Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Не забудь живописца Саврасова…»

Станислав  Минаков, Фонд "Русское единство"

07.06.2010

Исполнилось 180 лет со дня рождения русского живописца А.К. Саврасова, чья удивительная, тонкая и трогательная картина «Грачи прилетели» (1871 г.) знакома нам с детства. Современные художественные снобы считают ее обыденной, однако, на мой взгляд, это полотно является шедевром русского искусства, значение которого выходит за рамки собственно живописи. А все творчество Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897) видится нам выдающимся.

В связи со знаменитой картиной советский поэт фронтовой плеяды Давид Самойлов написал в 1960-х (то есть спустя столетие) замечательное стихотворение, где есть такие строки: «А все же «Грачи прилетели» – / Хорошая очень картина…»

Конечно, хорошая. Столь хорошая, что ее называют визитной карточкой не только самого Саврасова, но и вообще русского лирически-философского пейзажа. Иными словами, эта картина задевает некие русские космические струны, которые невозможно рационально описать, зато можно дать намек на них – например, языком искусства. За полтора века картина по-прежнему воспринимается весьма свежо, дышит пронзительной русской грустью и надеждой. Автор оставил несколько версий этого полотна, самая из удачных находится теперь в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Александр Бенуа, человек весьма критичный, в своей книге «История русской живописи» (1901 г.) в очерке об этой картине Саврасова написал высоко и образно: «»Грачи прилетели» – чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни».

Мало кто знает, что написана эта знаменитая картина была в селе Молвитино Костромской губернии (на реке Шача, в 62 км к северо-востоку от Костромы, теперь на трассе Кострома – Буй), с XVII в. принадлежавшем боярскому роду Салтыковых, а в 1939 г. переименованном в Сусанино, поскольку в нескольких километрах от него, в деревне Деревеньки (которая уже не существует) родился знаменитый герой Отечества крестьянин Иван Осипович Сусанин.

Воскресенская церковь XVII в., изображенная на картине Саврасова «Грачи прилетели», является главной достопримечательностью поселка Cусанино. Сейчас в церкви – музей И. Сусанина. Нам показалось интересным узнать, как сегодня выглядит увековеченный живописцем храм – и целую серию чудесных снимков, сделанных в разное время года, мне прислал для большого фотоальбома «Храмы великой России» (Москва, Эксмо, 2010) житель Сусанино Сергей Берегов – доброхот, любитель своего дивного края.

Искусствоведы верно указывают, что «созвучие интимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова и присуще всем его лучшим произведениям. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер. Сложно найти картины более скромные и убогие по сюжетам, чем весны Саврасова. Но от них веет таким очарованием, такой Родиной, такой нежной близостью и любовью, что оторваться невозможно».

Яркий ученик Саврасова К.А. Коровин, которого справедливо называют первым русским импрессионистом, вспоминал: «Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой – его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались… Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора – такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то – все как-то не про то – про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают…»

Разумеется, и до Саврасова Россия видела-перевидела выдающихся мастеров пейзажа. Но справедливо отмечено, что их произведения более походили на копии и аллюзии итальянских, французских и иных пейзажей, тогда как неформулируемый дух русскости не был явлен в такой полноте даже в их лучших полотнах. И именно Саврасов «первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля». Художник И. Крамской писал: «»Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»»…

Напомним, что Саврасов родился 12 мая по ст. ст. 1830 г. в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке в Москве, и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, за Яузой. Детские годы мальчик провел в Замоскворечье – на Якиманке, на ул. Пятницкой, у Калужской заставы. К 12-летнему возрасту Алексей самоучкой овладел кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде «Извержения Везувия» или «Бури на море» (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по низким ценам торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. Но поступив в 1844 г. в Московское училище живописи и ваяния, он, по-видимому, из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его «из квартиры за страсть к живописи, на чердак», был вынужден прекратить учебу. И только в 1848 г., благодаря помощи соучеников – Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д. Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом.

В 1848 г. молодой живописец был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, представивший лучшие эскизы. А в 1849 г. по совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева он совершил поездку на Украину, и в результате критики заговорили о живописце как о надежде русского искусства. А еще через год Совет Московского художественного общества присвоил Саврасову звание художника – за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850, частное собрание, Москва) и «Камень в лесу у Разлива» (1850, ГТГ).

Утверждают, что его работа того периода «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости художнику традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения «тихие и беспорывные, как русская природа» (как сказал Гоголь о «деревенских» стихотворениях Пушкина).

Позднее, создав немалое количество полотен и широко утвердившись как мастер, в качестве главы московской школы пейзажной живописи Саврасов выступил в числе 23 художников с инициативой организации Товарищества передвижных выставок, сразу прогремевшего на всю Россию.

Искусствоведы сетуют-де, «к сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался «автором одной картины»». Хотя, и до и после написания этого великого произведения художником было создано еще множество прекрасных работ – «Проселок», «Радуга», «Зима», «Распутица», «Оттепель», «Рожь», «Закат над болотом», «Домик в провинции. Весна».

Это и верно, и не совсем. Для тех, кто любит русское, кто любит русскую живопись, не остались в стороне от сердца многие полотна Алексея Кондратьевича.

Из биографии живописца узнаем, что личная драма художника, случившаяся с ним в последние десятилетия XIX в., во многом отодвинула на второй план и имя мастера, и его произведения. Разрыв с женой С.К. Герц, ранняя смерть нескольких детей, отход от педагогической деятельности, от друзей и охлаждение со стороны публики привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и «развитию алкоголизма до размеров непреодолимого недуга». Он до последних своих дней оставался одиноким, неудержимо опускался на дно, попал в кабалу к мелким торговцам. Жил годами в абсолютной нищете и умер в больнице для бедных, если не сказать погиб, тяжело больным – 26 сентября (8 октября) 1897 г., в 67 лет – в Москве же, где и родился.

Среди немногих, провожавших его в последний путь, был пейзажист И.И. Левитан, коему принадлежат скрижальные слова: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта».

Вослед Исааку Ильичу Левитану, благодарному и чрезвычайно одаренному ученику Саврасова, пошлю свое стихотворение марта сего года:

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»

Кто толкует про крах человечества, 
кто куёт себе «счастья ключи»...
Только вновь - на гнездовья Отечества
по весне прилетают грачи.

Всё возможно для русского -
Палехи, и Федоскино, и Хохлома,
и молоховы всполохи памяти,
где кровавой слюны бахрома.

Можно дыбить судьбину хитровую,
стыдный сор выносить из избы...
Только всё ж колокольню шатровую -
средь берёз, в облаках - не избыть.

Вспомни церковку ту, Воскресенскую,
меж грачиных пронзительных гнёзд,
синеву Богородцеву женскую,
что сочится на землю из звёзд.

Вспомни тёмные маковки медные,
тени веток на талом снегу.
И крестьянские хижины бедные
не затри в замутнённом мозгу.

Отдыхай, прозревай или ратничай -
поднимай над горбушкой ржаной
за помин Алексея Кондратьича
русской водки стакан крыжаной!

Помрачившийся классово, расово,
мой народ, заплутавший, как тать,
не забудь живописца Саврасова,
что учил Левитана писать.

http://rusedin.ru/2010/06/05/ne-zabud-zhivopistsa-savrasova/ 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме