Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Аркадий Гайдар. Имя из пантеона общерусской цивилизации

Олег  Слепынин, Фонд стратегической культуры

22.06.2010

В нынешнем году исполняется 85 лет с момента появления в русской литературе имени «Аркадий Гайдар». Книги, подписанные так, – яркая составляющая часть жизни советских детей. Не знаю у кого как, у меня одно из самых ранних литературных впечатлений – «Горячий камень». Поразила тогда жёсткая мысль… Перечитал сейчас. В «Горячем камне» - сказочная вековечная Русь…

* * *

Публикации о Гайдаре последних двух десятков лет носят в основном разоблачительный, уничтожающий характер. Это и понятно: Аркадий Гайдар – имя из пантеона красной цивилизации. Её крушили, как мы помним, с двух сторон. С одной – со стороны русской, недюжинными силами тех, кто (как замечено о А. И. Солженицыне) целил в коммунизм, а угодил в Россию. С другой – «либерально-демократической», попросту антирусской, кто целил в исконную Россию, бил в Россию. Эти стреляли и через прицел русского зрачка, используя его для решения своих задач, в данном случае через зрачок замечательного русского писателя Владимира Солоухина. Они желали превратить Гайдара, светлого детского писателя, в маньяка-убийцу, в сумасшедшего алкоголика, в чудовищного монстра, а то и изменника, чуть ли ни власовца…

* * *

Все эти годы имя Гайдара защищал его биограф, писатель Борис Камов. О Камове Владимир Солоухин в своём антигайдаровском «Солёном озере» (1994) отозвался не без почтения: «Не так давно мой коллега Борис Николаевич Камов, автор двух больших замечательных очерков о смерти Колчака и о смерти адмирала Щасного, но также и автор апологетической – в духе соцреализма – книги о Гайдаре, выступил с новой публикацией об Аркадии Петровиче…» В другом месте Владимир Алексеевич с воодушевлением цитирует высказывание Камова о Колчаке и берёт на вооружение его умозаключение.

То есть об адмиралах написано хорошо и осмыслено глубоко. Но что же с Гайдаром?.. Диагноз-клеймо «в духе соцреализма» не многое объясняет. Но можно понять, что Камова интересовала в адмиралах истина. А при исследовании судьбы Гайдара этот же автор руководствовался иными интересами?

Наверное, и так бывает.

Вот, доказывая врождённую, патологическую порочность Гайдара, Владимир Солоухин прибегает к такому пассажу, изящному в своём роде: «У меня есть догадка, доказать которую, разумеется, невозможно, но возможны косвенные рассуждения на эту тему». Даже и при быстром прочтении этой книжки замечаешь немало много подобного. Всё это в «Солёном озере» с увлечением преподнесено, азартно! Солоухин коллекционирует слухи – каждое лыко в строку. И не беда, что рассуждения косвенные и что «в Абаканском архиве вообще нет упоминаний о Голикове», а Миша рассказывал «после ухи и после того, что было перед ухой»…

Имя Владимира Солоухина – уважаемое имя в русском мире. Его «Чёрные доски» и «Письма из русского музея» в своё время отменно повлияли на умы части интеллигенции. Но в данном случае, и у меня (О.С.) есть догадка, впрочем, доказать которую и нужды нет. Представляется, воевал Солоухин не с писателем Гайдаром, бил не в Аркадия Петровича, а в Егора Тимуровича, в «министра-плохиша» – губителя отечественной промышленности, экономики, обороны, ликвидатора русского народа.

После «Солёного озера» прошло ещё 16 лет.

В одном из недавних интервью Борис Камов так говорит о своей новейшей книге: «Если коротко, то книга «Игра в наперсток. История одного литературного преступления» написана в защиту чести и достоинства Аркадия Гайдара, в защиту его литературного наследия. На основе множества фактов и документов в ней рассказываю о том, как и почему этот необыкновенный человек, главный писатель нашего детства, стал жертвой злого вымысла. Все обвинения, выдвинутые против него, оказались ложью. Ни одно не подтвердилось…»

* * *

При этом ясно вот что… Вот что несомненно.

Аркадий Голиков был прирождённым художником и воином. Родился таким. Это редкость. Но не исключительная. Он заговорил стихами до того, как узнал грамоту. Когда началась Первая мировая, ему было 10 лет. Вслед за отцом он пытался отправиться на войну – бежал из дома. Остановили.

В Красную армию Аркадий попал в 14. Это особенно поражает. Шёл 1918 год…

Его ли вина, что детство кончилось в самый чёрный год нашей истории? Его ли грех, что он родился в уже изуродованной безбожием стране?

Аркадий Голиков прошёл через мясорубку чудовищной гражданской войны – и тело его, и ум, и душа… Сунь палец в мясорубочный шнек… Ай как больно! А каково душе?!

Но она-то у него осталась светла! Книги в этом не врут.

Силы и лица, которые когда-то запустили механизм революции, а потом самоубийственной Гражданской войны, осуществляли поистине сатанинский проект. Исторической России назначили стать вязанкой хвороста для устройства пожара мировой революции. Из-под русского неба были выбиты кресты, на которых оно стояло, «отменён» Бог и взорваны храмы. Они были уверены: обрушится и растворится в голубом адском пламени русское небо. Почти получилось. Но в поколении том нашлись люди, которые подхватили его на свои плечи. Сквозь дым столетия мы видим их лица, некоторых знаем по именам: Гайдар, Жуков, Королёв…

Дети, росшие на книгах Гайдара, к 1941-му стали тимуровцами (девятилетний тимуровец Борис Камов, например, дежурил во время бомбёжек на крыше дома в Ленинграде, готовый сражаться с зажигательной бомбой). Старшие тимуровцы, сменив в 1944-1945 годах раненых и убитых дедов, отцов и братьев, вспороли фашистскую броню объединённой Европы и невероятным штурмом под командованием Жукова взяли Берлин. Через 20 лет после начала Великой Отечественной Королёв создал невиданную космическую ракету; улыбку Гагарина навсегда запечатлел фотоаппарат мировой истории… Они похожи своими улыбками – Гайдар и Гагарин.

* * *

Сказав, что дар быть воином и художником - дар хоть и редкий, но не исключительный, можно вспомнить легендарного казака Мамая, излюбленного героя народной живописи в Малой Руси. Казак Мамай не воин в стане воинов, для которого война – экзотика, он воин-певец, для которого война – повседневность. Из времён уже вполне исторических назовём…

Любопытства не лишено, что у Гавриила Державина, Дениса Давыдова и Аркадия Гайдара есть несколько общих черт. Всем им приходилось воевать в неприятельском окружении, собственно, осуществлять партизанские рейды. В связи с этим им была не чужда работа с агентурной сетью, разведкой, сыском.

Как Голиков ловил атамана Соловьёва, так Державин – самозванца Пугачёва, а Давыдов предпринимал шаги поймать другого самозванца, более успешного, кого Европа признала императором Франции.

Иван Николаевич Соловьёв командовал белым партизанским отрядом имени Великого Князя Михаила Александровича (брата Царя-Мученика). Отчего-то мне лично симпатично, что Голиков его не поймал. Долго ловил, не поймал и был уволен из армии. Соловьёва обманом заманили и убили – другие. Гавриил Державин долго ловил Емельяна Пугачёва. Он создал агентурную сеть, расставлял засады, попутно совершил рейд вглубь киргизских степей для освобождения русских, угнанных в рабство, он устрашал, карал, подкупал… Ему и самому случалось уносить ноги, конь выручал: Пугачёв настойчиво желал поймать Державина. Поймали Емельяна Ивановича другие. После чего (а отслужил Гавриила Романович в Преображенском полку 15 лет) был он признан неспособным к армейской службе. Ждала его иная слава… Изловить Бонапарта, как за 40 лет до этого и Пугачёва, мечтали и пытались многие. Случись такое, военная слава Дениса Васильевича Давыдова, пожалуй, затмила бы его славу поэта. А так – всё гармонично.

И ещё. Необъяснимым образом в советском кинематографе образы Дениса Давыдова и Аркадия Гайдара играл один актёр (покойный Андрей Ростоцкий).

* * *

Он погиб в пушкинском возрасте.

9 августа 1941 года «Советская Украина» опубликовала небольшую статью Аркадия Гайдара, обращённую к детям: «Родина о вас позаботилась, она вас учила, воспитывала, ласкала и часто даже баловала. Пришёл час доказать и вам, как вы её бережете и любите. Не верьте шептунам, трусам и паникерам. Что бы то ни было – нет и не может быть такой силы, которая сломала бы мощь нашего великого, свободного народа. Победа обязательно будет за нами…» Завершалась статья призывом не сидеть сложа руки, а помочь «своей стране одержать победу над хищным и подлым врагом». Слова эти, судя по всему, обращены и к тем, кто вот-вот окажется на оккупированной территории: шёл второй месяц войны.

Корреспондент «Комсомольской правды», известнейший детский писатель Аркадий Гайдар, оказавшись в окружении на оккупированной территории, стал пулемётчиком партизанского отряда. У него была возможность покинуть неуют холодеющих лесов, место в самолёте было. Остался. Гайдар мечтал о создании партизанского соединения. Воевал он умело. Вот лишь «допартизанский» эпизод. Его коллега рассказывал: «Однажды батальон пехоты, в котором находились и мы, военкоры «Комсомолки», был прижат немецкими автоматчиками к зарослям камыша. Мы подрастерялись. А тут ещё и комбата ранили. И вдруг – голос Аркадия: «Слушай мою команду!» И Гайдар повел батальон в контратаку. Благодаря Аркадию удалось и бойцов вывести из западни, и спасти комбата».

Он погиб, попав в засаду. Случилось это под Каневом, близ села Леплява на железнодорожной насыпи 26 октября 1941 года. Вспомним, что это были за дни – последняя декада октября 41-го.

В Москве введено осадное положение, немцы наступают на Тулу, оставлен Харьков, началась оборона Севастополя…

Пулемётная пуля прилетела из леса. Она пробила грудь и остановилась в сердце.

Сердце Гайдара остановило немецкую пулю, нацеленную, между прочим, и на Кремль, где в 1942 - 1945 годах будет в охранном подразделении служить Владимир Солоухин, имевший счастливую богатырскую стать.

Владимир Алексеевич как-то высказался в таком роде. Мол, в молодости радовался, что на войне не убили, а в старости стал радоваться, что никого не убил. По христиански.

Но ведь и заповедано: «Блажен, кто душу свою положит за други своя…» Аркадий Гайдар жизнь свою положил за други своя, за Отечество, за наше небо. Подробности его гибели известны, каждый может узнать. Героическая гибель.

Могила Аркадия Гайдара. Канев

* * *

Река времени смывает ненадёжные краски. Ему был 21 год, когда он вошёл в русскую литературу. Минуло 85 лет. Пришло время прямо сказать: Аркадий Гайдар (1904 – 1941) – имя и личность из пантеона общерусской цивилизации.

Музей и библиотека Аркадия Гайдара. Канев

http://www.fondsk.ru/article.php?id=3109




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме