. И кто обиделся? Томенко? Сам-то он кто по национальности? Украинец? Это еще никто не знает. Если человек хочет к чему-то придраться, он и к столбу придерется".

http://www.lenta.ru/columns/2010/06/24/rosukr/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии